ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12034/2021 от 17.05.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1348/2022 (2-12034/2021)

50RS0031-01-2021-018757-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2022 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Клочковой С.И.

при секретаре Ковковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борискина Сергея Ивановича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области об изменении границ,

УСТАНОВИЛ:

Борискин С.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Одинцовского городского округа об изменении границ особо охраняемой природной территории.

В обоснование исковых требований указал, что приобрел по договорам купли-продажи, заключенным с Сергеевой Е.Л., земельные участки с кадастровыми номерами ....., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в результате объединения которых был образован земельный участок с кадастровым номером ...... При этом земельные участки с кадастровыми номерами ..... и ..... были образованы из ранее учтенных земельных участков, первичным источником образования которых является земельный участок с кадастровым номером ....., поставленный на учет в Едином государственном реестре недвижимости еще в 2005 году.

При этом границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ..... были установлены посредством присоединения к земельному участку с кадастровым номером ..... земель площадью 565 кв.м, схема территориального расположения образованного земельного участка была утверждена постановлением Администрации Одинцовского муниципального района 27.12.2018 .

Вместе с тем, как следует из сведений ЕГРН с 24.06.2021 в отношении части земельного участка с кадастровым номером ..... установлено ограничение (обременение) прав на земельный участок, а именно: на часть земельного участка с кадастровым номером ....., площадью 404 кв.м, имеет ограничение в использовании в связи с отнесением его к зоне особо охраняемой природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая)), реестровый .....

Истец, полагая свое право нарушенным, вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит изменить границы особо охраняемой природной территории, исключив из описания границ и охранных зон ООПТ местного значения часть принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, образованного из ранее учтенных земельных участков, первичный из которых поставлен на государственный кадастровый учет в 2005 году.

Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя, который исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений и выводов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы.

Представитель ответчика Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание явился, разрешение вопроса по существу оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства свою явку в судебное заседание не обеспечил, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на исковое заявление.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом их надлежащего извещения о слушании дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1625 +/- 14 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС, право собственности на который возникло на основании договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами ....., категория земель – земли населенных пунктов, заключенных с Сергеевой Е.Л., о чем в ЕГРН были внесены соответствующие записи ....., в результате объединения которых был образован земельный участок с кадастровым номером ....., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 40-44).

При этом земельные участки с кадастровыми номерами 50:20..... были образованы из ранее учтенных земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером ....., площадью 1280+/-13 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС, был образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ....., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 53-56).

- земельный участок ..... (л.д. 57-66), площадью 345+/-7 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС, был образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ..... (л.д. 67-73), который в свою очередь был образован из земельного участка ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-80), который также в свою очередь был образован из земельного участка ..... (л.д. 81-87).

Границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ..... были установлены посредством присоединения к земельному участку с кадастровым номером ..... земель площадью 565 кв.м. Схема территориального расположения образованного земельного участка была утверждена постановлением Администрации Одинцовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, кадастровый ранее учтенному земельному участку был присвоен еще в 2005 году, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский ФИО6

Таким образом, первичным источником образования земельного участка с кадастровым номером ..... является земельный участок с кадастровым номером ....., поставленный на учет в Едином государственном реестре недвижимости 09.08.2005.

Вместе с тем, как следует из сведений ЕГРН с 24.06.2021 в отношении части принадлежащего истцу земельного участка установлено ограничение (обременение) прав на земельный участок, предусмотренное ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: часть земельного участка с кадастровым номером ....., площадью 404 кв.м, имеет ограничение в использовании в связи с отнесением его к зоне особо охраняемой природной территории – реестровый ......

Согласно сведений Публичной кадастровой карты Росреестра часть принадлежащего истцу земельного участка расположена в границах Особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая)).

Вместе с тем, ООПТ местного значения организовано в соответствии постановлением Главы Одинцовского муниципального района Московской области от 10.05.2007 №99-ПГл «Об организации особо охраняемой природной территории местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в границах Подушкинского лесничества.

01.08.2016 Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес», утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории местного значения.

Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.12.2021 № 5/32 «О внесении изменений в Паспорт особо охраняемой природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» внесены изменения в Паспорт особо охраняемой природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес», а именно изложено приложение 1 «Описание границ и охранных зон особо охраняемой природной территории местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая)).

Под рекреационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично самоуправляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления.

Так, в соответствии с Паспортом особо охраняемой природной территории местного значения – природного рекреационного комплекса, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 6/16, в Зоне умеренных ограничений рекреационного использования запрещены все виды пользования, за исключением: любая деятельность, связанная с осуществлением лесохозяйственных мероприятий в соответствии с категорией защищенности лесов; ремонт и техническое обслуживание существующих коммуникаций и инженерных объектов; пешие, велосипедные и лыжные прогулки только по обозначенным на местности экологическим маршрутам; рекреационное обустройство маршрутов (экологических троп) и мест отдыха с установкой малых архитектурных форм из естественного сочетающихся материалов; благоустройство полотна экологических троп без применения твердого покрытия; размещение людей на специально выделенных и оборудованных площадках экологически устойчивого отдыха (туристических стоянках).

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 настоящего Кодекса.

Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению.

Перевод земель населенных пунктов в земли другой категории регламентирован статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона определены исключительные случаи, допускающие такой перевод, в том числе, связанные с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

01 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение №6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2».

Решение официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» от 08 июля 2016 года № 27, в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 года № 37/2, на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по адресу: http://odi№.ru/№ews/?id=42110.

Согласно пунктам «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из представленного во исполнение определения суда заключения судебной землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено экспертам АНО «Центр судебной экспертизы «Норма», а также согласующимся с ним заключением кадастрового инженера, представленного в материалы дела стороной истца, при составлении топографических сведений и сведений о координатах особо охраняемой природной территории «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая)) выявлено, что земельный участок, принадлежащий истцу, частично входит в указанную охранную зону местного значения.

Данные обстоятельства не оспаривались представителями сторон в судебном заседании.

По общему правилу, в силу норм действующего законодательства, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях).

Статья 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусматривает категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития, которые устанавливаются с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территории. К ним относятся, в частности природные парки.

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8).

Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона, действующей по состоянию на 1 июля 2016 г.), согласно которому природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению в настоящем деле, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования.

Изъятие земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, на период принятия Решения от 01 июля 2016 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером ....., образовавшийся в результате объединения ранее учтенных земельный участков, первичным источником образования которых является земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, поставленный на учет в Едином государственном реестре недвижимости еще в 09.08.2005, было оформлено предыдущим собственником Сергеевой Е.Л., а в последствии и истцом Борискиным С.И. в установленном законом порядке. Истец приобрел по договорам купли-продажи земельные участки с кадастровыми номерами 50..... категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. При этом границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ..... были установлены посредством присоединения к земельному участку с кадастровым номером ..... земель площадью 565 кв.м, схема территориального расположения образованного земельного участка была утверждена постановлением Администрации Одинцовского муниципального района 27.12.2018 .

Также судом установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером ....., образовавшийся в результате объединения ранее учтенных земельный участков, принадлежит истцу до настоящего времени с категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

При этом поселенческие территории согласно действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством.

Как следует из положений статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) генеральные планы сельских поселений являются документами долгосрочного территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.

Генеральным планом сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской Области от 14 декабря 2018 года № 7/51 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области и о признании утратившим силу решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28.08.2015 № 1/8» и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, д. Усово, в пределах которой расположен земельный участок истца, входит в состав земель населенных пунктов сельского поселения Барвихинское.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Как следует из пункта 6.1. Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденного Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 7 апреля 2006 года № 13/7, с целью планирования развития особо охраняемых природных территорий местного значения разрабатывается и утверждается схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения с учетом генерального плана развития района.

Пунктом 7.6 названного Положения предусмотрено, что организация особо охраняемой природной территории местного значения и проект паспорта (положения) особо охраняемой природной территории должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, лесхозом в соответствии с полномочиями, утвержденными лесным законодательством, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на территории лесного фонда, управлением сельского хозяйства администрации района, с администрациями городских или (и) сельских поселений, если особо охраняемая природная территория или ее часть входят в состав поселений; а также с Комитетом по охране природы и Управлением архитектуры и градостроительства района.

Как следует из буквального прочтения Решения Совета депутатов от 01 июля 2016 года № 6/16 нормативным правовым актом был утвержден новый взамен ранее утвержденного пунктом 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2 паспорт особо охраняемой природной территории местного значения природного реакционного комплекса «Подушкинский лес».

При таких обстоятельствах, предписанные выше процедуры разработки, согласования и принятия паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» при принятии его Советом депутатов Одинцовского муниципального района подлежали безусловному исполнению.

Вместе с тем, суду не представлено доказательств соблюдения ответчиком при принятии Решения Совета депутатов от 1 июля 2016 года № 6/16 положений пунктов 5.2; 6.1 - 6.6; 7.1; 7.3; 7.5 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденного Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07 апреля 2006 № 13/7, в части полномочий органов местного самоуправления муниципального района и их структурных подразделений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, планирования развития особо охраняемых природных территорий местного значения и организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Одинцовском муниципальном районе.

В силу положений ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласующимися с положениями ст.ст. 35 и 36 Конституции Российской Федерации, закреплено исключительное право (владения, пользования и распоряжения) собственника в отношении всей принадлежащей ему имущественной массы.

При таких обстоятельствах, анализируя вышеприведенные положения действующего законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, принимая во внимание, что первичным источником образования исследуемого земельного участка с кадастровым номером ..... является земельный участок с кадастровым номером ....., поставленный на учет в Едином государственном реестре недвижимости еще 09.08.2005, т.е. до создания природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая)), образованной Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 10.04.2008 , учитывая при этом, что границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ..... были установлены посредством присоединения к земельному участку с кадастровым номером ..... земель площадью 565 кв.м, схема территориального расположения образованного земельного участка была утверждена постановлением Администрации Одинцовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения при принятии Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ положений пунктов 5.2; 6.1 - 6.6; 7.1; 7.3; 7.5 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения АДРЕС, суд приходит к выводу, что в нарушение приведенных выше законов, а также частей 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком при принятии оспариваемого Решения от ДД.ММ.ГГГГ были затронуты права истца как собственника имущества, на распоряжение которым наложены не предусмотренные законом обременения, исключающие возможность использования земельного участка с учетом вида разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению с учетом выводов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы и варианта изменения границ особо охраняемой природной территории, предложенного судебным экспертом в своем заключении, являющимся письменным доказательством по делу и согласующимся с иными представленными суду в материалы дела документами, учитывая, что каких-либо оснований полагать, что заключение по результатам экспертизы содержит неправильные по существу выводы и считать данное заключение ненадлежащим доказательством или не доверять заключению эксперта, имеющего достаточный стаж работы и предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, у суда не имеется.

Таким образом, заявленные исковые требования с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борискина Сергея Ивановича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области об изменении границ – удовлетворить.

Изменить границы зоны с особыми условиями использования территории 50.20-6.238: особо охраняемой природной территории местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая)):

- исключить из описания границ и охранных зон ООПТ местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» .....;

- добавить в описание границ и охранных зон ООПТ местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» .....;

- добавить в описание границ и охранных зон ООПТ местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» .....;

- определить следующий порядок точек, описывающий границу зоны с особыми условиями территории 50:20-6.238 вблизи земельного участка с кадастровым номером .....: …, 256, 256н; 255н; 254, …

После внесения указанных изменений земельный участок с кадастровым номером ..... и зона с особыми условиями территории 50:20-6.238 станут смежными территориями.

Решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд АДРЕС в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.И. Клочкова

Мотивированное решение изготовлено: 08.06.2022