ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1200/18 от 09.08.2018 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2018 года г.Челябинск

Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе

председательствующего Левинской Н.В.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом дополнений и уточнений к исковому заявлению) к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании решения, принятого на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, проведенного в очно-заочной форме, оформленного пунктом 5.2 протокола от 12 декабря 2017г. (дата составления протокола 19 января 2018г.), в части установления размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 13,1 руб. с 01.07.2017г. с применением индекса 6% с учетом предложений совета дома.

В обоснование заявленных требований указано, что собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес>, путем проведения общего собрания изменены с 01.07.2017г. тарифы за содержание и текущий ремонт общего имущества в сторону уменьшения с 21,46 руб. до 13,1 руб. ФИО2, ФИО3, ФИО4 в соответствии с протоколом собрания являются инициаторами проведения общего собрания. Истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, о проведении данного собрания в установленном порядке не извещались, в связи с чем не имела возможности принять участия, информация о результатах собрания до собственников помещений не была доведена. После ознакомлении с протоколом общего собрания и решениями истец считает, что произвольное изменение тарифов на содержание и ремонт приведет к ухудшению состояния дома (том 1 л.д. 30, л.д. 159-160 и том 3 л.д. 45).

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без её участия (том 3 л.д. 44). Представитель истца ФИО5 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в редакции уточненного искового заявления, содержащего требования о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома только в части.

Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание явились, возражали по заявленным требованиям.

Представитель третьего лица ООО УК «Альтернатива» ФИО6 в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», привлеченное судом к участию в деле в качестве государственного органа, представителя своего в судебное заседание не направило, извещено, просило рассмотреть дело в его отсутствие (том 2 л.д. 123 и 205).

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, показания свидетелей, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2).

Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения (часть 4).

В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме помимо других сведений должны быть указаны сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание (часть 5).

Как следует из материалов дела, собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> проведено собрание в очно-заочной форме, оформленное протоколом от 12 декабря 2017г. (дата составления протокола 19 января 2018г.) – том 1 л.д. 63-66.

Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования от 12 декабря 2017г. (дата составления протокола 19 января 2018г.) следует, что инициаторами общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являлись ФИО4, ФИО3, ФИО2, – собственники жилых помещений <адрес> соответственно квартир: (том 1 л.д. 54-56).

Очная часть собрания состоялась 12 декабря 2017г., заочная часть собрания состоялась в период с 29 декабря 2017г. по 10 января 2018г.

Согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Кворум на собрании сторонами не оспаривался.

Истцом было заявлено о несоответствии даты протокола дате окончания голосования. Однако как показали свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО11 надлежащей датой составления протокола следует считать рукописную дату на последнем листе протокола – 19 января 2018г. Печатная дата на первом листе соответствует первой дате собрания, проводимой в очной форме.

В уточненном исковом заявлении истец оспаривал решение по п. 5.2. протокола.

Пункт 5.2 протокола от 12 декабря 2017г. (дата составления протокола 19 января 2018г.) содержал решение в части установления размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 13,1 руб. с 01.07.2017г. с применением индекса 6% с учетом предложений совета дома.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой <адрес> находится в управлении ООО УК «Альтернатива» на основании протокола общего собрания помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> от 20 июля 2012г. (том 2 л.д. 12-14) и договора управления многоквартирным домом от 26.09.2012г. (том 3 л.д. 177-187).

Кроме этого, собственниками согласно п. 10 названного протокола от 20 июля 2012г. утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также за содержание, ремонт, техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт мест общего пользования, общего имущества (нежилых помещений), соразмерно площади занимаемых помещений в размере, но не ниже установленного органами местного самоуправления.

Согласно п. 2.2 договора оказание услуг и выполнение работ по договору осуществляется управляющей организацией в объеме согласно перечня работ по его содержанию, оформленному в Приложении к договору (том 3 л.д. 185-187).

Согласно п. 4.2 договора плата за услуги по содержанию и текущему ремонту в рамках договора устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим перечнем, составом и периодичностью работ (услуг), указанных в Приложении к договору.

Размер платы услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания собственников жилых помещений. Решение об утверждении тарифов принимается на основании предложений управляющей компании.

Материалами дела подтверждается, что действительно управляющей организацией выставлялась оплата за содержание и текущий ремонт дома в размере согласно тарифов, утвержденных органами местного самоуправления.

Так в соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016г. № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» (в редакции от 29.11.2016г.) плата за содержание и ремонт без газового оборудования была определена в размере 12,35 руб., содержание придомовой территории 3,13 руб., отдельной строкой содержание и ремонт мусоропровода в размере 0,58 руб., содержание и ремонт лифта в размере 4,15 руб., обслуживание, поверка общедомовых приборов учета в размере 0,25 руб. (том 3 л.д. 188-190).

Так в соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016г. № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» (в редакции от 25.04.2017г.) плата за содержание и ремонт без газового оборудования была определена в размере 15,48 руб., отдельной строкой содержание и ремонт мусоропровода в размере 0,58 руб., содержание и ремонт лифта в размере 4,15 руб., обслуживание, поверка общедомовых приборов учета в размере 0,25 руб. (том 3 л.д. 191-193).

Решением Челябинской городской Думы от 27.06.2017г. № 31/27 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» в структуру и размер платы содержания и ремонт были внесены изменения. Так с 01 августа 2017г. устанавливалась плата содержания жилого помещения многоквартирного дома, оборудованного лифтом в подъезде, с мусоропроводом одной строкой в размере 21,46 руб. (том 3 л.д. 194-196).

Как следует из объяснений сторон подтверждается данными технического паспорта, <адрес> оборудован лифтом и мусоропроводом, без газового оборудования.

В соответствии с представленными сальдовыми ведомостями, начиная с июня 2016г., следует, что жильцам <адрес> управляющей организацией выставлялась к оплате за содержание и ремонт сумма строго в соответствии с тарифами, установленными органом местного самоуправления.

Так с июня 2016г. к оплате управляющей компанией выставлялось плата за обслуживание и ремонт в размере 12,35 руб., лифт в размере 4,15 руб., содержание и ремонт мусоропровода в размере 0,58 руб., обслуживание, поверка общедомовых приборов учета в размере 0,25 руб. и содержание придомовой территории в размере 3,13 руб. (придомовая территория 2,57 руб. и контейнерная площадка 0,56 руб.), то есть всего 20,46 руб. – (том 3 л.д. 47).

С апреля 2017г. (после изменения тарифов Челябинской городской Думой) к оплате управляющей компанией выставлялось плата за обслуживание и ремонт в размере 15,48 руб., лифт в размере 4,15 руб., содержание и ремонт мусоропровода в размере 0,58 руб., обслуживание, поверка общедомовых приборов учета в размере 0,25 руб., плата за содержание придомовой территории исключена, то есть всего 20,46 руб. – (том 3 л.д. 49).

Далее с августа 2017г. размер и структура платы за содержание и ремонт изменяется Челябинской городской Думой. Теперь одной строкой устанавливается обслуживание и ремонт в размере 21,46 руб. Управляющей организацией также выставляется к оплате одна сумма «обслуживание и ремонт» - 21,46 руб. - (том 3 л.д. 50).

В свою очередь собственники <адрес>, путем проведения общего собрания изменяют тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества с 01.07.2017г. с 21,46 руб. до 13,1 руб.

Как следует из объяснений ответчиков, данных в ходе разбирательства по делу, единственным основанием для уменьшения тарифов явился тот факт, что управляющая организация некачественно оказывала услуги. То есть инициаторы собрания указали на изменение тарифов как на меру ответственности к управляющей компании.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что действительно в период первого полугодия 2017г. имели место факты некачественного оказания услуг по содержанию и ремонту со стороны управляющей компании ООО УК «Альтернатива».

Так 13 марта 2017г. на основании распоряжения должностным лицом Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» проведена плановая выездная проверка в отношении ООО УК «Альтернатива», в ходе которой выявлены нарушения требований пп 1, 4, 8, 9, 11, 18, 20 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290. В целях устранения выявленных нарушений 13.03.2017г. государственным жилищным инспектором Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в отношении ООО УК «Альтернатива» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (том 2 л.д. 132-141).

В соответствии с Постановлением по делу об административном правонарушении от 21.04.2017г. ООО УК «Альтернатива» также признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ («Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований») и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125000 руб. (том 2 л.д. 148-158).

Согласно текста названного Постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2017г. следует, что требования предписания в части устранения нарушений, указанных в п.п. 1,3,4,5,6,7 ООО УК «Альтернатива» выполнены.

В соответствии с ответом на судебный запрос по настоящему делу Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 09.08.2018г. отвечает, что предписание об устранении выявленных нарушений от 13.03.2017г. исполнено в полном объеме и снято с контроля 21.08.2017г. (том 3 л.д. 41-42).

Таким образом, некачественные услуги по обслуживанию домом со стороны ООО УК «Альтернатива» имели место в первом полугодии 2017г.

Ответчики также не представили суду доказательств некачественных услуг по обслуживанию домом со стороны ООО УК «Альтернатива» во второй половине 2017г. Однако в оспариваемом протоколе утверждено решение собственников об изменении тарифов с 01.07.2017г.

Представитель истца в судебном заседании указывает на то, что размер платы, установленный собственниками помещений многоквартирного дома, является экономически необоснованным, не покрывает расходов управляющей компании на содержание общего имущества, данные действия приведут к тому, что управляющая организация не сможет должным образом содержать дом в исправном состоянии, состояние дома ухудшится.

Кроме этого, представитель третьего лица ООО УК «Альтернатива», выступающая на стороне истца, обратила внимание суда на то, что дом построен в 1977г., имеет более 20 процентов износа, уменьшение платы на содержание и ремонт приведет еще к более некачественному обслуживанию.

С данными выводами суд соглашается.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.

При этом, как следует из части 1 указанной статьи плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро -, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.

Решением собрания собственников многоквартирного дома установлен иной размер оплаты. В материалы дела представлена структура платы (том 1 л.д. 74), в соответствии с которой собственниками определен тариф 13,1 руб.

При определении тарифа собственниками были просто снижены тарифы по тем работам, которые предлагались и осуществлялись ООО УК «Альтернатива» (том 1 л.д. 73).

Из пояснений ответчиков следует, что уменьшение тарифа связано с ненадлежащим оказанием услуг управляющей компанией: коммунальные услуги представляются несвоевременно, содержание имущества и ремонт производятся некачественно, часть услуг не оказывается. Таким образом, уменьшение тарифа в данном случае используется собственниками как штрафная санкция за ненадлежащее исполнение договора управление за прошлое время.

Такие действия нельзя признать соответствующими закону. Из указанных положений нормативных актов следует что, плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей компании исполнять договор управления надлежащим образом. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, не оказанию услуг, предусмотренных договором управления. Законодательством предусмотрены иные способы воздействия на управляющую компанию, оказывающую услуги ненадлежащего качества.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Данные Правила устанавливают возможность перерасчета на основании составленных актов об оказании услуг ненадлежащего качества.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Таким образом, законодательно установлены способы защиты прав собственников помещений в случае нарушения управляющей компании обязанностей предусмотренных договором управления. При этом установление экономически необоснованного тарифа по оплате услуг управляющей компании заведомо приводит к невозможности качественного и своевременного оказания таких услуг. Собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности воспользоваться одним из установленных способов защиты права.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (п. 10).

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В указанный перечень, в том числе, входят работы и услуги по организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и обеспечению требований пожарной безопасности. Отказ управляющей компании от оказания таких услуг и выполнения работ невозможен. Следовательно, собственники помещений обязаны предусмотреть оплату таких услуг и работ.

При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводами ответчиков о том, что собственники помещений установили тариф на оплату услуг и ремонт помещений МКД позволяющий надлежащим образом содержать и ремонтировать общее имущество.

Экономическое обоснование к тарифу в размере 13,1 руб. у инициаторов собрания отсутствовало. Данные фактические обстоятельства по делу подтверждают свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО11

Суд приходит к выводу, что какое-либо обоснование установленного собранием тарифа, позволяющего сделать вывод о возможности обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и разумности при установлении тарифа, отсутствует.

Кроме того тариф фактически установлен на прошедшее время: протокол подписан 19 января 2018г., а тарифы изменены с 01.07.2017г., тогда как услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственникам помещений уже были фактически оказаны.

Таким образом, голосование по повестке дня установления размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 13,1 руб. с 01.07.2017г. с применением индекса 6% с учетом предложений совета дома, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и поэтому нельзя признать законным.

Кроме этого, по пункту 4 протокола оспариваемого собрания собственники решили обязать ООО УК «Альтернатива» принять к исполнению решения собственников, принятых на общем собрании 12 апреля 2017г. Как следует из текста протокола от 12 апреля 2017г. за фактически оказанные некачественные услуги собственники решили утвердить понижающий коэффициент 0,38 в соответствии с п. 10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность для перерасчета ООО УК «Альтернатива» выставляемых сумм в счетах за период с апреля 2014г. по апрель 2017г. платы за содержание мест общего пользования.

Таким образом, следует признать недействительным решение, принятое на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, проведенного в очно-заочного форме, оформленное пунктом 5.2 протокола от 12 декабря 2017г. (дата составления протокола 19 января 2018г.), в части установления размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 13,1 руб. с 01.07.2017г. с применением индекса 6% с учетом предложений совета дома.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным решение, принятое на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, проведенного в очно-заочного форме, оформленное пунктом 5.2 протокола от 12 декабря 2017г. (дата составления протокола 19 января 2018г.), в части установления размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 13,1 руб. с 01.07.2017г. с применением индекса 6% с учетом предложений совета дома.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Левинская