ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12 от 28.01.2022 Нейского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-12

(УИД № 44RS0011-01-2021-000959-81)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нея

28 января 2022 года. Нейский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Кудрявцева В.М.,

при секретаре Сусловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении районного суда, гражданское дело по иску Наплавковой Н.С. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Костромской» филиала «Западный» федеральное государственное автономное учреждение «Росжилкомплекс», администрации городского поселения город Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Наплавкова Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Костромской» филиала «Западный» Федеральное государственного автономного учреждения «Росжилкомплекс», Администрации городского поселения город Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено её мужу ФИО2 в указанное время, т.к. жилое помещение, в котором они проживали, являлось аварийным, и было снесено. ДД.ММ.ГГГГ они заключили договор найма служебного помещения с Костромской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны, согласно которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, являющееся федеральной собственностью и находящееся на праве оперативного управления у наймодателя, состоящее из 2-х комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты>., расположенное в <адрес>. С 1990 года она работала в воинской части, расположенной на <адрес>, в последующем вышел на пенсию. За время проживания в квартире её мужа и её вплоть до 2019 года в квитанциях имелась строка оплаты за пользование жилым помещением (плата за наём). В 2020 году, стали приходит квитанции на оплату за содержание жилого помещения от ООО «Возрождение». В настоящий момент она вышла на пенсию по достижению пенсионного возраста, и так как доход небольшой, а плата за коммунальные услуги большая, то она решила оформить субсидию. В МФЦ ей пояснили, что необходим документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (договор соц. найма, свидетельство о праве собственности и т.п.). У неё таких документов нет, был ранее договор найма служебного помещения, и ордера оформленных на её мужа, других документов не имелось. Но её муж ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. И ввиду того, что договор был оформлен на его, то у неё возникли трудности с платежами за оказанные услуги в ЕИРКЦ и оформлении субсидии. Тогда она обратилась в Министерство обороны РФ и его структурные подразделения с заявлениями о заключении договора найма жилого помещения. На что ей часть организаций, куда она обращалась ответили отказом, либо вообще не ответили. Она обратилась с заявлением о заключении договора найма жилого помещения и в администрацию городского поселения город Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области. Ей также отказали в заключении договора, пояснив, что собственником данного жилья является Министерство обороны Российской Федерации. По адресу: <адрес> она зарегистрирована по месту жительства 1991 года, какого-либо другого жилья не имеет и никогда не имела, кроме жилья, которое ранее являлась казармой и дальнейшем было снесено, а им была выделена квартира. В указанной ею квартире проживает с 1991 года. Кроме того, на протяжении всего времени проживания она совместно с мужем, а после его смерти лично несет бремя по содержанию квартиры, оплачивает коммунальные услуги. Данные обстоятельства подтверждаются копиями счетов по оплате за коммунальные услуги, справкой ООО «Возрождение» о лицах, зарегистрированных по месту её проживания, выпиской по лицевому счету об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Длительное проживание в указанном жилом помещении, исполнение обязанностей по оплате за пользование жильем и коммунальными услугами, свидетельствуют о возникновении у неё права пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма. Никаким иным жильем ни на праве собственности, ни на праве соц.найма она никогда не располагала и не располагает. Таким образом, в указанное жилое помещение она вселилась законно, постоянно проживает в нем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносит своевременно. Других жилых помещений у неё не имеется.

В судебном заседании Наплавкова Н.С. исковые требования поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, его структурного подразделения, в судебном заседание отсутствуют, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.

В письменных возражениях указывают, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1871 ФГКУ «Костромская КЭЧ района» Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, а жилой <адрес> составе военного городка №2 г.Неи был закреплен на праве оперативного управления. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2012 года № 2501 спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ передано в собственность городского поселения город Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области, но до настоящего времени квартира, расположенная по адресу: <адрес> реестр муниципальной собственности городского поселения город Нея муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области не включена, право собственности в установленном законом порядке за муниципальным образованием не зарегистрировано.

При этом в ином возражении ранее указывали, что спорное жилое помещение является собственностью РФ и закреплено на праве оперативного управления, относится к специализированному жилищному фонду. В письменных возражениях указали, что заявленные требования полагают не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно приказу Министра Обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» в компетенцию Министерства Обороны входит обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, а также граждан уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения воинской службы. Иных категорий, подлежащих обеспечению жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации по договорам социального найма, закон не содержит. В связи с чем считают, что отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения, т.к. доказательств принятия уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцу на и условиях социального найма не представлено, спорное жилое помещение является служебным и было предоставлено ФИО2 и Н.С. для временного проживания. С учетом того, что Наплавкова Н.С. не является военнослужащей, то ссылка истицы на то обстоятельство, что она имеет право на проживание в спорном жилом помещении на условиях социального найма ввиду ее длительного проживания в квартире, отсутствие задолженности по платежам, а также того обстоятельства, что состоит на учете нуждающихся в жилом помещении муниципального фонда, не порождает возложении обязанности на них по заключению с истцом договора социального найма, т.к. относится к компетенции органов местного самоуправления. Просят в заявленных требованиях отказать.

Ранее в письменных возражениях, по исследованному в ходе рассмотрения делу, представитель ответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации ссылались на то, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.11.2020 г. №583 «О реорганизации Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2021 года реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации с сохранением основных целей деятельности. Согласно приказа начальника ФГАУ «Росжилкомплекс» от 29.01.2021 года №22 правопреемником отделения (территориальное, г.Кострома») ФГКУ «Западрегионежилье» является отдел «Костромской» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс». По существу предъявленных исковых требований филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» сообщал следующее. В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В ст.93 ЖК РФ определено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органами местного самоуправления,.. . государственными учреждениями… Статьями 2 и 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определено, что граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. На основании п.71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом ВС РФ. В соответствии с п.2.2 Инструкции к приказу Минобороны РФ от 18 ноября 2010 г. № 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Департамент имущественных отношений, ДИО МО РФ): а) организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; б) организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; в) ведет реестр жилых помещений Министерства обороны. Также указывали, что на территории Костромской области обязанности ДИО МО РФ осуществляет ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. В соответствии с положениями п.3 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению.

Также указывали, что в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Представитель ответчика администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области с исковыми требованиями Наплавковой Н.С. не согласен, просят рассмотреть дело без их участия, исходя из возражений считает, что требования истца к администрации городского поселения необоснованными, так как в данный момент собственником имущества, в том числе квартиры, в которой проживает истец, они не являются. Также указывают, что в 2012 году на основании приказа Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ предполагалась передача имущества Министерства обороны РФ в количестве 333 квартир в муниципальную собственность городского поселения город Нея. В администрацию городского поселения направлялся акт приёма - передачи от ДД.ММ.ГГГГ для подписания. Данный акт был подписан главой поселения и направлен в адрес Министерства обороны. Но в последующем от Министерства обороны никаких документов (технической документации на объекты жилфонда, кадастровые паспорта, карточки регистрации граждан, ключи от свободных квартир и т.д.) в адрес администрации не поступало. В настоящее время жилые помещения, расположенные на <адрес>, в реестре муниципальной собственности не числятся, в т.ч и <адрес> по адресу: <адрес>, на балансе казны городского поселения г.Нея не состоят, плата за наём не взимается. Плата за наем данных жилых помещений, начиная с июля 2015 года взималась ООО ГУЖФ, о чём свидетельствует договор управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными силами РФ (Договор № 2-УЖФ-02 от 27.07.2015 года) заключенный сроком на 5 лет. В марте 2018 года, в адрес администрации городского поселения г. Нея поступило письмо Министерство обороны РФ № 141/ 5573 от 01.03.2018 года «О рассмотрении возможности принятия в муниципальную собственность городского поселения город Нея части пустующих жилых помещений». После получения данного письма, администрация поселения направила командиру войсковой части письмо с просьбой организовать доступ сотрудников администрации городского поселения для осмотра пустующих квартир для последующего принятия соответствующего решения. До настоящего времени, ответа на запрос от командира войсковой части 55443-КН не имеется, доступ на территорию войсковой части для осмотра жилья предоставлен не был.

Ответчик Нейский муниципальный округ Костромской области в судебном заседание отсутствуют, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия, каких-либо возражений не представили.

Выслушав истца Наплавкову Н.С., исследовав материалы дела, и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. В силу ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Статья 10 Жилищного кодекса РФ, предусматривает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Согласно статье 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу статьи 19 Жилищного кодекса РФ, к жилищному фонду относится совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

В соответствии с ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

На основании п.1 ч.1 ст.67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся, в том числе проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч.1 и ч.2 ст.69 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) (ч. 1).

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2).

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны в целях управления имуществом Вооружённых Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Кроме того, даже если полагать данную квартиру служебной, то Приказом Министра обороны РФ № 2501 от 22 августа 2012 года, указанная квартира из специализированного жилищного фонда исключена.

Судом установлено, что в 1991 году, в т.ч. ФИО2 и Наплавкова Н.С., вселились в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 и КЭЧ Нейского района, а в дальнейшем с Костромской квартирно-эксплуатационной частью был заключен договор найма служебного помещения , в котором, в т.ч. указано, Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, являющееся федеральной собственностью и находящееся на праве оперативного управления у Наймодателя, состоящее из 2 комнатной квартиры общей площадью 47,7 кв.м., жилой площадью 31,0 кв.м., расположенное в <адрес>.

Исходя из паспорта Наплавковой Н.С., иных документов, ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> она была зарегистрирована, исходя из пояснений, как член семьи нанимателя, каких-либо возражений по её вселению в данную квартиру у собственника жилья не возникло.

Истец Наплавкова Н.С. зарегистрирована в данном жилом помещении по месту жительства.

На имя ФИО2 ФГБУ ЦЖКУ был открыт лицевой счёт .

Оценивая доводы о собственнике жилого помещения, занимаемого истцом, суд приходит к следующему:

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны в целях управления имуществом Вооружённых Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

14 сентября 2012 года Министром обороны РФ издан приказ № 2844, согласно которому в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области передавались объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к приказу.

Во исполнение изданного приказа ДД.ММ.ГГГГ составлен передаточный акт по передаче объектов недвижимого имущества в собственность городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области, согласно которому ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в лице начальника Лукавихиной М.В. передаёт, а городское поселение город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области в лице главы администрации Любимова Н.Б. принимает в собственность объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к акту.

Несмотря на изданный Министром обороны РФ приказ, составление передаточного акта, фактическая передача объектов жилого фонда расположенных на <адрес>, Министерством обороны РФ, не проводилась. Право муниципальной собственности на данные объекты не возникло.

О данных обстоятельствах свидетельствуют представленные суду письма должностных лиц, Департамента имущественных отношений Министерства обороны, адресованные главе администрации муниципального района «Город Нея и Нейский район» Костромской области, Правительству Костромской области (№ 141/ 5573 от 01 марта 2018 года и № 141/7845 от 21 марта 2018 года соответственно) о передаче в собственность муниципального образования пустующих жилых помещений. Как следует из содержания, приложенного к данным письмам перечня квартир, которую просит Министерство обороны принять в муниципальную собственность, ранее в 2012 году данные квартиры уже были включены в перечень передаваемых объектов и подлежали передаче в собственность муниципального образования.

Как следует из положений Договора № 2-УЖД-02 Управления жилищным фондом, закреплённым за вооружёнными силами Российской Федерации от 27 июля 2015 года, заключённым между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заказчик передал управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию Заказчика принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в Перечне, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений (п. 2.2 Договора).

Данный договор заключен на основании протокола общего собрания собственников №1 от 30 июня 2015 года (п.1.1). Как следует из содержания приложенного Протокола собрания собственников многоквартирных домов, расположенных в Западном военном округе, 100% собственности в данных домах принадлежит Министерству обороны.

Перечень жилищного фонда, приложенный к Договору содержит указание на <адрес> (в котором находится квартира истца), расположенный на <адрес>.

Об этом же свидетельствуют предоставленные истцом и администрацией городского поселения, копии платёжных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, согласно которым у истца, как и у других лиц проживающих на <адрес>, до 2020 года ООО «Главное управление жилищным фондом» (Управляющей организацией) взималась плата за пользование жилым помещением (плата за наём). Взималась плата за наём в 2018-2020 годах с владельцев других квартир, которые также в 2012 году были включены в передаточный акт и подлежали передаче в собственность городского поселения.

При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика администрации городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области о том, что квартира, в т.ч. истца фактически не передавалась в собственность муниципального образования и право муниципальной собственности на неё не возникло являются обоснованными.

Жилое помещение, занимаемое истцом, относится к государственной собственности и полномочия собственника в отношении данного имущества осуществляются Министерством обороны РФ.

Разрешая вопрос о статусе жилого помещения, занимаемого истцом согласно целям его использования, суд приходит к следующему:

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как следует из материалов дела, письменный договор найма служебного жилого помещения, исходя из представленных документов, ДД.ММ.ГГГГ был заключен с ФИО2, до этого на данную квартиру у него имелся ордер.

Таким образом, спорная квартира ранее находилась в закрытом военном городке, относилась к специализированному жилищному фонду и являлась служебной, что не оспаривается и ответчиками.

Принимая во внимание сложившиеся между ФИО2, Наплавковой Н.С. и собственником жилого помещения отношения, свидетельствующие о возникновении договорных отношений по найму жилого помещения (вселение на законных основаниях на основании ордера, а затем заключения договора о найме служебного жилого помещения, проживание длительное время более 30 лет, проживание после прекращение трудовых отношений с войсковой частью , длительное проживание Наплавковой Н.С. в качестве члена семьи нанимателя, исполнение обязанностей нанимателя по внесению платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и платы за наём), суд приходит к выводу, что требования Наплавковой Н.С. о признании за ней права пользования жилым помещением на условиях социального найма и возложении обязанности заключить с ней договор социального найма являются обоснованными.

При этом суд учитывает, кроме того, что Наплавкова Н.С. какого-либо жилья, кроме занимаемой квартиры, указанной в иске, не имеет и не имела.

Вышесказанное подтверждается, как уведомлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, так и сведениями ОГБУ Костромаоблкадастр-Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее, до 1991 года проживала в жилом помещении казармы. При этом, исходя из ответа на запрос, здание (строение) по адресу <адрес>, в котором ранее проживала истец, на учете, как объект недвижимости не состоит.

Отсутствие объекта недвижимости, его снос, подтверждает право истца, и членов его семьи, на жилье. Опровержение этому не представлено.

Суд также учитывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Таким образом, уполномоченным органом принимать какое-либо решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного/специализированного жилищного фонда, является Министерство обороны Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 2501 от 22 августа 2012 года, указанное в приложении к настоящему приказу недвижимое имущество - жилые помещения (квартиры), закрепленное на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации из специализированного жилищного фонда исключено.

Согласно приложению, содержащему перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ «центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, исключена из специализированного жилищного фонда, в том числе и <адрес> в <адрес> (п. 201 приложения к приказу).

В соответствии с п.11 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебную жилую площадь, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения в судебном порядке. В таком порядке не могли быть выселены лица, указанные в абзаце втором статьи 40 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Так, без предоставления другого жилого помещения в этом случае не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Как следует из материалов дела, Наплавкова Н.С. проработала, согласно трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более 35 лет на различных должностях в воинской части, не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. и Наплавковой Н.С. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, была вселена в жилое помещение, о чем свидетельствует регистрация, указанная в паспорте, затем выдан ордер на эту квартиру, потом заключен в 2009 году договор найма служебного жилого помещения. В 1991 году в данной квартире она была зарегистрирована.

Пунктом 10 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что члены семьи Нанимателя имеют право пользования жилым помещением наравне с Нанимателем.

На протяжении многих лет ФИО2 и Наплавкова Н.С. несли бремя по содержанию квартиры, оплачивали коммунальные услуги.

Согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти ФИО2, Наплавкова Н.С. продолжает проживать в данной квартире и оплачивать наем и содержание этой квартиры, другого жилого помещения Наплавкова Н.С. не имеет и не имела. Ранее проживала в помещении (казарме), которое снесено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Наплавковой Н.С. о признании за ней права пользования жилой площадью на условиях договора социального найма.

Довод ответчиков, выраженный в возражениях на исковое заявление о том, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, и кроме того, вселяясь в служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, истец не оспаривал статус жилого помещения, понимая, что он вселяется в служебную квартиру, противоречит установленным обстоятельствам и положениям указанных выше норм материального и процессуального права.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 2501 от 22 августа 2012 года указанная квартира из специализированного жилищного фонда исключена, доказательств обратного не представлена.

Отсутствие заключенного в письменной форме с соблюдением положений статьей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, договора социального найма, не может препятствовать осуществлению Наплавковой Н.С. прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 07 ноября 2018 года № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооружённых силах Российской Федерации» (с изменениями внесёнными приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года №779) уполномоченным органом Министерства обороны по вопросам реализации в Вооружённых силах требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, является Департамент жилищного обеспечения, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны. К таковым относится федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

Из чего следует, что именно ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом по передаче гражданину (нанимателю) жилого помещения во владение и пользование для проживания в нём на условиях социального найма. Следовательно, именно на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ должна быть возложена обязанность по заключению с Наплавковой Н.С. договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Вышесказанная позиция, о том, что именно ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации должно быть надлежащим ответчиком, изложена и в материалах дела, исследованном в ходе рассмотрения данного дела.

На основании вышеизложенного, исковые требования необходимо удовлетворить в части, признания за Наплавковой Н.С. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма. Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Наплавковой Н.С. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.12, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить в части, признать за Наплавковой Н.С. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> - на условиях социального найма.

Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Наплавковой Н.С. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Кудрявцев В.М.