Дело № 2-1200/2019
64RS0046-01-2019-000831-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года город Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., при секретаре Фидаевой Э.О., с участием прокурора Безводинского И.А. и представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», ФИО2, Управлению Росреестра по Саратовской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о разрешенном виде использования земельного участка,
установил:
Заместитель прокурора г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов», ФИО2, Управлению Росреестра по Саратовской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о разрешенном виде использования земельного участка.
В обоснование иска заместителем прокурора указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Установлено, что постановлением мэра города Саратова от 15.07.2003 №, на основании ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3, ФИО3 предоставлен сроком на 25 лет в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель» в Ленинском районе для ведения садоводства, площадью 813 кв.м.
На основании вышеуказанного постановления от 15.07.2003 № между администрацией города Саратова и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка от 02.10.2003 №, с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель» в Ленинском районе.
30.05.2006 заключен договор замены стороны в обязательстве между ФИО3 именуемой «Первоначальный арендатор» и ФИО2 именуемой «Новый арендатор». Так в соответствии с данным договором «Первоначальный арендатор» уступает, а «Новый арендатор» принимает на себя обязанности по договору аренды земельного участка от 02.10.2003 №.
Установлено, что филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Саратовской области на основании письма комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» от 08.08.2016 № проведен учет изменений земельного участка в порядке информационного взаимодействия - изменен вид разрешенного использования земельного участка с «ведение садоводства» на «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей».
С 1 января 2017 постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется органом регистрации прав - Управлением на основании положений Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации недвижимости).
Особенности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) установлены Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее - Порядок).
Пунктом 22 Порядка, установлено, что в ЕГРН указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Как следует из материалов проверки и подтверждается Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. № 27-280, рассматриваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-5, где вид разрешенного использования участка как «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей» является основным.
Процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент заключения договора аренды от 02.10.2003 №1416 регламентировался ст.30.1 ЗК РФ, согласно которой земельный участок под указанные цели может быть предоставлена только посредством проведения аукциона.
Материалами дела подтверждается, что разрешенный вид использования спорного земельного участка изменен без проведения аукциона. Между тем, при совершении данных действий необходимо было руководствоваться действующей на тот момент специальной нормой, установленной статьей 39.6 ЗК РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства заместитель прокурора города Саратова просит Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 813 кв.м., по адресу: <адрес>размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)». Включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером № - «ведение садоводства».
В судебном заседании прокурор Безводинский И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 просил в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ФИО2, а также Управления Росреестра по Саратовской области и ПАО «Совкомбанк» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, заявлений об отложении в суд не представили.
При указанных обстоятельствах, суд руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С 1 января 2017 постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется органом регистрации прав - Управлением на основании положений Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
Особенности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) установлены Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее - Порядок).
Пунктом 22 Порядка, установлено, что в ЕГРН указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Из проведенной прокуратурой города Саратова проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при изменении разрешенного вида использования земельного участка следует, что постановлением мэра города Саратова от 15.07.2003 №, на основании ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3, ФИО3 предоставлен сроком на 25 лет в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель» в Ленинском районе для ведения садоводства, площадью 813 кв.м.
На основании вышеуказанного постановления от 15.07.2003 № между администрацией города Саратова и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка от 02.10.2003 №, с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Строитель» в Ленинском районе.
30.05.2006 заключен договор замены стороны в обязательстве между ФИО3 именуемой «Первоначальный арендатор» и ФИО2 именуемой «Новый арендатор». Так в соответствии с данным договором «Первоначальный арендатор» уступает, а «Новый арендатор» принимает на себя обязанности по договору аренды земельного участка от 02.10.2003 №.
Установлено, что филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Саратовской области на основании письма комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» от 08.08.2016 № проведен учет изменений земельного участка в порядке информационного взаимодействия - изменен вид разрешенного использования земельного участка с «ведение садоводства» на «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей».
Материалами проверки подтверждается, что земельный участок предоставлен с видом - «ведение садоводства», который не предусматривает строительство, что следует из постановления мэра города Саратова от 15.07.2003 № и отражено в договоре аренды земельного участка от 02.10.2003 №.
Как следует из материалов проверки и подтверждается Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008г. №, рассматриваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-5, где вид разрешенного использования участка как «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей» является основным.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона о регистрации недвижимости внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав, в том числе принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из положений ст. 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85 ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Исходя из п.1 ст.41 ЗК РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст.40 ЗК РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Вместе с тем, нормами ЗК РФ предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков под строительство объектов жилого назначения.
Процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент заключения договора аренды от 02.10.2003 № регламентировался ст.30.1 ЗК РФ, согласно которой земельный участок под указанные цели может быть предоставлена только посредством проведения аукциона.
Материалами дела подтверждается, что разрешенный вид использования спорного земельного участка изменен без проведения аукциона. Между тем, при совершении данных действий необходимо было руководствоваться действующей на тот момент специальной нормой, установленной статьей 39.6 ЗК РФ.
Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85, 42, 39.6 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также " государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в территориальной зоне Ж-5 само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования (для целей, не связанных со строительством, - «ведение садоводства»), может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей»), изменить его и использовать по своему усмотрению без соблюдения установленной законом процедуры.
Аналогичное правило касается и собственника земельного участка (муниципалитета, в лице администрации), который, изменив вид разрешенного использования, изменил объем прав, порядок и условия использования и предоставления участка и фактически предоставил арендатору преимущество в получении участка для жилой застройки минуя соответствующие процедуры.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск заместителя прокурора г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», ФИО2, Управлению Росреестра по Саратовской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о разрешенном виде использования земельного участка – удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 813 кв.м., по адресу: <адрес> - «размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)». Включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером № - «ведение садоводства».
На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме – 20 мая 2019 года.
Судья А.Н. Кожахин