Тандинский районный суд Республики Тыва Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тандинский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-120/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Бай-Хаак 23 марта 2012 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Оюн Ч.Т.,
при секретаре Саян А.Ш.,
с участием заместителя прокурора Тандинского кожууна Хертек А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. о признании противоречащим положений инистрации с. дура Тандинского кожууна Устава сельского поселения «сумона Успенка» Тандинского кожууна федеральному законодательству в части,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных норм Устава сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва в части, указав, что федеральными законами № 224-ФЗ от 18.07.2011 года, № 242-ФЗ от 18.07.2011 года, № 243-ФЗ от 18.07.2011 года, № 246-ФЗ от 19.07.2011 года, № 247 ФЗ от 19.07.2011 года, № 263-ФЗ от 25.07.2011 года, №329-ФЗ от 21.11.2011 года, № 361-ФЗ от 30.11.2011 года, № 392-ФЗ от 03.12.2011 года, № 411-ФЗ от 06.12.2011 года внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако, в ходе проверки прокуратурой Тандинского района установлено, что некоторые положения Устава муниципального образования сельское поселение сумон Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва, принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумона Успенка от 16 августа 2011 года № 8 «О принятии Устава сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва в новой редакции», опубликованное в газете «Танды-Уула» от 25 августа 2011 года, спецвыпуском, не соответствует требованиям федерального законодательства, являются незаконными и противоречащими.
Частью 3 статьи 23 Устава полномочия депутата Хурала представителей сумона Успенка и Главы сумона Успенка начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Хурала представителей сумона Успенка нового созыва.
Однако в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Таким образом, Глава сумона Успенка является выборным должностным лицом сумона Успенка и соответственно, его полномочия начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы сумона Успенка.
С принятием Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ) часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнена пунктами 33.1 и 33.2 следующего содержания:
"33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности."
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения расширены, т.е. в Уставе сумона Успенка необходимо предусмотреть полномочия по предоставлению помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, а также полномочия по предоставлению до 1 января 2017 года сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
Устав муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения в строгом соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей вопросы местного значения поселения.
На основании изложенного предлагаем статью 4 Устава в 2012 году привести в соответствие с федеральным законодательством.
С принятием Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ) часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнена пунктами 33.1 и 33.2 следующего содержания:
"33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности."
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения расширены, т.е. в Уставе сумона Успенка необходимо предусмотреть полномочия по предоставлению помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, а также полномочия по предоставлению до 1 января 2017 года сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
Устав муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения в строгом соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей вопросы местного значения поселения.
На основании изложенного статью 4 Устава в 2012 году привести в соответствие с федеральным законодательством.
Часть 2 статьи 50 Федерального закона №" 131-ФЗ, определяющая имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: "2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения."
Кроме того, в ходе проверки Устава установлено, что рассматриваемый нормативный правовой акт противоречит ч.4 ст.3 Федеральному закону от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регламентирующий, что для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:
новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт.
Однако, до настоящего времени Устав муниципального образования «сумон Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва», либо решение представительного органа муниципального образования не представлено в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу для государственной регистрации.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор выступает в защиту интересов Российской Федерации, так как оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства.
Применение оспариваемых норм Устава сумона Успенка, нарушают интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Устава противоречат федеральному законодательству.
Нормативный правовой акт, принятый Хуралом представителей сельского поселения сумона Успенка, в силу его незаконности нарушает права неопределенного круга лиц участников бюджетного процесса.
В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского кожууна РТ – Хертек А.К. заявление поддержала по основаниям указанным в заявлении.
Глава сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна – О.Ч.К. в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Требования прокурора признаёт полностью.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Это объясняется тем, что вступившее в законную силу решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и является обязательным для всех лиц, как участвующих, так и не участвующих в рассмотрении данного дела.
Следовательно, по данному делу суд не может принять то обстоятельство, что заинтересованное лицо признало требования заявителя.
Устав принят Решением Хурала представителей сумона Бай-Хаак от 16 августа 2011 года № 8 «О принятии Устава сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва в новой редакции», опубликованное в газете «Танды-Уула» от 25 августа 2011 года, спецвыпуском.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
В соответствии с ч. 6 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: 1) противоречие устава Конституции РФ, Федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; 2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Часть 8 данной статьи указывает, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступает в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ст. 4 Закона Республики Тыва от 28 декабря 1998 года № 121 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Республике Тыва» (с изменениями от 19 июля, 11 октября 2000 года, 25 апреля 2001 года, 10 июня 2003 года) 1. Уставы муниципальных образований после государственной регистрации подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации или иными другими способами на тувинском и русском языках. 2. Дополнения и изменения действующих уставов муниципальных образований проходят правовую экспертизу и государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Законом для регистрации самих уставов.
Заявление о регистрации изменений и дополнений к уставу муниципального образования представляется в регистрирующий орган не позднее 30 дней со дня подписания решения местного Хурала представителей.
В трехмесячный срок после государственной регистрации и опубликования устава муниципального образования в соответствие с ним должны быть приведены все действующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а там, где необходимо, приведены в соответствие с законодательством Республики Тыва и уставом, выборы органов и должностных лиц муниципального образования.
Зарегистрированные уставы муниципальных образований, а также изменения и дополнения в уставах муниципальных образований заносятся в Реестр уставов муниципальных образований Республики Тыва уполномоченным органом.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, говорится в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Устав муниципального образования относится к такой категории актов. Это отражено и в Федеральном законе № 131-ФЗ, предусматривающем, что устав муниципального образования, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Регулирование порядка вступления в силу, а также порядка опубликования (обнародования) актов местного самоуправления должно быть закреплено в уставе Муниципального образования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормативные акты муниципальных образований, в том числе и устав, так же, как и федеральные законодательные акты и акты субъектов РФ, подлежат официальному опубликованию и порядок их публикации аналогичен.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тех лиц, права и интересы которых он затрагивает, и только в отдельных исключительных случаях при отсутствии в муниципальном образовании периодического издания, осуществляющего официальную публикацию нормативных правовых актов, принимаемых в этом муниципальном образовании, допускается его обнародование, то есть публикация в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Судом установлено, что в сумоне Успенка имеется периодическое печатное издание официальный печатный орган муниципального образования общественно-политическая газета «Танды-Уула», учредителями которого являются Государственный комитет Республики Тыва по печати и информации, администрации Тандинского, Чеди-Хольского кожуунов, коллектив журналистов «Танды-Уула».
Поэтому требования заместителя прокурора о признании недействительным Устава сельского поселения сумона Успенка в части в связи с его противоречиями федеральному законодательству обоснованны.
Федеральным законом от 18.07.2011 года № 242-ФЗ в статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, расширяющие полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля на территории муниципального образования.
В частности, в ст. 14 введены пункты, относящие к вопросам местного значения поселений вопросы осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Таким образом, устав муниципального образования должен содержать отдельные положения, определяющие перечень органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, устанавливающая их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности и перечень должностных лиц, указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий по осуществлению муниципального контроля в установленных сферах деятельности по видам контроля.
Частью 3 статьи 23 Устава установлено, что полномочия депутата хурала представителей сумона Успенка и Главы сумона Успенка начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Хурала представителей сумона Успенка нового созыва.
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Из этого следует, что Глава сумона Успенка является выборным лицом сумона Успенка и соответственно, его полномочия начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы сумона Успенка, то ч.3 ст. 23 Устава противоречит федеральному законодательству, и он должен быть дополнен указанными полномочиями.
Обоснованным следует признать довод заместителя прокурора о необходимости приведения в соответствие Устава сумона Успенка, поскольку внесены изменения путем дополнения в федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 247-ФЗ) часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнена пунктами 33.1 и 33.2 следующего содержания:
"33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности".
Однако указанное изменение в Устав сумона Успенка, не внесено, в частности полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения расширены, т.е. в Уставе сумона Успенка необходимо предусмотреть полномочия по предоставлению помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, а также полномочия по предоставлению до 1 января 2017 года сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, что является противоречием федеральному законодательству.
Поскольку Устав муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения в строгом соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей вопросы местного значения поселения.
Согласно названной норме Устав в этой части не соответствует федеральному законодательству. Из этого следует, что вопросы местного значения поселения должен быть предусмотрены в Уставе в соответствии с федеральным законодательством.
На основании изложенного, статья 4 Устава необходимо привести в соответствие федеральному законодательству.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющая имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: "2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;"
Кроме того, в ходе проверки Устава установлено, что рассматриваемый нормативный правовой акт противоречит ч.4 ст.3 Федеральному закону от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регламентирующий, что для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:
новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт.
Однако, до настоящего времени Устав муниципального образования «сумон Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва», либо решение представительного органа муниципального образования не представлено в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу для государственной регистрации.
Таким образом, Федеральным законом перечень вопросов местного значения поселения дополнен и не включение указанных подпунктов, влечет, то, что Устав в этой части не соответствует федеральному законодательству.
Поскольку изменения и дополнения в Устав муниципального образования сумона Успенка Тандинского кожууна являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, которые не были внесены в Устав, и они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, то соответственно суд считает, что указанный акт нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для признания данного акта недействующим в части.
Так, нормативный правовой акт органа местного самоуправления может признаваться недействующим со дня его принятия в части в том случае, когда акт не был зарегистрирован и опубликован для всеобщего сведения, когда регистрация и опубликование являлось обязательным.
Нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части вследствие противоречия закону, не должен исполняться, применяться или реализовываться каким-либо иным способом. Орган местного самоуправления, принявший признанный судом недействующим нормативный правовой акт в части, обязан во исполнение судебного решения привести этот акт в соответствие с законом.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу следующие нормы Устава сельского поселения «сумон Успенка» Тандинского кожууна Республики Тыва, принятого Решением Хурала представителей сельского поселения «сумона Успенка» от 16 августа 2011 года № 8:
часть 3 статьи 23 Устава в связи с его несоответствием с абзацем 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
статью 4 Устава в связи с его несоответствием со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей вопросы местного значения поселения.
Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение в газете «Танды-Уула».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено – 28 марта 2012 года.
Председательствующий Оюн Ч.Т.