ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1202/10 от 10.12.2010 Сергиевского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 10 декабря 2010 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей Шохиной Т.Н.

Заместителя прокурора <адрес> Макарова Д.В.

при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>»; об обязании Главы муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>»; об обязании Главы муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Макаров Д.В. заявление поддержал и пояснил, что постановлением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>».

Учитывая, что данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, он является нормативным правовым.

Данное постановление, опубликованное в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", вступил в законную силу 30.07.10 года.

Согласно ст. ст. 12, 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Согласно п.7 ст. 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект отмеченного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством.

Таким образом, утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» свидетельствует о принятии нормативного акта за пределами компетенции, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 отнесено к коррупционным факторам.

Открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг.

Учитывая, что указанными обстоятельствами нарушены права и свободы неопределенного круга лиц на проведение независимой экспертизы проекта административного регламента, руководствуясь ст. ст. 45, 251-253 ГПК РФ, он просит:

Постановление Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» признать противоречащими закону и недействующими с момента опубликования.

Обязать Главу муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> ФИО1 заявление не признала и пояснила, что исходя из содержания статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» независимая экспертиза проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг - процедура исследования размещенного на официальном сайте разработчика проекта административного регламента, предметом которой является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Постановление Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика- застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» устанавливает действия администрации муниципального района <адрес> в лице Управления заказчика, застройщика, архитектуры и градостроительства по выдаче разрешения на строительство в интересах неопределенного круга лиц, потенциальных получателей муниципальной услуги. В связи с чем говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению разрешения на строительство не представляется возможным.

Кроме того, статья 13 указанного Федерального закона гласит, что орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.

Таким образом, окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента.

В отношении экспертизы, необходимой к проведению уполномоченным органом местного самоуправления, сообщают, что Регламентом администрации муниципального района <адрес> предусмотрена обязательная процедура согласования правовых актов Главы муниципального района <адрес> руководителем Правового Управления администрации муниципального района <адрес>, представляющая собой их исследование на соответствие действующему законодательству. В отношении административных регламентов предоставления муниципальных услуг - в том числе, на соответствие действующему законодательству в сфере предоставления муниципальных услуг.

По результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» выявлено не было.

С учетом изложенного, администрация муниципального района <адрес> считает, что заявление прокурора о признании противоречащим закону и не действующим с момента опубликования постановления главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» безосновательно и просит в удовлетворении данного заявления отказать.

Из постановления администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованного в газете <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (п.2.4) «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального района <адрес>, муниципальными учреждениями муниципального района <адрес>» усматривается, что в окончательном виде (с учетом анализа, проведенного Правовым управлением) проект административного регламента вместе с информационным письмом, подготовленным разработчиком административного регламента, направляется в информационно-аналитический отдел администрации муниципального района <адрес> для размещения проекта административного регламента на официальном сайте администрации муниципального района <адрес>

С момента размещения проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления и осуществления в отношении него независимой экспертизы.

Выслушав объяснения прокурора и представителя администрации муниципального района <адрес>, исследовав постановление главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>», суд считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению полностью.

Судом установлено, что постановлением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>».

Учитывая, что данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определенному кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, он является нормативным правовым.

Данное постановление, опубликованное в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и вступившее в действие с момента опубликования, является незаконным и не подлежит применению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления регулируются нормами федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", вступил в законную силу 30.07.10 года.

Согласно ст. ст. 12, 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.

Согласно п.7 ст. 13 ФЗ-210 от 27.07.10 года проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

В нарушение указанных требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией района проект отмеченного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что недопустимо и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленного федеральным законодательством.

Таким образом, утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» свидетельствует о принятии нормативного акта за пределами компетенции, что в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 отнесено к коррупционным факторам.

Открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, согласно ст. 4 ФЗ-210 отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг.

В связи с изложенным заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью.

Суд при вынесения решения по делу не может согласиться с доводами представителя администрации муниципального района <адрес> о том, что не представляется возможным говорить о возможных негативных последствиях реализации положений указанного регламента в отношении установленных в нем действий и процедур для застройщиков по получению распоряжений «Выдача разрешения на строительство», что окончательное решение о необходимости учета результатов проведенной независимой экспертизы проекта административного регламента или об отказе в их учете принимает разработчик административного регламента; что по результатам правового анализа нарушений действующего законодательства в постановлении муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» выявлено не было, поскольку в силу ст.13 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» размещение проекта административного регламента в сети Интернет является обязательным требованием и возможность проведения независимой экспертизы установлена для любого проекта административного регламента.

Таким образом, в нарушение требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг администрацией <адрес> проект указанного административного регламента предоставления муниципальной услуги на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе не подвергался, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта.

Поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197,198, 251-253 ГПК РФ, ст.с.12,13 федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.10 года, суд

РЕШИЛ:

Признать Постановление Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» Управлением заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района <адрес>» противоречащим закону и недействующим с момента опубликования.

Обязать Главу муниципального района <адрес> опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в газете <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Шохина Т.Н