ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1200/16 от 28.04.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело , 2-1200/16, 2-1700/16 мотивированное решение

изготовлено 28 апреля 2016 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Холкиной О.А.,

при секретаре ФИО95,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО73, ФИО74, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО28, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72 к ГОУП «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей, обязании демонтировать общедомовые приборы учета, приведении системы водоснабжения в первоначальное положение, взыскании оплаты за установку общедомовых приборов учета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО73, ФИО74 обратились в суд с иском к ГОУП «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей, обязании демонтировать общедомовые приборы учета, приведении системы водоснабжения в первоначальное положение, взыскании оплаты за установку общедомовых приборов учета, указав в обоснование иска, что на основании решения собрания собственников жилья, ФИО73 является председателем совета <адрес> в г.Мурманске, ФИО74 является членом совета дома. ГОУП «Мурманскводоканал» в принудительном порядке установило в подвале <адрес> в г. Мурманске в октябре 2014 года общедомовой прибор учета воды и выставило собственникам помещений требование об оплате расходов на приобретение прибора учета воды и его установку через квитанции. Комиссией установлено, что силами ответчика прибор учета установлен на транзитном трубопроводе, по которому осуществляется водоснабжение домов , 105 <адрес> в г.Мурманске, что невозможно на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», так как на один дом должен быть один прибор учета. Считают, что учитывая примененную фактическую схему водоснабжения двух домов по одному транзитному трубопроводу, на котором и установлен прибор учета, установка прибора учета в качестве ОДПУ невозможна без проведения реконструкции существующих внутридомовых инженерных сетей. Кроме того, после установки данного прибора и получения денежных средств за его установку в ненадлежащем месте, ответчик фактически не использует спорный прибор в качестве общедомового, продолжая фактически начислять плату за водопотребление по нормативу. Просит суд обязать ответчика демонтировать спорный прибор учета и привести систему водоснабжения в первоначальное состояние. Обязать ответчика провести обследование на предмет наличия (отсутствия) возможности установки общедомового прибора учета. Обязать ответчика вернуть незаконно полученные денежные средства за установку ОДПУ путем зачета этих средств на лицевые счета всех собственников жилья в качестве оплаты водоснабжения. Взыскать с ответчика неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения требований о возврате денежных средств. Обязать ответчика взысканную с него пеню зачислить на лицевые счета всех собственников жилья в качестве оплаты водоснабжения.

Также в суд обратились с требованиями истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33 с иском к ГОУП «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей, обязании демонтировать общедомовые приборы учета, приведении системы водоснабжения в первоначальное положение, взыскании оплаты за установку общедомовых приборов учета. В обосновании иска указано, что истцы являются собственниками квартир в <адрес> в г.Мурманске. ДД.ММ.ГГГГ ответчик по своей инициативе установил в подвале <адрес> в г.Мурманске водомерный узел, и выставил в декабре 2014 года собственникам помещений квитанции, включающие требование об оплате расходов по установке указанного прибора учета. Управляющая компания ООО «МУ ЖСК» на обращение собственников квартир направило ответ, в котором указано, что акт ввода водомерного узла в эксплуатацию представителями ООО «МУ ЖСК» не подписан, так как представители ГОУП «Мурманскводоканал» своевременно не проинформировали представителей ООО «МУ ЖСК» о дате ввода в эксплуатацию водомерного узла. На обращение собственников <адрес> в г.Мурманске в ГЖИ, представитель ГЖИ сообщил, что данный водомерный общедомовой прибор учета холодной воды установлен на общедомовых сетях водоснабжения для многоквартирного <адрес> и 18 квартир многоквартирного <адрес>, таким образом, прибор учета, измеряющий количество ресурса, поданного в два многоквартирных дома, не является общедомовым прибора учета для многоквартирного <адрес> и многоквартирного <адрес> и не может приниматься для расчетов каждого из указанных многоквартирных домов. Просит суд демонтировать спорный прибор учета и провести систему водоснабжения в первоначальное состояние. Взыскать с ответчика незаконно полученные денежные средства за установку прибора учета путем зачета таких денежных средств в качестве оплаты водоснабжения на лицевые счета собственников <адрес> в г.Мурманске.

Также в суд обратились с требованиями истцы ФИО34, ФИО35, ФИО96, ФИО37, ФИО28, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО97, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО98, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72 к ГОУП «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей, обязании демонтировать общедомовые приборы учета, приведении системы водоснабжения в первоначальное положение, взыскании оплаты за установку общедомовых приборов учета. В обосновании иска указали, ответчик в принудительном порядке установил в подвале <адрес> в г.Мурманске в октябре 2014 года общедомовой прибор учета воды и выставило собственникам помещений требование об оплате расходов на приобретение прибора учета воды и его установке через квитанции. Истцам стало известно, что ОДПУ установлен на здание, в котором находится их дом и 20 квартир <адрес>, относящихся к другой Управляющей компании. Полагают, что учитывая примененную фактическую схему водоснабжения двух домов по одному транзитному трубопроводу, на котором и установлен прибор учета, установка прибора учета в качестве ОДПУ невозможна без проведения реконструкции существующих внутридомовых инженерных сетей. Просят суд обязать ответчика демонтировать спорный прибор учета и привести систему водоснабжения в первоначальное состояние. Обязать ответчика провести обследование на предмет наличия (отсутствия) возможности установки общедовомого прибора учета. Обязать ответчика вернуть, незаконно полученные денежные средства за установку ОДПУ, путем зачета этих средств на лицевые счета собственников жилья в качестве оплаты водоснабжения. Взыскать с ответчика неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения требований о возврате денежных средств. Обязать ответчика взысканную с него пеню зачислить на лицевые счета собственников жилья в качестве оплаты водоснабжения.

Определениями Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указанные дела объединены в одно производство.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО73, ФИО35, ФИО96, ФИО37, ФИО28, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО97, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО98, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72 в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, направили в суд своих представителей.

Истец ФИО74 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истцов ФИО1, ФИО34 в судебном заседании уточнили исковые требования, указав, что дополнительные ОДПУ, которые ответчик предлагает установить после последнего общедомового стояка на ГВС и ХВС в домах по <адрес> и домах , 105 по <адрес> определяют также объем воды для <адрес>, то есть дублируют показания ОДПУ установленных в <адрес>, и большим бременем расходов ложатся на собственников данных МКД в части содержания, обслуживания, сохранности, поверки ОДПУ. Кроме того, в случае выхода из строя ОДПУ- дублеров, как определить объем воды на ОДН за расчетный период (месяц) в МКД по <адрес>, домов , 105, по <адрес> представителем ответчика не разъяснено, нормативной базой не урегулировано. Капитальный ремонт/ реконструкция общего имущества в МКД по <адрес> может позволить соблюсти обязательные требования к фактическому определению объемов воды на ГВС и ХВС конкретно для <адрес>, для <адрес> и для <адрес>. Собственниками вышеуказанных МКД ежемесячные взносы на выполнение работ по капитальному ремонту/ реконструкции на счет Регионального оператора перечисляются. Поскольку ответчик в принудительном порядке на транзитной трубопроводе установил ОДПУ для указанных МКД, тем самым лишил собственников возможности включения в адресную программу в части установки ОДПУ надлежащим образом для каждого конкретного МКД, как средства измерения, используемого для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Считают, что приборы учета не могут признаваться общедомовыми, поскольку не измеряют объем воды, поданной в один дом. Следовательно, показания таких ОДПУ не должны приниматься в размер платы за коммунальные услуги ГВС и ХВС на общедомовые нужды. Расчеты с ГОУП «Мурманскводоканал» в части объемов воды, отпущенной на ОДН, должны производиться по каждому дому, исходя из нормативов потреблений коммунальных услуг водоснабжения на ОДН. Просят суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика ГОУП «Мурманскводоканал» в судебном заседании возражали против требований истцов, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ГОУП «Мурманскводоканал» произвело установку общедомового прибора учета воды в <адрес> в г.Мурманске, ДД.ММ.ГГГГ установлен общедомовой прибор учета воды в <адрес>, также ДД.ММ.ГГГГ установлен общемовой прибор учета воды в <адрес> в г.Мурманске. Ответчик полагает, что истцами был сделан ошибочный вывод о том, что общедомовые приборы учета, установленный в домах , 101 по <адрес> и в <адрес> таковыми не являются, в силу того, что учитывают потребление воды как данных домов, так и <адрес>. Согласно п.4 статьи 20 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» коммерческий учет воды осуществляется в узлах учета. Исходя из смысла данной нормы под узлом учета стоит понимать не один общедомовой прибор учета воды, а совокупность устройств, позволяющих определять объем потребленного ресурса. Общедомовые приборы учета воды, установленные в спорных домах могут учитывать количество потребленного ресурса в данных домах при условии установки аналогичного прибора в <адрес>. В целях организации узла учета в спорных домах, силами ГОУП «Мурманскводоканал» были установлены дополнительные приборы учета в <адрес>, что в свою очередь позволило определять точный объем воды, потребленной по отдельности в <адрес>, домах №, 105 по <адрес>. Кроме того, возможно установление дополнительных приборов учета в границах каждого из домов, жильцы которых обратились в суд с иском, дополнительных приборов учета на холодную и горячую воду, такое установление возможно за счет средств ГОУП «Водоканал», но жильцы на это предложение ответили отказом. Между тем, обязанность учета потребляемого ресурса с применением ОДПУ установлена государством. Просят суд в удовлетворении исковых требований истцам отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания» (ООО «МУ ЖСК»), управляющей компании <адрес> в г.Мурманске и <адрес> в г.Мурманске, ФИО99 в судебном заседании поддержала требования истцов, пояснив, что общедомовые приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности, которой является внешняя граница стены многоквартирного дома. До установки прибора учета ответчик должен был произвести мероприятия в виде осмотра коммуникаций с участием специалистов управляющих компаний, что не было сделано, в случае необходимости должна быть проведена реконструкция коммуникаций перед установкой приборов учета с тем, чтобы их установка была произведена в соответствии с законом. Кроме того, такую установку ответчик должен был провести до ДД.ММ.ГГГГ, а все сделано позднее в 2014 году без согласования с управляющими компаниями.

Представитель третьего лица ООО «УК Мурманремстрой-1» управляющей компании <адрес> в г.Мурманске ФИО100 в судебное заседании не явился, извещался надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях исковые требования истцов поддержал, указав, что до установки прибора учета должны были произведены мероприятия в виде осмотра коммуникаций, также необходим был ремонт и реконструкция перед установкой приборов учетов. Установлен узел учета состоящий их трех приборов, также эти показания используются и для других домов, таким образом, он не может быть общедомовым, если рассматривать его как первоначально установленный, то тогда он установлен на транзитной линии. Приборы учета не считаются надлежащими, так как сеть транзитная и стояки подключены к транзитной сети, таким образом, сеть не может являться общедомовым имуществом. Отсутствуют технические возможности установки ОДПУ, критерии которых установлены Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Государственной жилищной инспекции МО, привлеченный к участию в деле в порядке ч.3 ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что после обследования мест установки общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, расположенных в домах №, по <адрес> и <адрес> в г.Мурманске, специалисты ГЖИ приходят к выводу, что в указанных домах имеется техническая возможность установки узлов учета без реконструкции сетей при установке дополнительных ОДПУ ГХВС в границах каждого многоквартирного дома. В этом случае объем потребляемой воды МКД рассчитывается путем вычитания показаний приборов учета установленных при входе в дом, с показаниями приборов учета, установленных в пределах домов, в которых проживают истцы, перед стенами с <адрес>.

Представители третьих лиц Администрации г.Мурманска, Управления капитального строительства г.Мурманска, ММБУ «НФУ» в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

Суд выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, статьей 539 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Статья 161 Жилищного кодекса РФ относит предоставление коммунальных услуг к деятельности по управлению многоквартирным домом наряду с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, решением вопросов пользования указанным имуществом. Данная норма не предоставляет управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами (далее - управляющие организации), право отказаться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 (части 1 и 12).

Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Судом установлено, что истцы ФИО73, ФИО74 являются собственниками квартир в <адрес> в г. Мурманске.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33 являются собственниками квартир <адрес> в <адрес>.

Истцы ФИО34, ФИО35, ФИО96, ФИО37, ФИО28, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО97, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО98, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72 являются собственниками квартир в <адрес> в г. Мурманске.

ДД.ММ.ГГГГ ГОУП « Мурманскводоканал» произвело установку общедомового прибора учета воды в <адрес> в г.Мурманске.

ДД.ММ.ГГГГ ГОУП « Мурманскводоканал» произвело установку общедомового прибора учета воды в <адрес> в г. Мурманске.

ДД.ММ.ГГГГ ГОУП « Мурманскводоканал» произвело установку общедомового прибора учета воды в <адрес> в г. Мурманске.

Согласно плану указанные три дома примыкают к дому пр <адрес> в г.Мурманске, находящемуся в центре «лепестками».

Материалами дела подтверждается, что в многоквартирных домах , 105 по <адрес>, по <адрес> в г. Мурманске установлены коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды, расходы на установку которых предъявлены собственникам помещений данных домов в квитанциях с декабря 2014 года.

Холодное водоснабжение <адрес> в г. Мурманске осуществляется через инженерные сети указанных выше домов в отсутствии (общедомового) прибора учета холодной воды данного дома.

Согласно частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

С целью осуществления такого учета согласно ч.5 статьи 13 указанного Федерального закона собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию

Согласно части 9 данной статьи с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 Правил ).

В силу пункта 8.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Пункты 40 и 44 Правил в составе платы за коммунальные услуги отдельно определяют плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, и в связи с этим в указанной части не противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.

Установленный в статье 37 названного Кодекса принцип определения размеров долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует рассматривать в качестве общего правила, подлежащего применению в связи с использованием общего имущества, несением обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 39 Кодекса).

Правительство Российской Федерации в силу полномочий, закрепленных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, по определению особенностей предоставления коммунальных услуг, в том числе с использованием показаний различных приборов учета, было вправе применить данное правило и при определении объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение (далее - помещение).

Пункт 10 приложения N 2 к этим Правилам содержит формулу определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения с использованием показателя объема, рассчитанного в соответствии с указанным выше правилом пропорционального распределения.

При таком положении пункт 44 Правил, пункты 10, 15 и 16 приложения к этим Правилам не противоречат действующему законодательству.

В состав общего имущества в многоквартирном доме входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.

Пункт 54 Правил закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Конкретизируя данное правило при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), необходимо учитывать, что оспариваемая норма предписывает определять указанный размер в соответствии с формулой 20 приложения к этим Правилам как сумму двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду, и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. Следовательно, в случае, если один коммунальный ресурс используется и для предоставления соответствующего вида коммунальной услуги, и для производства и предоставления другого вида коммунальной услуги, объем ресурса, затраченного на каждый вид коммунальной услуги, фиксируется отдельно.

При отсутствии приборов учета, фиксирующего объем коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги, с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, объем такого ресурса определяется по удельным расходам на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 указанного федерального закона утверждение типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона №416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения этого федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 15 статьи 161 устанавливает, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил).

Расходы на подключение с учетом расстояния до точки подключения (независимо от ее местонахождения) включаются в состав платы за подключение с последующей их компенсацией организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно акту ММБУ «НФУ» от ДД.ММ.ГГГГ водосчетчик установленный в <адрес> в г. Мурманске учитывает холодную и горячую воду на дома по адресам: <адрес> (18 квартир).

Из акта ММБУ «НФУ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> запитан по холодному и горячему водоснабжению от трех домов, а именно: <адрес>- стояки по квартирам , 10, <адрес>- стояки по квартирам , 2, <адрес> - стояки по квартирам , 8. На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> (после отсечной задвижки) установлен прибор учета потребления горячей воды. Тип счетчика Zenner . Показания счетчика на момент обследования 00391 м3.Данный водосчетчик учитывает горячую воду, потребленную по стоякам квартир , 10. На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы холодного водоснабжения, запитанном от розлива <адрес> на вводе в <адрес> (после отсечной задвижки) установлен счетчик Zenner . Показания счетчика на момент обследования 00783 м3. Данный водосчетчик учитывает холодную воду, потребленную по стоякам квартир , 2. На розводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от розлива <адрес> на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner . Показания счетчика на момент обследования 00543 м3. Данный водосчетчик учитывает горячую воду, потребленную по стоякам квартир , 2. На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы холодного водоснабжения запитанном от розлива <адрес> на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления холодной воды Zenner . Показания счетчика 00359м3. Данный водосчетчик учитывает холодную воду, потребленную по стоякам квартир , 8. На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от розлива <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner . Показания счетчика 00185 м3. Данный водосчетчик учитывает горячую воду, потребленную по стоякам квартир ,8.

Согласно акту ММБУ «НФУ» от ДД.ММ.ГГГГ в результате визуального осмотра подвального помещения <адрес> установлено, что <адрес> запитан по холодному и горячему водоснабжению от трех домов, а именно: <адрес> и <адрес> в г. Мурманске. На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы холодного водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления холодной воды: Zenner .На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner . На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner . На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner . На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner . На разводящем трубопроводе (розливе) внутридомовой системы горячего водоснабжения, запитанном от <адрес>, на вводе в <адрес> установлен прибор учета потребления горячей воды Zenner .

В акте ММБУ «НФУ» от ДД.ММ.ГГГГ в результате визуального осмотра теплового центра, расположенного в подвальном помещении <адрес> в г. Мурманске установлено, что на водомерном узле внутридомовой сети холодного водоснабжения установлен прибор учета потребления холодной воды Zenner . От водомерного узла, расположенного в тепловой центре <адрес>, по холодному водоснабжению запитаны: <адрес> и часть квартир <адрес> в г. Мурманске.

Согласно акту ММБУ «НФУ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате визуального осмотра теплового центра, расположенного в подвальном помещении <адрес> в г.Мурманске на водомерном узле внутридомовой сети холодного водоснабжения установлен прибор потребления холодной воды Zenner . От водомерного узла, расположенного в тепловом центре <адрес>, по холодному водоснабжению запитаны <адрес> и часть квартир <адрес>.

Таким образом, установлено, что в домах истцов установлены по одному ОДПУ холодной воды перед бойлерами нагрева воды, а в <адрес> установлены на трубопроводах, идущих от каждого из домов, в которых проживают истцы всего шесть ОДПУ: 3 на холодную воду и 3 на горячую воду.

Истцы обосновывают свои требования тем, что установленные в их домах приборы учета нельзя отнести к общедомовым приборам учета, поскольку они установлены на транзитных трубопроводах и фактически начисляют потребление воды не только в их МКД, но и в соседнем <адрес>, не согласны с тем, что в случае вычитания показаний ОДПУ, установленных в их домах и показаний приборов учета, установленных в <адрес> возможно получение правильного результата, поскольку ОДПУ в <адрес> расположены за границами их многоквартирных домов, полагают, что в данном случае отсутствуют технические возможности установки ОДПУ, критерии которых установлены Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение определения Октябрьского районного суда г.Мурманск от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследования мест установки ОДПУ холодной и горячей воды, распложенных в домах , 103, 105 по <адрес> и по <адрес> в г. Мурманске.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что возможно использование приборов учета, расположенных в границах определенного многоквартирного дома для определения объема коммунальной услуги, представленной в таком доме. Трубопровод, проходящий по подвалам домов, является транзитным для водоснабжения в <адрес>. Все приборы учета установлены не на границах, но в границах балансовой принадлежности. Приборы учета горячей воды установлены только в <адрес> с заводскими номерами , . Места установки соответствуют фактической схеме водоснабжения. Все прибору учета установлены в соответствии с критериями технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета. Реконструкция существующих или создание новых внутридомовых систем не требуется. Техническая возможность установки коллективных (общемовых приборов учета с учетом критериев, утв.Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ) имеется. В указанных домах имеется техническая возможность установки узлов учета без реконструкции сетей при установке дополнительных ОДПУ ГХВС в границах каждого многоквартирного дома.

Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".

В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства , раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в спорных домах установлены ОДПУ- в данном случае, состоящие из совокупности средств измерения. При использовании имеющейся совокупности средств измерения ОДПУ возможно произведение учета измерения потребляемых ресурсов.

Также суд приходит к выводу, что в данном случае, истцы не доказали наличие критериев, при которых отсутствует техническая возможность установки прибора учета. Кроме того, имеется возможность установления дополнительных приборов учета воды, при ее выходе в <адрес> в г.Мурманске в границах стен каждого из домов.

Частями 5, 9, 12 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме установить счетчики и не содержится указаний на освобождение от этой обязанности в отсутствие технической возможности, а при невыполнении собственниками этой обязанности предусмотрена их принудительная установка ресурсоснабжающей организацией.

До ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 статьи 13 указанного Закона, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 12).

В соответствии с пунктом 38 (1) Правил в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, который определяется исходя из доли собственника в праве общей собственности на общее имущество, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещения организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из данного пункта Правил, существуют два взаимоисключающих варианта оплаты собственниками помещений расходов на установку приборов учета:

- в составе платы за содержание и ремонт общего имущества, которая устанавливается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, то есть в таком случае плата вносится управляющей организации, которая производит расчеты с ресурсоснабжающей организацией;

- на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организации собственникам помещений, если расходы на установку приборов учета не учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества.

Как следует из дела, в срок, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах №,105 по <адрес> в г.Мурманске, <адрес> в г.Мурманске не выполнили обязанность по оснащению этих домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в связи с чем эта обязанность была исполнена ГОУП «Мурманскводоканал».

Таким образом, в силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ, у собственников помещений в указанных многоквартирных домах возникла обязанность по оплате ГОУП «Мурманскводоканал» расходов на установку общедомового прибора учета.

То обстоятельство, что установка приборов учета выполнена по истечении ДД.ММ.ГГГГ не влияет на существо правоотношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ГОУП «Мурманскводоканал», возникших на этом основании, и не влечет прекращение обязанности собственников по оплате расходов на установку приборов учета, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ не предусматривает освобождения от оплаты этих расходов по такому основанию.

Исходя из вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении требований истцом -собственников жилых домов , 105 по <адрес> и <адрес> к ГОУП «Мурманскводоканал».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО73, ФИО74, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО28, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72 к ГОУП «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей, обязании демонтировать общедомовые приборы учета, приведении системы водоснабжения в первоначальное положение, взыскании оплаты за установку общедомовых приборов учета отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий О.А.Холкина