Дело № 2-1200/2019 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатского края |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.С.,
при секретаре судебного заседания Барабановой К.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Пионерского сельского поселения о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об исключении из списка граждан на улучшение жилищных условий, о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в списке граждан на улучшение жилищных условий, возложении обязанности,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, администрации Пионерского сельского поселения, в котором просит суд:
- признать незаконным и отменить решение администрации Пионерского сельского поселения о снятии его с составом семьи 5 человек с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- признать незаконным и отменить постановление администрации Пионерского сельского поселения от 16.05.2019 № 127 «Об исключении из списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 717, в части исключения ФИО1 с составом семьи 5 человек;
- возложить обязанность на администрацию Пионерского сельского поселения восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты подачи заявления в составе 5 человек;
- возложить обязанность на администрацию Пионерского сельского поселения восстановить ФИО1 и его семью в составе 5 человек в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплате в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 717, на 2019 год с первоначальной даты включения в список;
- возложить на администрацию Пионерского сельского поселения обязанность обратиться в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края для предоставления дополнительно в 2019 году в бюджете денежные средства для обеспечения субсидией семью ФИО1 в составе 5 человек.
В обоснование исковых требований указал, что протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 06 апреля 2017 года № 4 он и его семья были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для признания имеющими право на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 717, в целях включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках указанной федеральной целевой программы. Постановлением администрации Пионерского сельского поселения от 26 марта 2019 года № 72 истец и его семья были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 717. Истец и его семья относятся к группе граждан, которым предоставляется социальная выплата, семья является многодетной. Постановлением администрации Пионерского сельского поселения от 16 мая 2019 года № 127 истец и его семья были исключены из списка граждан на улучшение жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. «г» п. 4 п. 21 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ № 717. В то же время, в уведомлении администрации Пионерского сельского поселения указано другое основание исключения истца и его семьи из состава участников вышеуказанной программы, то есть документы содержат противоречивые сведения об основании исключения истца и его семьи из списка участников программы. При этом решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Пионерского сельского поселения не содержит решения о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Между тем, с момента постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и по настоящее время не изменились обстоятельства, которые могли послужить основанием для снятия истца и его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Семья истца состоит из 5 человек: он сам, супруга и трое малолетних детей, все зарегистрированы по адресу: <адрес>. Всего в данном жилом доме зарегистрировано 14 человек, включая истца и его семью. Остальные зарегистрированные в доме лица не являются членами семьи истца. Истец и семья проживают в комнате площадью 13,8 м? на основании договора найма, заключенного между собственником дома ФИО6 и ФИО9, супругой истца. Семья истца проживает в данной комнате, ведет хозяйство отдельно от собственника дома и иных лиц, зарегистрированных в данном доме. При этом собственник дома ФИО6 вселил истца и его семью не в качестве членов своей семьи. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, общая площадь дома составляет 233,8 м?, жилая площадь – 110,9 м?. Согласно плану дома, общая площадь дома -163,8 м?, подземная этажность - 70 м?. Полагает, что при расчете учетной нормы должна применяться площадь дома - 163,8 м?, следовательно, с учетом количества зарегистрированных лиц, на каждого приходится 11,7 м?, что менее учетной нормы на одного человека, в связи с чем ответчиком принято незаконное решение об исключении истца и его семьи их списка участников на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил суд их удовлетворить. Суду пояснил, что он женился в 2012 году, они с женой стали проживать в доме у родителей супруги из-за затруднительного материального положения, в доме им была выделена отдельная комната, В настоящее время у них трое детей, они до сих пор проживают в одной комнате. Полагает, что площадь подвала дома не может быть учтена при исчислении общей площади дома для расчета нормы жилой площади на каждого проживающего в доме лица.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала в полном объеме, поскольку семья истца обеспечена жильём исходя из учетной нормы, установленной на территории Пионерского сельского поселения.
Представитель третьего лица ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменный отзыв на иск, согласно которому в апреле 2019 года администрация Пионерского сельского поселения обратилась в Министерство с документами для предоставления социальной выплаты на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности молодой семье ФИО1 в составе семьи 5 человек. Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям установлен постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, в соответствии с которым гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий с приложением установленных документов. Для получения социальной выплаты должна соблюдаться совокупность условий, установленная пунктом 32 данного постановления Правительства РФ, включая признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В Пионерском сельском поселении учетная норма площади помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - 13 м? общей площади жилого помещения на 1 человека. Молодая семья истца зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> дом принадлежит отцу ФИО9 – ФИО6 на праве собственности, состав семьи – 14 человек. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности общая площадь жилого дома указана 233,8 м?, что составляет 16,7 м? общей площади жилого помещения на 1 человека, и превышает учетную норму. В связи с тем, что в представленном пакете документов в отношении ФИО1 имелось решение о признании его нуждающимся в получении жилья, документы были возвращены в администрацию Пионерского сельского поселения для подтверждения нуждаемости истца и его семьи в улучшении жилищных условий. 25 мая 2019 года администрацией Пионерского сельского поселения было принято решение об исключении ФИО1 из списка граждан на улучшение жилищных условий. Принимая во внимание обеспеченность семьи истца жилищными условиями, администрация Пионерского сельского поселения не имела права признавать ФИО1 нуждающимся в получении жилья. Кроме того, обретая дееспособность, вступая в законный брак дети не перестают являться членами семьи своих родителей, учитывая, что собственником дома является отец супруги истца, все в доме зарегистрированы как члены его семьи, истец и его семья имеют право наравне пользоваться данным домом с собственником дома ФИО6 и являются обеспеченными жильем. Поскольку молодая семья не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 32 постановления Правительства РФ № 717, истец не может быть признан нуждающимся в получении жилья.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 суду пояснил, что является собственником жилого дома № <адрес>, в доме проживает 14 человек, включая семью истца, состоящую из 5 человек. Супруга истца является его (свидетеля) дочерью. Семья Д-вых проживает в его доме с 2012 года в отдельной комнате, расположенной на втором этаже дома, при этом они не ведут с его (свидетеля) семьей общее хозяйство, отдельно оплачивают расходы на содержание дома, отдельно питаются и проводят свой досуг.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 суду пояснила, что супруга истца является её дочерью. Дом № <адрес> они получали как многодетная семья. В настоящее время в доме проживает три семьи: она (свидетель) с мужем и двумя детьми; семья Д-вых в составе 5 человек, включая троих детей; семья О-вых с двумя сыновьями; двое взрослых её детей. Семья Д-вых занимает одну комнату, они ведут отдельное хозяйство, у них свой бюджет, они самостоятельно несут расходы на оплату электроэнергии, холодного водоснабжения, приобретают дрова, праздники и досуг Д-вы проводят отдельно, вместе собираются по приглашению Д-вых.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 суду пояснила, что является супругой истца. Её семья: муж и трое детей, проживают в комнате в доме её отца ФИО6. Комнату они занимают по договору найма, несут расходы пропорционально площади комнаты на оплату электрической энергии, холодного водоснабжения, покупают дрова, у них отдельный бюджет, с остальными членами семьи у них соседские отношения.
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4, представителя третьего лица ФИО3, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1).
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев установленных Законом.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На территории Камчатского края такой порядок установлен Законом Камчатского края от 04 мая 2008 года № 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма».
Подп. 10 ч. 1 ст. 3 данного Закона установлено, что норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина – это устанавливаемый органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина.
Частью 1 статьи 7 указанного Закона определен перечень документов, подлежащих предоставлению гражданами в уполномоченный орган местного самоуправления для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, к числу которых относятся: 1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность; 2) документы о составе семьи гражданина; 3) документы, подтверждающие указанные в статье 5 настоящего Закона доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина; 4) заключение независимой оценочной организации о рыночной стоимости имущества (или средней рыночной стоимости имущества, определяемой посредством сравнительного подхода к оценке имущества), указанного в статье 6 настоящего Закона.
В силу частей 4, 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с положениями ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, из указанных норм жилищного законодательства следует, что утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма наступает при возникновении у данных граждан обеспечения общей жилой площадью жилого помещения в размере, превышающем размер учетной нормы площади жилого помещения, установленный в соответствующем муниципальном образовании, что, в силу пункта 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которой установлено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение).
Согласно пункту 4 Типового положения гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - участники мероприятий), - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего документа, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего документа. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно в отношении граждан и молодых семей (молодых специалистов), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего документа признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя или органом исполнительной власти г. Севастополя, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя, по месту их постоянного жительства на основании статьи 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 7 Типового положения к членам семьи гражданина применительно к настоящему документу относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23.10.2014 №2329-О указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст. 51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Согласно Уставу Пионерского сельского поселения, администрация Пионерского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Пионерского сельского поселения, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, к числу которых относится в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлениями главы Пионерского сельского поселения от 01 ноября 2007 года № 37 и от 25 марта 2016 года № 128 создана общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации Пионерского сельского поселения, в число полномочий которой входит рассмотрение заявлений граждан по жилищным вопросам, подготовка предложений по распределению жилой площади в домах муниципального жилого фонда, внесение рекомендательных предложений по приему на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и по снятию с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 23 июня 2011 года № 90 внесены изменения в Решение «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории Пионерского сельского поселения от 10.07.2007 №132», согласно которому учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 м? общей площади на одного члена семьи.
Изложенное свидетельствует о том, что члены семьи собственника жилого помещения могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы 13 м?.
Судом также установлено, что 06 апреля 2017 года ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для признания его имеющим право на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года» в целях включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках указанной федеральной целевой программы.
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Пионерского сельского поселения от 25.03.2019 № 1, постановлением администрации Пионерского сельского поселения от 26.03.2019 № 72, с изменениями от 09.04.2019 № 87, ФИО1 с составом семьи из 5 человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 717.
15 мая 2019 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Пионерского сельского поселения принято решение об исключении ФИО1 с составом семьи 5 человек из списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 717.
Постановлением администрации Пионерского сельского поселения от 16 мая 2019 года № 127 ФИО1 исключен из вышеуказанного списка граждан с составом семьи 5 человек на основании пп. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
20 мая 2019 года в адрес ФИО1 администрацией Пионерского сельского поселения направлено соответствующее уведомление.
Истец полагает незаконным исключение его из вышеуказанных списков, поскольку он и его семья не обеспечены жильем, норма жилой площади на одного человека ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы.
Судом установлено, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО6 – отцу супруги истца на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 20.11.2008, по данным которого общая площадь дома – 233,8 м?.
По данным технического паспорта в отношении указанного жилого дома, общая площадь жилого дома – 163,8 м?, жилая площадь дома – 110,9 м?, площадь подвала – 70 м?.
В силу ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно Письму Госстроя России от 29.04.2002 № НМ-2243/19 «О порядке применения Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» площадь оборудованных помещений, расположенных в чердаках и подвалах жилых зданий (индивидуальных жилых домов) включается в общую площадь данного жилого дома.
Исходя из приведенных норм права, площадь подвала подлежит учету в составе общей площади жилого дома, в связи с чем оснований исключать площадь подвала (70 м?) из общей площади индивидуального жилого дома № <адрес> (233,8 м?) у суда не имеется.
Из искового заявления и пояснений истца следует, что он с супругой и тремя детьми занимают одну комнату в доме, общей площадью 13,8 м? на основании договора найма жилого помещения, заключенного между собственником дома ФИО6 и ФИО9 (супруга истца и дочь собственника дома). По условиям договора, комната предоставлена в безвозмездное пользование нанимателю для вселения, проживания и постоянной регистрации.
Из показаний допрошенных свидетелей (ФИО6, ФИО8, родителей супруги истца, и ФИО9, супруги истца) следует, что семья Д-вых в составе 5-ти человек проживает в отельной комнате, ведет отдельное от остальных домочадцев хозяйство, у них свой бюджет, продукты питания, досуг и праздники они проводят отдельно от остальных проживающих в доме лиц, семью Д-вых посещают по приглашению последних.
Частями 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления Пленума от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности с показаниями свидетелей и приведенных выше норм права с учетом позиции Верховного суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец ФИО1 с супругой были вселены в жилой дом, принадлежащий супруге истца ФИО6, в качестве членов его семьи, по настоящее время вместе с детьми проживают в доме в качестве членов семьи собственника, доказательств того, что семья Д-вых утратила статус членов семьи собственника жилого дома, истцом в материалы дела не представлено и не добыто таковых в ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела. Отсутствие ведения общего хозяйства и общего бюджета с собственником жилого дома, на что ссылается истец в обоснование заявленных требований, с учетом приведенных выше обстоятельств дела не свидетельствует о том, что истец и его семья утратили статус членов семьи ФИО6 При этом суд критически относится к показаниям допрошенных свидетелей о том, что у семьи Д-вых отдельный бюджет и они самостоятельно ведут свое хозяйство, поскольку свидетель ФИО9 является супругой истца, свидетели ФИО6 - родители супруги истца, а следовательно заинтересованы в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.
Таким образом, исходя из общей площади жилого дома № <адрес> – 233,8 м?, с учетом количества проживающих в данном доме граждан – 14 человек, размер жилой площади на каждого проживающего в доме составляет 16,7 м?, что превышает установленную органом местного самоуправления в Пионерском сельском поселении учетную норму площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляющую 13 м? общей площади на одного члена семьи.
При таких обстоятельствах, администрацией Пионерского сельского поселения в пределах закрепленных за ней действующим законодательством полномочий истец ФИО1 в составе семьи из 5-ти человек обоснованно исключен из списка граждан, нуждающихся в получении жилья и из списков граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 717, в связи с чем правовых оснований к удовлетворению исковых требований, включая производные от основных требований о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе 5 человек и восстановлении в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплате в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 717, на 2019 год с первоначальной даты включения в список, а также возложении обязанности по выделению дополнительных денежных средств для обеспечения субсидией семью ФИО1, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.196-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Пионерского сельского поселения о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об исключении из списка граждан на улучшение жилищных условий, о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в списке граждан на улучшение жилищных условий, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 05 августа 2019 года.
Председательствующий подпись С.С. Бондаренко
Копия верна Судья С.С. Бондаренко