ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120 от 14.08.2013 Новоржевского районного суда (Псковская область)

Дело № 2–120 ххх 2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

                 Именем Российской Федерации

ххх ххх 2013 года г.Новоржев

    Новоржевский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи – Гвоздевой Г.В.,

с участием прокурора Новоржевского района – Романенкова С.А.,

при секретаре - Евдокимовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Прокурора Новоржевского района Псковской области

в защиту интересов неопределённого круга лиц

к ООО «ххх»

о признании незаконными действий по взиманию с граждан

платы за выдачу справок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоржевского района обратился в суд с обозначенным выше, иском. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства и законодательства о персональных данных Обществом с ограниченной ответственностью    «Ремонтно-строительное предприятие» (далее - ООО «РСП») установлено, что в соответствии с пунктом 2.2 Устава ООО «РСП» предметом деятельности общества является управление недвижимым имуществом, строительство, ремонт зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство отделочных работ, уборка и иная аналогичная деятельность.   

В настоящее время ООО «РСП» осуществляет деятельность по управлению ххх многоквартирными домами Новоржевского района на основании договоров, заключенных в соответствии со ст. 162 ЖК РФ.    Генеральным директором ООО «РСП» в ххх годах утверждены прейскуранты цен на услуги по выдаче справок населению. В 2013 году цены согласно прейскуранта составили: «за выдачу выписки из лицевого счета» и за «справку на гражданство» - по ххх рублей; за справки № ххх: «на наследство», «на продажу», «на регистрацию по месту жительства», «на приватизацию» и за справку о временном проживании на территории района» - по ххх рублей. Аналогичные цены применялись обществом в ххх году. Анализ содержания вышеуказанных справок свидетельствует о том, что все вышеуказанные справки, кроме справок «на приватизацию» и «на продажу» удостоверяют факт регистрации по месту жительства (пребывания) граждан по конкретному адресу. Справки № ххх «на приватизацию» и «на продажу» свидетельствуют о факте регистрации по месту жительства в жилом помещении, относящемуся к муниципальному жилищному фонду, и отсутствии задолженности за жилищно - коммунальные услуги соответственно.

В ххх году ООО «ххх» выдано ххх справок на сумму в ххх рублей, в ххх на сумму ххх рублей, в ххх — ххх на сумму ххх рублей, в ххх на сумму ххх рублей, в ххх - ххх на сумму хххрублей.   

Действия ООО «ххх» по взиманию с граждан платы за выдачу вышеуказанных справок является незаконной.

Таким образом, выдаваемые ООО «ххх» справки о факте регистрации по месту жительства (регистрации), проживания в муниципальном жилищном фонде и отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги содержат персональные данные заявителей и должны выдаваться обществом бесплатно. В свою очередь выдача населению вышеуказанных справок за плату следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, а, следовательно, как ограничение конституционного права граждан на информацию.   

Кроме того, предоставление документированной информации содержащейся в справках с места жительства и выписках из домовых книг в целях реализации прав собственников и нанимателей по договорам социального найма охватываются понятием «управление многоквартирным домом», входит в структуру платы за жилое помещение, определенную статьи 154 ЖК РФ. Введение ограничения на доступ граждан к своим персональным данным посредством установления платы за их получение нарушает права собственников и нанимателей жилых помещений на получение информации. Данная информация не является информацией, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Следовательно, заинтересованные лица вправе свободно получать такую информацию.

В связи с этим, просил суд признать действия ООО «ххх» по взиманию с граждан платы за выдачу справок, содержащих персональные данные заявителей и удостоверяющие факт регистрации по месту жительства (пребывания), проживания в жилом помещении муниципального жилищного фонда, а также факт отсутствия (наличия) задолженности за жилищно-коммунальные услуги, незаконными.

В судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ООО «ххх» ФИО1 исковые требования признал, пояснив, что нарушения допущены в силу недостаточного понимания законов.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требование прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 162 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.   

Согласно подпункта «б» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, следующего стандарта: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Соответственно, под персональными данными понимается фактически любые сведения о физическом лице, позволяющие идентифицировать его личность.

Таким образом, управление многоквартирными домами предполагает осуществление действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, то есть обработку персональных данных в смысле части 3 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ.

На управляющую организацию возлагается обязанность по обеспечению соблюдения законодательства о персональных данных при оперировании персональными данными граждан.

В соответствии с положениями части 9 статьи 9 указанного Федерального закона порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

Часть 3 этой же статьи однозначно указывает на то, что оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту.

Подпунктом «б» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребителю коммунальных услуг предоставлено право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Согласно свидетельству о государственной регистрации ххх № ххх (л.д.21) общество с ограниченной ответственностью «ххх» значится зарегистрированным в налоговом органе за номером ххх с ххх ххх ххх года.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ООО «РСП» предметом деятельности общества является управление недвижимым имуществом, строительство, ремонт зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство отделочных работ, уборка и иная аналогичная деятельность.   

Сведения о том, что предприятие осуществляет платные услуги по выдаче различного рода справок из баз с персональными данными, содержащие персональные данные заявителей и удостоверяющие факт регистрации по месту жительства (пребывания), проживания в жилом помещении муниципального жилищного фонда, а также факт отсутствия (наличия) задолженности за жилищно-коммунальные услуги в Уставе ООО «ххх» - отсутствует. (л.д.8-20).

Из информационного письма ООО «ххх» ххх года (л.д.24-25) следует, что за период с ххх ххх года по ххх ххх года ООО «ххх» всего выдано ххх справок, за которые взималась плата, а именно: в ххх году ООО «ххх» выдано ххх справок на сумму в ххх рублей, в ххх – ххх, на сумму ххх рублей, в ххх — ххх, на сумму ххх рублей, в ххх, на сумму ххх рублей, в ххх – ххх, на сумму ххх рублей.   

В соответствии с прейскурантом цен на выдачу справок населению, утвержденными генеральным директором ООО «ххх» в ххх годах цен на услуги по выдаче справок населению составили: «за выдачу выписки из лицевого счета» и за «справку на гражданство» по ххх рублей; за справки № ххх : «на наследство», «на продажу», «на регистрацию по месту жительства», «на приватизацию» и за справку «о временном проживании на территории района» по ххх рублей. (л.д.26-28).

Таким образом, требование прокурора, поданное в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании действий ООО «ххх» по взиманию с граждан платы за выдачу справок, содержащих персональные данные заявителей и удостоверяющие факт регистрации по месту жительства (пребывания), проживания в жилом помещении муниципального жилищного фонда, а также факт отсутствия (наличия) задолженности за жилищно-коммунальные услуги, незаконными, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новоржевского района Псковской области - удовлетворить.

Признать действия ООО «ххх» по взиманию с граждан платы за выдачу справок, содержащих персональные данные заявителей и удостоверяющие факт регистрации по месту жительства (пребывания), проживания в жилом помещении муниципального жилищного фонда, а также факт отсутствия (наличия) задолженности за жилищно-коммунальные услуги, незаконными.

Взыскать с ООО «ххх» в бюджет муниципального образования «ххх» государственную пошлину в размере хххрублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд Псковской области в течение месяца со дня его вынесения, подачей жалобы через Новоржевский районный суд Псковской области.

СУДЬЯ: ГВОЗДЕВА Г.В.

    Решение не обжаловано. Вступило в законную силу.