ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1201/20 от 19.11.2020 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0015-01-2020-001813-86

Дело №2-1201/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 19 ноября 2020 года

Моршанский районный суд <адрес> в составе:

судьи Комаровой И.А.,

при секретаре Нечаевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> и Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения <адрес> и <адрес>» о признании права на получение статуса «Ветерана Великой Отечественной войны (труженик тыла)» и обязании выдать соответствующее удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> и Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения <адрес> и <адрес>» о признании права на получение статуса «Ветерана Великой Отечественной войны (труженик тыла)» и обязании выдать соответствующее удостоверение.

В обоснование заявленных требований истица указала, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>. Школьницей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. с 12-ти летнего возраста работала в колхозе им. <адрес>. Показаниями свидетелей подтвержден ее трудовой стаж в период с 01.07.1944г. по 09.05.1945г., который составил 10 мес. 09 дн., что подтверждается справкой УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. В 1987 году она была награждена медалью «Ветеран труда», что подтверждается соответствующим удостоверением от 08.09.1987г. Обратившись с заявлением в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес>, получила письменный отказ от 25.05.2020г. в выдаче ей удостоверения «Ветеран Великой Отечественной войны» как труженику тыла, так как в соответствии с п. 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11.10.2000г. , показания свидетелей не могут служить основанием при решении вопроса о выдаче удостоверения «Ветеран Великой Отечественной войны». Для решения этого вопроса было рекомендовано обратиться в суд.

Подтвердить спорный период работы в колхозе в годы войны другими документами она не имеет возможности по независящим от нее причинам, Данное обстоятельство вызвано трудностями военного времени.

При этом факт привлечения несовершеннолетних лиц к работе в тылу в период военного времени, в том числе, работе в колхозе, без документального оформления фактически признан государством, что подтверждено Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ

На основании вышеизложенного, просит суд установить факт ее работы в тылу в годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 г.г. не менее шести месяцев. Признать за ФИО1, право на получение статуса ветерана Великой Отечественной войны - труженик тыла. Обязать Управление социальной защиты и семейной политики <адрес>, ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес> и <адрес>» выдать ФИО1, соответствующее удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны».

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены. От нее в суд поступили возражения, в которых просит рассмотреть дело без участия их представителя, из которых следует, что стаж работы ФИО1 в годы Великой Отечественной войны с 01.07.1944г. по 09.05.1945г. указан в представленной справке УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Данный стаж работы истца был установлен только на основании свидетельских показаний. Протоколы опроса свидетелей не представлены. Каких либо других документов, предусмотренных вышеуказанными нормативно-правовыми актами, представлено не было. Также управление обращает внимание суда на то, что истец ссылается на Постановление СНК СССР и ЦК ВКПб от 13.04.1942г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» и указывает, что под трудоспособным населением понимались несовершеннолетние дети с 14 лет учащиеся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ в летнее время, то есть на период летних каникул. К июлю 1944 года ФИО1 исполнилось 12 лет. Оспариваемый период с 01.07.1944г. по 09.05.1945г. полностью не относится к летнему времени, летние каникулы. То есть в соответствии с указанным Постановлением ФИО1 не могла быть привлечена к сельскохозяйственным работам. Таким образом, ФИО1 не может быть отнесена к категории «Ветеран Великой Отечественной войны» (труженик тыла), поэтому вопрос о присвоении ей указанного статуса не может быть решен положительно. Учитывая изложенное, просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.

Представитель ответчика директор <адрес> государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения <адрес> и <адрес>» ФИО3 в судебное заседание не явилась, от нее в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. При этом указала, что Учреждение не является ответчиком по данному делу, так как не принимает решение о выдачи удостоверения «Ветерана ВОВ» в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», а осуществляет прием документов от граждан и своевременно направляет их в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> для принятия решения о выдаче, либо отказе в выдачи данного удостоверения. Граждане также вправе самостоятельно направлять почтовым отправлением, либо через портал государственных услуг документы в Управление социальной защиты и семейной политики. Учреждение работает на основании Устава учреждения и регламентов предоставления государственных услуг и определяет право граждан на меры социальной поддержки на основании выданных им удостоверений и справок установленного образца. Документы ФИО1 на выдачу удостоверения «Ветеран ВОВ» были приняты учреждением ДД.ММ.ГГГГ и направлены в Управление социальной защиты и семейной политики.

Представитель третьего лица Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании отнесли разрешение вопроса на усмотрение суда. При этом поясняла, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости и в стаж ее работы включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельских показаний. Так свидетель ФИО11 и ФИО12 указали, что они совместно с истцом работали в колхозе им. <адрес> и знают друг друга именно по совместной работе. Они подтвердили период работы с 1944 по 1945 года. При этом согласно правилам подсчета подтверждения стажа для назначения страховой пенсии, в случае если в документах или иных сведениях о периодах работы указан только год, то за дату начала периода работы принимается 01 июля соответствующего года, и соответственно конечная дата, эта дата окончания войны. На сегодняшний день действуют такие же правила, как и действовали на период опроса свидетелей, поэтому стаж работы в годы войны учтен при расчете и выплате пенсии истцу.

Выслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1).

Согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 20 данного Федерального закона меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ N69 из числа лиц, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1122.

Ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 20 Федерального закона «О ветеранах».

При невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны данный факт может быть установлен в судебном порядке на основании представленных доказательств.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 обратилась с заявлением в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> по вопросу оформления удостоверения Ветерана Великой Отечественной войны.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес> ей было отказано в этом и разъяснено, что в соответствии с пунктом 2.10. Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что основанием для выдачи труженикам тыла удостоверения ветерана Великой Отечественной войны являются трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, либо удостоверения о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Из представленной справки УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее трудовой стаж в годы войны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 09 дн.) установлен на основании протокола опроса свидетелей, что в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, не может служить основанием при решении вопроса о выдаче удостоверения «Ветеран Великой Отечественной войны»

Как следует из материалов дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>.

Обращаясь с заявленными исковыми требованиями, ФИО1 указала, что в период с 01.07.1944г. по ДД.ММ.ГГГГ работала в колхозе им. <адрес>.

Согласно ч. 3 Постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) от ДД.ММ.ГГГГ N 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» действовавшего на момент работы ФИО1, было разрешено совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 года в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС учащихся неполных средних и средних школ направлять на сельскохозяйственные работы группами раздельно мальчиков и девочек во главе с учителями школ.

Согласно справке выданной директором Совхоз «Волковский» <адрес> в 1993 года, архивные документы в колхозе им. <адрес> не сохранились с 1944г. по 1951 год и из колхоза никуда не сдавались, ввиду чего не представляется возможным подтвердить трудовой стаж за указанные годы. Совхоз «Волковский» является правопреемником колхоза им. Калинина. Колхоз им. Калинина реорганизован в совхоз «Волковский» с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются архивной справкой отдела культуры, массового спорта и архивной работы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой документы колхоза имени Ворошилова Глазовского сельсовета <адрес> по основной деятельности и личному составу за 1941-1945 гг. в архив на хранение не поступали. В связи с вышесказанным, подтвердить трудовой стаж ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не представляется возможным.

Примечание: в июле 1950 г. колхоз имени Ворошилова Глазовского сельсовета вошёл в состав укрупнённого колхоза имени Калинина Глазовскогого сельсовета. На основании решения Тамбовского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об объединении сельских Советов <адрес>» Глазовский сельский Совет объединился с Веселовским сельсоветом. ДД.ММ.ГГГГ Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «О реорганизации Советских органов в краях и областях РСФСР». В связи с этим произошло укрупнение сельских и образование промышленных районов. На основании этого Указа и решения Тамбовского облисполкома ликвидирован <адрес>. Территория ликвидированного <адрес> вошла в состав <адрес>.

При этом, согласно материалам дела, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе им. <адрес> засчитан ей в страховой стаж для назначения пенсии по старости на основании свидетельских показаний, что подтверждается справкой УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиями протоколов опроса свидетелей.

Так, из протоколов опроса свидетелей ФИО13 от 29.03.1993г. и ФИО12 от 31.03.1993г., проведенных комиссией по пенсионным вопросам Моршанского отдела социального обеспечения, следует, что указанные выше свидетели подтверждают факт того, что в период с 1944г. по 1945г. ФИО1 работала в колхозе им. Ворошилова на разных сельхоз. работах.

Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что на имя ФИО1 неоднократно ко Дню победы приходили поздравительные открытки за подписью Президента РФ, что также подтверждает признание Государством факта работы ФИО1 в период Великой Отечественной войны.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награждена медалью «Ветеран труда», в дальнейшем ей выдано соответствующее удостоверение.

Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, ответчиками вопреки части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Поскольку возможность заслушивания показаний свидетелей, в настоящее время фактически утрачена, а вышеуказанный период работы ФИО1 установлен решением комиссии по пенсионным вопросам Моршанского отдела социального обеспечения на основании свидетельских показаний, период учтен и включен УПФР в общий трудовой стаж ФИО1 для исчисления пенсии бесспорно, ответчиком не оспаривается, суд считает установленным и доказанным факт работы истца работы ФИО1 в тылу в период с 01.07.1944г по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе им. <адрес>, не менее шести месяцев.

Суд расценивает протокол опроса свидетелей как письменное доказательство при разрешении данного дела в качестве допустимого и достаточного для признания факта работы истца в период Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев.

Ограничения в доказательствах могут быть установлены только Законом (ст.60 ГПК РФ), а значит, такие ограничения не могут устанавливаться подзаконными актами, к каковым относится Инструкция, на которую имеется ссылка в возражениях ответчиков.

Поскольку сам Федеральный закон от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» не содержит положений, которые при установлении факта работы лица в тылу запрещают использование каких-либо доказательств, либо обязывают доказывать эти обстоятельства только какими-либо определенными доказательствами, то заинтересованные лица вправе подтверждать свои доводы любыми предусмотренными ГПК РФ средствами доказывания.

Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 14.12.2010г. №ГКПИ10-1125 об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ также указал, что при невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны данный факт может быть установлен в судебном порядке на основании представленных доказательств, в том числе и свидетельских показаний.

При этом ответчиками не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца и представленные им доказательства о работе его в тылу в годы войны не менее 6 месяцев.

Доводы стороны ответчика о том, что к июлю 1944 года ФИО1 исполнилось 12 лет, в связи с чем она не могла быть привлечена к сельскохозяйственным работам, по мнению суду являются необоснованными.

Так, в соответствии с п.1 пп. "в" Постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) от ДД.ММ.ГГГГ N 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам было разрешено привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 года в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС учащихся 6 - 10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов, за исключением студентов выпускного курса вузов, т.е. детей и подростков, начиная с 12-13 летнего возраста.

На этом основании, суд приходит к выводу, что в силу достижения 12 летнего возраста в спорные годы ВОВ, учитывая трудности военного времени, ФИО1 могла быть привлечена к регулярному систематическому труду в колхозе им. <адрес>.

Суд в соответствии с тем, что на Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> возложена обязанность по принятию решения по вопросу об отнесении граждан к категории тружеников тыла и выдаче удостоверения «Ветеран Великой Отечественной войны», приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Управление социальной защиты и семейной политики <адрес>.

Поскольку судом установлен факт работы истца в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, в силу п. 4 ч. 1 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» ФИО1 относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны, в связи с чем, ее исковые требования о признании за ней права на присвоение звания ветерана Великой Отечественной войны (труженика тыла) (пп.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах») и возложении на ответчика Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> обязанности выдать ей удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (труженика тыла) соответствующего образца, подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные для данной категории ветеранов Великой Отечественной войны подлежат удовлетворению.

Установление данного факта имеет для истицы юридическое значение, поскольку позволяет ей в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» реализовать право на присвоение ему статуса «Ветеран Великой Отечественной войны» (труженик тыла).

В удовлетворении требований к ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес> и <адрес>» о признании права на получение статуса «Ветерана Великой Отечественной войны» (труженик тыла) и обязании выдать соответствующее удостоверение суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о признании права на получение статуса «Ветерана Великой Отечественной войны (труженик тыла)» и обязании выдать соответствующее удостоверение – удовлетворить.

Установить факт работы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в колхозе имени Ворошилова Глазовского сельсовета <адрес> в годы Великой Отечественной Войны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран Великой Отечественной войны (труженик тыла)».

Обязать Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> выдать ФИО1 удостоверение Ветерана Великой Отечественной войны.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения <адрес> и <адрес>» о признании права на получение статуса «Ветерана Великой Отечественной войны (труженик тыла)» и обязании выдать соответствующее удостоверение - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.А. Комарова

Решение принято в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.А. Комарова