ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1201/201910 от 10.09.2019 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-1201/2019 10 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,

при секретаре Мельницкой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении суда гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гусак *** о признании незаконным бездействия, обязании разработать и применить систему управления безопасностью судов,

установил:

заместитель Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гусак ***. о признании незаконным бездействия, обязании разработать и применить систему управления безопасностью судов. В обоснование иска указал, что прокуратурой в апреле 2019 года по итогам проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, установлено, что в деятельности ИП Гусак ***. выявлены нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в части непринятия мер к разработке и применению системы управления безопасностью судов в отношении несамоходных судов внутреннего водного транспорта регистровый , « регистровый , регистровый , » регистровый , регистровый , » регистровый , « регистровый . Проверкой установлено, что ИП Гусак ***. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере внутреннего водного пассажирского и грузового транспорта. В целях осуществления предпринимательской деятельности на основании права собственности эксплуатирует несамоходные суда регистровый , регистровый , « регистровый , «» регистровый , «» регистровый , » регистровый , » регистровый . Согласно информации Северного филиала Российского Речного Регистра от 25.04.2019 № СФ-04.2-0421, требования по применению системы управления безопасности судов, предусмотренные ст.34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовладельцем не исполнены, документ соответствия ИП Гусак *** не выдавался. Несоблюдение ИП Гусак ***., являющегося судовладельцем судна внутреннего водного и смешанного река (море) плавания законодательства о безопасности плавания создает угрозу жизни и здоровью людей, эксплуатирующих данные судна, иных судовладельцев и членов экипажей других судов, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц. Бездействие ответчика при эксплуатации судов не удовлетворяет требованиям безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности. Просит признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Гусак *** нарушающим права неопределенного круга лиц, в связи с несоблюдением требований ст. ст.34, 34.1 КВВТ РФ о разработке и применении при эксплуатации несамоходных судов: регистровый , регистровый , » регистровый , «» регистровый , регистровый , регистровый , регистровый системы управления безопасностью судов и получению документа соответствия в организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов; возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Гусак ***. разработать и применить систему управления безопасностью судов в отношении несамоходных судов: » регистровый , « регистровый , «» регистровый , « регистровый , регистровый , регистровый , » регистровый и получить документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью в порядке, установленном ст.34.1 КВВТ РФ в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, взыскать госпошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Смирнов *** на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ИП Гусак *** в судебном заседании с иском по существу согласился, указал, что часть судов оформлена на него как на физическое лицо.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, что Архангельской транспортной прокуратурой в апреле 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в результате которой установлено, что в деятельности ИП Гусак *** выявлены нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта в части непринятия мер к разработке и применению системы управления безопасностью судов в отношении несамоходных судов внутреннего водного транспорта » регистровый , регистровый , » регистровый , регистровый , » регистровый , » регистровый , «» регистровый .

Проверкой установлено, что ИП Гусак *** осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере внутреннего водного пассажирского и грузового транспорта. В целях осуществления предпринимательской деятельности ИП Гусак *** на основании права собственности эксплуатирует несамоходные суда « регистровый , регистровый , « регистровый , » регистровый , » регистровый , » регистровый , «» регистровый .

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) определено, что судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец (далее также – владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.

В соответствии с Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, судно определение которому дано ст. 3 КВВТ РФ, подлежит государственной регистрации, которая производится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящими Правилами системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре РФ, который ведется в органах государственной регистрации.

В силу ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.

Согласно ч.1 ст. 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

В силу ч. 5 ст. 34.1 КВВТ РФ эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи (ч. 6 ст. 34.1 КВВТ РФ).

Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна, и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (ч. 8 ст. 34.1 КВВТ РФ).

Приказом Минтранса России от 11.09.2013 № 287 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов» установлено, что система управления безопасностью применяется в течение всего периода эксплуатации каждого судна судовладельца, подлежащего государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 КВВТ РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Полномочия на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное государственное учреждение «Российский Речной Регистр».

Порядок осуществления классификации и освидетельствования судов организациями, уполномоченными в соответствии с п. 1 ст. 35 КВВТ РФ на классификацию и освидетельствование судов (далее - организация по классификации) определен Положением о классификации судов, утвержденным приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102 (далее - Положение о классификации судов).

Вышеперечисленные требования закона возлагают на судовладельца эксплуатирующего вышеуказанное судно обязанность по разработке и применению системы управления безопасностью судов, под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажа судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций, а каждое судно должно иметь судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

Судом установлено, что ИП Гусак *** является судовладельцем несамоходных судов: « регистровый , » регистровый , » регистровый , « регистровый , регистровый , регистровый , «» регистровый , однако не проходил проверку применения системы управления безопасностью (далее - СУБ) на соответствие требованиями ст. 34.1 КВВТ и, следовательно, документ о соответствии ему не выдавался. При этом ответчик осуществляет деятельность, связанную с судоходством на внутренних путях РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией Северного филиала Российского Речного Регистра от 25.04.2019 № СФ-04.2-0421, стороной ответчика не оспариваются.

Таким образом, несоблюдение ответчиком, являющимся судовладельцем судов внутреннего водного и смешанного река (море) плавания законодательства о безопасности плавания создает угрозу жизни и здоровью людей, эксплуатирующих данные судна, иных судовладельцев и членов экипажей других судов, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям технической безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Несоблюдение требований ст. 34.1 КВВТ РФ ИП Гусак ***. носит продолжительный характер и подлежит устранению ответчиком, в обязанности которого, как судовладельца входит обеспечение безопасности плавания.

Неустранение выявленных нарушений может повлечь негативные последствия в виде угрозы для жизни и здоровья людей, безопасности плавания, состояния окружающей среды.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. При этом доводы ответчика о том, что ряд судов оформлены на него как на физическое лицо, не освобождают его от исполнения установленных законом обязанностей.

Заявленный прокурором срок выполнения обязанности – три месяца с даты вступления решения суда в законную силу, суд с учетом необходимого объема работ и отсутствия возражений ответчика, находит обоснованным.

В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика ИП Гусак *** подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гусак *** о признании незаконным бездействия, обязании разработать и применить систему управления безопасностью судов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Гусак ***, выразившееся в несоблюдении требований ст. ст. 34, 34.1 Кодекса Внутренного водного транспорта Российской Федерации о разработке и применении при эксплуатации несамоходных судов: », регистровый ; », регистровый ; « регистровый ; « регистровый ; «», регистровый ; регистровый ; «», регистровый системы управления безопасностью судов и получению документа о соответствии в организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Гусак *** разработать и применить систему управления безопасностью судов в отношении несамоходных судов: « регистровый ; « регистровый ; « регистровый ; « регистровый ; регистровый ; «», регистровый ; «», регистровый и получить документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью в порядке, установленном ст. 34.1 Кодекса Внутреннего водного транспорта Российской Федерации в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гусак *** в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Алексеева