ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12002/16 от 19.07.2016 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного документа подшит в гражданском деле ..., хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

дело ...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июля 2016 года ... РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Е.М. Гайнутдиновой,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки квартиры, возложении обязанности перевести квартиру из жилого фонда в нежилой фонд,

У С Т А Н О В И Л:

Р.Ш. ФИО3, Р.Р. ФИО3 обратились к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки квартиры, возложении обязанности перевести квартиру из жилого фонда в нежилой фонд, указав в обоснование, что на основании договора купли-продажи от ... им принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от .... Проектной организацией ООО «Проектно-строительной фирмой «ФИО14» разработан проект перепланировки квартиры, учитывающий входной узел через балкон путем демонтажа панели ограждения балкона. После подготовки всех документов подано заявление в Исполнительный комитет ... о выводе принадлежащей квартиры в нежилой фонд под размещение офиса. ... получено уведомление о принятом решении об отказе в выводе квартиры в нежилой фонд. Отказ получен на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ в виду несоответствия проекта переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно отсутствия согласованного с архитектора города эскизного проекта входной группы. Указанный перечень документов был передан ответчику в полном объеме. Ответчик ссылается на отсутствие согласования эскизного проекта архитектором города, что противоречит установленным требованиям ответчика, так как по регламенту согласования эскизного проекта при выводе в нежилой фонд первоначально необходимо вывести квартиру из жилого фонда в нежилой, именно после получения постановления о выводе в нежилой фон, происходит согласование эскизного проекта с управлением архитектуры для осуществления и согласования дальнейшей перепланировки. Факт того что проект согласован подтверждается соответствующе печатью на проекте, в приложении имеется. Проектная организация ООО «Проектно-строительной фирмой «ФИО15», разработавшая проект перепланировки квартиры состоит в СРО. По проекту предусматривается демонтаж панели ограждения лоджии, которая является лишь навесной ограждающей ненесущей конструкцией здания. Устройство отдельного входа в соответствии с проектом не повлияет на несущие способности стены, и не повлечет создания угрозы жизни и здоровью граждан, следовательно, является безопасным. Такое устройство входа не нарушает требование подпункта 1 пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации ... (требование механической безопасности) и не нарушает права и законные интересы граждан, не создаст угрозу их жизни и здоровью. Согласно выданному заключению принятые решения в проекте по перепланировке соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных норм действующих на территории РФ и РТ, на несущую способность конструкций здания в целом не влияют и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Просят признать незаконным отказ в согласовании переустройства и перепланировки квартиры, обязать Исполком ... перевести квартиру, расположенную по адресу г....Мира ... (28/01), из жилого фонда в нежилой фонд.

ФИО5ФИО3, Р.Р. ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уполномочили представителя.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования ...ФИО7 Таишева в судебном заседании иск не признала, пояснив, что согласия собственников 100% не имеется, так как в доме имеются квартиры в муниципальной собственности, Исполком согласия по пользованию общей собственностью дома не предоставлял.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Пунктом 2 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодательно регламентирован порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Согласно частям 1, 3 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае, в том числе несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Исходя из части 2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуется разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа, разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектора, имеющего лицензию на архитектурную деятельность. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Из материалов дела следует, что ФИО5ФИО3, Р.Р. ФИО3 являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., согласно свидетельствам о государственной регистрации права.

В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ..., согласно которому собственниками в количестве 100% дано истцам дано разрешение на вывод квартиры в нежилой фонд, реконструкцию и перепланировку со строительством входного узла ..., использование на безвозмездной основе земельного участка под строительство отдельного входного узла, расположенной под окнами ....

Из эскизного проекта на перепланировку ... под нежилое помещение жилого ...(28/01) по проспекту Мира, подготовленного ООО «Проектно-строительная фирма ФИО16», усматривается, что для оборудования доступа необходимо использование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

...ФИО5ФИО3, Р.Р. ФИО3 в Исполнительный комитет муниципального образования ... подано заявление о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое.

Однако уведомлением от ... Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования ...ФИО8 Абдуллиным истцам отказано в переводе указанного помещения из жилого в нежилое на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно, отсутствие согласованного с архитектором города эскизного проекта входной группы.

Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объекту капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, согласно которому в состав проектной документации включается схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, содержащим виды разрешенного использования.

Обязанность предоставления проекта переустройства и перепланировки, содержащей разделы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.

Согласно частям 2 и 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурные решения являются составной частью проектной документации. При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ... N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (пункт 13) раздел 3 "Архитектурные решения" должен содержать:

2) в графической части:

и) отображение фасадов;

к) цветовое решение фасадов (при необходимости).

В соответствии с данным постановлением графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Согласно пункту 1.4 Регламента оформления документов при переводе помещения из жилого в нежилое со строительством входной группы, утвержденного постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования "..." от ... N 160(далее Регламент), проработав возможность строительства входной группы с учетом требований статей 22, 36, 44, 45, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, Управление архитектуры, градостроительства и инвестиций Исполнительного комитета в трехдневный срок готовит заключение о возможности или невозможности строительства и направляет его в Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Исполнительного комитета.

Управление архитектуры, градостроительства и инвестиций Исполнительного комитета в течение десяти дней выдает разрешение на строительство входной группы(пункт 1.8 Регламента).

Для получения разрешения на строительство входной группы заявитель обращается в Управление архитектуры, градостроительства и инвестиций Исполнительного комитета(пункт 1.9 Регламента).

Поскольку заявителями в Исполнительный комитет города по рассмотрению заявления от ... не был предоставлен оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки переводимого помещения, доказательств обращения в Управление архитектуры, градостроительства и инвестиций Исполнительного комитета для согласования проекта не представлено, то оспариваемый отказ ответчика соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителей, поскольку направлен на соблюдение процедуры перевода нежилого помещения в жилое помещение.

Ссылка представителя истца о наличии обращения в Управление архитектуры, градостроительного и жилищного развития не состоятельна, поскольку данное обращение последовало после отказа Исполнительного комитета о переводе помещения, доказательств данного обращения на период рассмотрения заявления истцов от ... суду не представлено.

Более того, по представленному проекту переустройства и перепланировки, принадлежащей истцам квартиры, предусмотрены работы по демонтажу плиты лоджии, из фотографий проекта следует ограждение установкой витражного ограждения "в пол".

Анализируя положения жилищного законодательства, устанавливающего перечень имущества в многоквартирном доме, которое находится в долевой собственности владельцев помещений в таком доме, балконные плиты относятся к общему имуществу дома.

Учитывая, что использование лоджий не по назначению не допускается, площади лоджии отдельно включаются в площадь капитального объекта строительства - многоквартирного дома, а не в площадь жилого помещения, то распоряжение указанным имуществом в силу статей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и 247 Гражданского кодекса Российской Федерации должно осуществляться по соглашению всех участников долевой собственности - собственников помещений в многоквартирном доме.

Между тем, представленный протокол общего собрания от ... не является доказательством получения надлежащего согласия собственников помещений жилого дома, поскольку из представленных подписей не видно, на каком основании проголосовавшим лицам принадлежит право собственности в жилом помещении, в протоколе общего собрания нет данных о количестве собственников, нанимателей многоквартирного дома, отсутствует реестр собственников помещений в многоквартирном доме (представителей собственников) в подтверждение наличия 100 % голосов собственников многоквартирного дома.

В связи с изложенным указанный протокол общего собрания собственников помещений не может быть принят в качестве допустимого и достоверного доказательства.

Таким образом, согласия всех собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома на реконструкцию не имеется.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных правовых норм и обстоятельств дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска, поскольку отказ Исполнительного комитета муниципального образования ... в согласовании перепланировки жилого помещения не противоречит закону и не нарушает прав административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления ФИО1, ФИО2 к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки квартиры, возложении обязанности перевести квартиру из жилого фонда в нежилой фонд отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Е.М. Гайнутдинова

Копия верна

Судья Е.М. Гайнутдинова

Решение вступило в законную силу ...

Судья Е.М. Гайнутдинова