ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1203/19 от 08.04.2019 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№ 2-1203/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 08 апреля 2019 года

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Гончарука М.А.,

при секретаре судебного заседания Шарпиловой В.В.,

с участием истца ФИО2, его представителя ФИО10,

представителя ответчика ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников жилья «Слободская 21» о возложении обязанности производить расчет платы за коммунальные услуги, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья «Слободская 21» (далее ТСЖ «Слободская 21») о возложении обязанности производить расчет платы за коммунальные услуги, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании штрафа, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что он является собственником <адрес> в <адрес>, который находится в управлении ТСЖ «Слободская 21» и является исполнителем коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению, а также водоотведению. В сентябре 2018 года он установил в своей квартире индивидуальные приборы учета (далее ИПУ) на горячее и холодное водоснабжение, о чем ДД.ММ.ГГГГ была подана соответствующая заявка в ТСЖ, на ввод указанных ИПУ в эксплуатацию. Однако ответчик отказался принимать заявку без актов ввода в эксплуатацию ИПУ в квартире истца. Кроме того, составленный истцом акт по вводу в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения председателем ТСЖ «Слободская 21» был подписан ДД.ММ.ГГГГ, а по вводу ИПУ по горячему водоснабжению ему было отказано. Подать соответствующую заявку через портал «ГИС ЖКХ» истец не смог, поскольку ТСЖ «Слободская 21» там не зарегистрировано. Повторно заявка на ввод в эксплуатацию ИПУ была принята ДД.ММ.ГГГГ, однако никаких мер по вводу в эксплуатацию приборов учета ТСЖ не предпринимала, в связи с чем, согласно п. 81.2 Правил, поскольку исполнитель не предпринял никаких действий по заявке в течении 15 дней, показания ИПУ должны учитываться исходя из потребляемого объема коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, однако в выставляемых квитанциях по оплате за коммунальные услуги за период с октября по декабрь 2018 года, начисление платы производилось по нормативам потребления, а не по приборам ИПУ, что по мнению истца повлекло необоснованное увеличение платы за коммунальные платежи, переплата составила 11210,20 <адрес>, что действиями ТСЖ «Слободская 21» нарушены его права как потребителя, в связи с чем просит суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из показаний ИПУ, установленных и введенных в эксплуатацию в <адрес> в <адрес>; произвести перерасчет платы за период с сентября по декабрь 2018 года, согласно показаниям ИПУ в 20-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика штраф в размере 5605,10 р., компенсацию морального вреда в размере 70000 р., взыскать штраф в размере 50% от присужденной суммы в порядке ст. 13 Закона о защите прав потребителей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что поскольку правление ТСЖ «Слободская 21» находится в подъезде дома, где он проживает, заявки на ввод в эксплуатацию ИПУ он по почте не отправлял, а обращался лично в ТСЖ. О том, что работники ТСЖ пытались попасть к нему в квартиру, ему ничего неизвестно, с ним никто даты визитов не согласовывал, он не препятствовал доступу ТСЖ в квартиру для осмотра ИПУ, с таким требованием к нему никто не обращался. В настоящее время приборы учета в его квартире не опломбированы. Считает, что он предпринял все действия по вводу в эксплуатацию ИПУ в его квартире, в связи с чем ответчик должен производить начисления коммунальных платежей исходя из их показаний.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении пояснил, что истец, являясь собственником <адрес> в <адрес>, самостоятельно установил в квартире счетчики ИПУ. Процедура осмотра приборов учета и ввода их в эксплуатацию отражены в постановлении Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, там же указан порядок составления актов недопуска в помещение, однако из представленных ответчиком актов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нельзя утверждать о том, что истец был надлежащим образом уведомлен о времени осмотра приборов ИПУ. Кроме того, в указанных актах отсутствует время составления акта. Считает выводы ответчика о том, что истец уклоняется от проведения осмотра ИПУ в его квартире не соответствуют действительности, и доказательствами не подтверждены. Истцом самостоятельно произведена установка пломб на приборы ИПУ ДД.ММ.ГГГГ, номера которых указаны в актах, составленных истцом для утверждения в ТСЖ. Не согласен с доводами ответчика в части того, что ответчик не несет ответственность по начислению коммунальных платежей, поскольку является исполнителем услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в <адрес> в <адрес>. Поскольку ответчик производил начисления без учета показаний приборов ИПУ истца, истцу причинен ущерб, выразившийся в увеличении коммунальных платежей, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, взыскав с ответчика причиненный ущерб, компенсацию морального вреда, штраф.

Представитель ответчика ТСЖ «Слободская 21» ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснила, что истец самостоятельно установил в своей квартире счетчики ИПУ, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию, поскольку истец препятствует в осмотре и опломбировании указанных счетчиков, о чем свидетельствуют акты от 24 октября 2018 года и 05 ноября 2018 года, самостоятельно с вопросом о согласовании даты осмотра приборов ИПУ истец в ТСЖ не обращался, считает что истец намеренно уклоняется об осмотра установленных счетчиков. Порядок ввода в эксплуатацию ИПУ установлен Постановлением Правительства № 354, согласно которого, по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора в эксплуатацию. Вместе с тем, представителем исполнителя установка контрольных пломб на приборах учета не производилась, в связи с чем у ТСЖ отсутствовали основания для начисления коммунальных услуг исходя из показаний приборов ИПУ истца. Кроме того, ТСЖ «Слободская 21» не производит начисление платы по предоставлению гражданам коммунальных услуг по горячему и холодному водоотведению и водоснабжению, поскольку их начисляет МУП г. Хабаровска «Водоканал». Считает заявленные истцом требования о взыскании с ответчика причиненного ущерба, компенсации морального вреда, штрафа не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела следует, что управление многоквартирным <адрес> в <адрес> осуществляет ТСЖ «Слободская 21», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником жилого помещения – <адрес>. 21 по <адрес> в <адрес>.

Истец в судебном заседании настаивал, что в сентябре 2018 году оборудовал квартиру приборами индивидуального учета холодного и горячего водоснабжения, установил и опломбировал их, о чем был составлен акт, который представлен ответчику.

В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).

Из содержания приведенной нормы следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.

В соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе; предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Согласно п. 81(4) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.

Пунктом 81(6) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 установлено, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2-х экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(7)).

Как следует из представленного истцом акта ввода в эксплуатацию прибора учета холодной воды в <адрес>. 21 по <адрес> в <адрес>, в нем стоит подпись исполнителя коммунальных услуг без ее расшифровки, что по мнению истца означает принятие указанного прибора учета, в связи с чем с указанного момента у ответчика возникла обязанность по начислению коммунальных услуг с учетом показаний прибора учета.

Допрошенная в качестве свидетеля по ходатайству стороны ответчика ФИО5 пояснила, что она является председателем правления ТСЖ «Слободская 21». В сентябре 2018 года к ней обратился истец с документами на ИПУ, в одном из которых она, не читая поставила свою подпись, а когда поняла что это за документы, сказала истцу, что для ввода в эксплуатацию установленных ИПУ, необходимо провести их осмотр. Однако истец отказался обеспечить допуск представителей ТСЖ в свою квартиру, о чем были составлены акты.

Свидетель ФИО6, допрошенная в качестве свидетеля по ходатайству стороны ответчика пояснила, что она работает бухгалтером ТСЖ «Слободская 21». Когда ФИО1 обратился к ним с заявкой на ввод в эксплуатацию ИПУ, установленных в его квартире, один акт был подписан председателем ошибочно, после чего ему был разъяснен порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, однако он отказался пускать представителей ТСЖ в квартиру для осмотра приборов учета.

Свидетель ФИО7, допрошенный по ходатайству стороны ответчика, пояснил, что он является управляющим по делам ТО ТСЖ «Слободская 21», ДД.ММ.ГГГГ в составе комиссии ФИО6, ФИО8, ФИО9, прибыли в <адрес> для осмотра приборов учета, поскольку в квартиру они не попали, был составлен акт, направлено письмо, в котором собственнику квартиры было предложено согласовать другую дату проведения осмотра. На сегодняшний день приборы учета в квартире истца не осмотрены и не приняты в эксплуатацию.

Согласно выписки из журнала заявок регистрации входящих документов «ТСЖ «Слободская 21», ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступила заявка о вводе в эксплуатацию приборов учета.

Согласно актов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе членов ТСЖ дважды пыталась провести осмотр приборов учета ИПУ в квартире ФИО1, однако последний доступ в квартиру не обеспечил. Доказательств того, что в квартире истца были приняты в установленном порядке в эксплуатацию индивидуальные приборы учета материалы дела не содержат.

Кроме того, ответчиком 17 декабря 2018 года был направлен истцу на электронную почту (как просил сам истец в своем обращении к ответчику 11 декабря 2018 года) ответ, в котором в очередной раз просил истца обеспечить доступ в квартиру к установленным приборам учета горячего и холодного водоснабжения для возможности их осмотра. Истцом данное предложение также было проигнорировано.

Судом установлено, что доказательств об установке ИПУ в квартире истца, а также ввода их в предусмотренном законом порядке в эксплуатацию, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено, несмотря на неоднократные попытки ответчиком произвести их осмотр для ввода в эксплуатацию, которые игнорировались истцом неоднократно.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным п. 81 (4) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию 81 (5).

Вопреки доводам иска об отсутствии регистрации ответчика на портале «ГИС ЖКХ» для предоставления возможности обратиться через телекоммуникационную всемирную сеть «Интернет», ответчиком обеспечена в судебное заседание явка свидетеля ФИО7, который будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, суду пояснил, что на портале «ГИС ЖКХ» за адресом: <адрес> зарегистрировано иное юридическое лицо, что исключает возможность ответчику зарегистрироваться под данным адресом вторым пользователем. Оснований не доверять показаниям данному свидетелю у суда не имеется, доказательств обратного истцом не представлено.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по показаниям только тех приборов учета, которые в установленном законом порядке введены в эксплуатацию. В противном случае начисления производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

С учетом изложенного, оснований для возложения на ТСЖ «Слободская 21» обязанности по произведению перерасчета за коммунальные услуги по ИПУ истца, не введенным в эксплуатацию, у суда не имеется.

Также, истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств привлечения ответчика к юридической ответственности за бездействие по непринятию у него к учету ИПУ в квартире со стороны компетентных государственных органов.

При таком положении, возложение обязанности на ответчика производить начисления по показаниям ИПУ исходя из потребляемого объема коммунальных услуг с 21 сентября 2018 года без принятых приборов учета в квартире истца, без проведения соответствующей проверки, указанной в п. 81 (4), а также иных требований, указанных в п. 81 Правил № 354, будет являться нарушением требований действующего законодательства по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию, что исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Поскольку требования истца о взыскании штрафа, компенсации морального вреда являются производными требованиями от требований о возложении обязанности на ответчика произвести определенные действия, в удовлетворении которых судом отказано, то и производные требования не подлежат удовлетворению.

При этом, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд считает необходимым указать ответчику на его обязанность соблюдать требования Правил при производстве действий и работ по вводу приборов в эксплуатацию. Истцу же надлежит предоставить ответчику все необходимые документы и приборы для проведения соответствующей проверки и ввода приборов в эксплуатацию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к товариществу собственников жилья «Слободская 21» о возложении обязанности производить расчет платы за коммунальные услуги, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании штрафа, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.А. Гончарук

Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2019 года.