ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1203/2016 от 21.10.2016 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

Решение

именем Российской Федерации

г.Тавда 21 октября 2016 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой А.А., при секретаре судебного заседания Гутковской М.С., с участием помощника Тавдинского городского прокурора Кокориной А.Ю., представителя ответчика администрации Тавдинского городского округа ФИО2, представителя ответчика МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа, МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» об обязании организовать и обеспечить установку наружных осветительных приборов,

установил:

Тавдинский городской прокурор обратился в Тавдинский районный суд Свердловской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации Тавдинского городского округа, МБУ ТГО «Единое агентство заказчика», в котором просит обязать администрацию Тавдинского городского округа организовать установку наружных осветительных приборов по <адрес>, а МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» обеспечить установку наружных осветительных приборов по указанным улицам и переулкам в соответствии с требованиями ГОСТа Р50597-93 «Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование следующее.

Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка состояния улично-дорожной сети <адрес>, по результатам которой установлено отсутствие надлежащего искусственного освещения на <адрес>.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Тавдинского городского округа и МБУ ТГО «Единое агентство заказчика», муниципальное имущество, в том числе автомобильные дороги по <адрес>, <адрес>, закреплено за МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» на праве оперативного управления. Согласно п. 2.5.2 вышеуказанного договора бюджетное учреждение обязано обеспечивать сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния и осуществлять его капитальный и технический ремонт.

Факт неисполнения обязанности администрацией Тавдинского городского округа и МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» по организации благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, подтверждается актом обследования улично-дорожной сети Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного гос. инспектором ОГИБДД МО МВД России «Тавдинский». Указанные и не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, находятся в границах Тавдинского городского округа и не являются дорогами федерального и регионального значения, в связи с чем, органы местного самоуправления обязаны устранить вышеуказанные нарушения. Свои доводы прокурор обосновал ссылкой на Устав Тавдинского городского округа, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ, ФИО750597-93, СНиП 23-05-95.

В судебном заседании по делу помощник Тавдинского городского прокурора ФИО4 уточнила и уменьшила заявленные требования, просила обязать администрацию Тавдинского городского округа организовать установку наружных осветительных приборов, а МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» обеспечить установку наружных осветительных приборов по всем улицам и переулкам, указанным в иске, кроме переулка ФИО1, который освещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями ФИО750597-93 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, так как срок в три месяца с учетом обоснованных доводов ответчиков будет явно недостаточным для исполнения решения суда с учетом требований законодательства о муниципальном заказе. Просила требования прокурора удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Тавдинского городского округа ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в настоящее время в <адрес> отсутствуют линии уличного освещения, в связи с чем, для организации установки наружных осветительных приборов необходимо строительство новой линии уличного освещения, для чего необходим проект данной линии. Для разработки данного проекта необходимо значительное количество времени и финансовых средств, необходимо разработать техническое задание, провести торги в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что финансовый 2016 год практически завершен, средства в местном бюджете на разработку проекта линии уличного освещения отсутствуют. В бюджете округа на 2017 год средства на данную цель также не предусмотрены. С целью выделения финансовых средств для разработки проекта строительства линии уличного освещения необходимо получение решения Думы Тавдинского городского округа, которая собирается один раз в месяц. В случае принятия Думой Тавдинского городского округа такого решения о выделении средств на разработку проекта линии уличного освещения необходимо заключить контракт на данные работы, для чего потребуется не меньше 45 дней, а также срок исполнения указанного контракта составит не менее 2-х месяцев. Поэтому только для разработки проекта линии уличного освещения по указанным улицам и переулкам потребуется не менее 4-5 месяцев. И только после получения проекта возможна организация строительства линии уличного освещения, для чего потребуется также соблюсти все процедуры, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, что потребует значительного количества времени. А потому трехмесячный срок нереален к исполнению решения суда, для этого потребуется не менее одного года. При этом существующее фонарное освещение на участке от <адрес> будет восстановлено МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» в срок до ДД.ММ.ГГГГ после поступления фонарей по заключенному муниципальному контракту.

Представитель ответчика МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» ФИО3 в судебном заседании пояснил, что МБУ ТГО «ЕАЗ» является ненадлежащим ответчиком по делу, в обоснование чего указал следующее. МБУ ТГО «ЕАЗ» является бюджетным учреждением, осуществляющим деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, действует в соответствии с муниципальными заданиями учредителя в силу п.1 ст.9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ. В соответствии с п.п.1.2, 1.3 устава МБУ ТГО «ЕАЗ» координацию и регулирование деятельности учреждения осуществляет администрация Тавдинского городского округа. В соответствии с п.3.2 устава учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, переданным администрацией Тавдинского городского округа. В оперативное управление МБУ ТГО «ЕАЗ» переданы следующие сооружения дорожного транспорта (по <адрес>, Герцена, Мельничная, ФИО1, Кирпичная, пер.Герцена, пер. ФИО1), пер. Мельничный в оперативное управление учреждению не передавался.

Также просил суд учесть то, что согласно п.6 ст. 9.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом муниципальное задание по разработке проекта устройства наружного освещения по указанным в иске улицам, переулкам администрацией Тавдинского городского округа МБУ ТГО «ЕАЗ» не давалось, субсидии на выполнение указанного вида работ (услуг) не выделялись. Полномочий по проведению МБУ ТГО «ЕАЗ» работ по установке наружного освещения без соответствующего муниципального задания, бюджетного финансирования действующим законодательством не предусмотрено. При этом в случае вынесения в отношении администрации округа Тавдинским районным судом <адрес> решения, обязывающего установить сооружения наружного освещения учреждение будет не вправе отказаться от соответствующего муниципального задания учредителя.

В настоящее время по <адрес><адрес> в <адрес> установлены светильники с ДЛР лампой 250 W в количестве <данные изъяты> штук, в связи с чем, качество наружного освещения на указанных улицах соответствует действующим нормативным требованиям. В случае удовлетворения требований прокурора просил установить срок исполнения решения суда не менее полутора лет с учетом необходимости соблюдения всех требований бюджетного законодательства.

Согласно показаниям в суде свидетеля ФИО5 установлено, что он работает в должности государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Тавдинский».

ДД.ММ.ГГГГ он проводил проверку наличия организации искусственного освещения на <адрес>, им было зафиксировано наличие частичного освещения данных улиц, а также неисправность части фонарного освещения, результаты зафиксированы в акте. ДД.ММ.ГГГГ он совместно с представителями МБУ ТГО «ЕАЗ» выезжал в район тех же улиц и переулков в <адрес> для уточнения состояния уличного освещения после замены фонарей. Было зафиксировано, что неработающие лампы на столбах освещения были замены на исправные и всего зафиксировано наличие <данные изъяты> исправных светильников наружного освещения, с помощью которых освещены только частично, но не полностью <адрес> и полностью освещен <адрес> освещение полностью отсутствует. Отсутствие искусственного освещения в темное время суток, по его мнению, создает определенные препятствия для передвижения пешеходов и транспорта в данном районе, в связи с чем, его организация в соответствии с требованиями ГОСТ необходима.

Заслушав пояснения прокурора, сторон, показания свидетеля, и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тавдинского городского прокурора к администрации Тавдинского городского округа и МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст.12, ч.1 ст.130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п.п.5 и 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).

Аналогичные положения содержатся в п.п.5 и 25 ч.1 ст.6 Устава Тавдинского городского округа.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст.18).

Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным, в том числе полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренным статьей 6 Устава (ст.<адрес>), к полномочиям которой на основании ст.32 Устава Тавдинского городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа,

а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).

В соответствии с п.п.4.6.1, 4.6.3, 4.6.5 "ФИО7 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Постановлением главы администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное бюджетное учреждение Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика», основной целью создания которого явилось выполнение функций по обеспечению функционирования объектов инженерной инфраструктуры Тавдинского городского округа, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд (п.2.1 устава).

Согласно п.п.1.3 п.1 устава МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» его учредителем и собственником его имущества является Тавдинский городской округ в лице администрации Тавдинского городского округа. Данное учреждение осуществляет следующие функции (п.2.3 устава): обеспечение выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасного дорожного движения на них, обеспечение выполнения работ по благоустройству территории городского округа (включая освещение улиц), обеспечение выполнения работ по техническому обслуживанию и установке сетей наружного освещения.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальной собственности Тавдинского городского округа находятся следующие объекты недвижимого имущества в <адрес>: автомобильная дорога от <адрес> до жилого дома по <адрес> – реестровый , автомобильная дорога по <адрес> от жилого <адрес> до – реестровый , автомобильная дорога по <адрес> – реестровый , автомобильная дорога по <адрес> - реестровый ; а также сооружения дорожного транспорта по <адрес> – реестровый , <адрес> (от <адрес> до жилого дома <адрес>) –реестровый , <адрес> – реестровый , <адрес> (от жилого дома <адрес> до <адрес> – реестровый , <адрес> от жилого <адрес> до <адрес> – реестровый . Автомобильная дорога по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в базе данных реестра объектов муниципальной собственности Тавдинского городского округа отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тавдинского городского округа и МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» заключен договор «О закреплении имущества на праве оперативного управления», в соответствии с которым администрацией округа указанному бюджетному учреждению передано в оперативное управление муниципальное имущество (п.1.1). Согласно п.п.2.5.1, 2.5.2 вышеуказанного договора бюджетное учреждение обязано использовать все закрепленное за ним имущество по целевому назначению, обеспечивать сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния и осуществлять его капитальный и технический ремонт.

С учетом представленных в материалы дела дополнительных соглашений к вышеуказанному договору и актам приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в оперативное управление МБУ ТГО «ЕАЗ» администрацией Тавдинского городского округа передано следующее муниципальное имущество: -сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес> (от жилого <адрес>-а до <адрес>), протяженностью <данные изъяты> м;

-автомобильная дорога, место нахождение: <адрес> (от жилого <адрес> до ), протяженностью <адрес>; -автомобильная дорога, место нахождение: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.; -сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м; -сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес> (от жилого дома <адрес>, до - протяженностью <данные изъяты>; -сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес> (от <адрес> до жилого дома <адрес>, ), протяженностью <данные изъяты> м; -сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес> (от жилого <адрес> до <адрес>), протяженностью <данные изъяты> м; -сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.; -автомобильная дорога, местоположение: на участке от <адрес> до жилого дома по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км; автомобильная дорога, место нахождение: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м; - сооружение дорожного транспорта, место нахождение: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. Как объект недвижимости – автомобильная дорога, место положение: <адрес> в <адрес> администрацией Тавдинского городского округа в оперативное управление МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» не передавался, в реестре объектов муниципальной собственности отсутствует.

Также в реестр муниципальной собственности включены объекты фонарного освещения по <адрес> и <адрес> (фактически находящиеся согласно акту обследования наружного освещения от ДД.ММ.ГГГГ с приложением к нему по <адрес><адрес>) светильники с ДРЛ лампой 250В <данные изъяты> штук с деревянными опорами с пасынком в количестве <данные изъяты> штук, которые также переданы в оперативное управление МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» согласно дополнительному соглашению к договору от ДД.ММ.ГГГГ, акту приема-передачи от этого же числа.

Из акта обследования улиц, составленного государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Тавдинский» ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на <адрес>, <адрес> в <адрес> отсутствует искусственное освещение полностью, а по <адрес> имеется освещение на участке дороги от <адрес> до здания церкви в количестве <данные изъяты> фонарей, при этом <данные изъяты> фонаря не работают.

При этом на день рассмотрения дела согласно акту обследования наружного освещения указанных улиц и переулков от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Тавдинский» ФИО5 при участии представителей МБУ ТГО «ЕАЗ», с учетом показаний в судебном заседании свидетеля ФИО5 следует, что в настоящее время восстановлено искусственное освещение и к линии электроосвещения подключены <данные изъяты> светильников наружного освещения, которые освещают полностью <адрес>, а также часть <адрес> в <адрес>. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства администрация Тавдинского городского округа не организовала на <адрес>, <адрес>, а также по <адрес> в <адрес> уличное освещение в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.

Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, так как судом установлено, что автомобильные дороги и сооружения дорожного транспорта по указанным в иске прокурора улицам и переулкам (кроме пер.Мельничного) переданы в оперативное управление данного ответчика, на которого в соответствии с уставом учреждения возложено выполнение функций по обеспечению выполнения работ по техническому обслуживанию и установке сетей наружного освещения округа. То обстоятельство, что автомобильная дорога (сооружение дорожного транспорта) по пер.Мельничный в <адрес> находится в границах <адрес> городского округа, однако в муниципальную собственность не принят, в оперативное управление МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» не передан, по мнению суда, не освобождает администрацию Тавдинского городского округа, муниципальное учреждение от исполнению обязанности по организации его уличного освещения, установке наружных осветительных приборов.

Также со стороны МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» не предоставлено каких-либо объективных и достоверных доказательств неразумности заявленного прокурором с учетом уточнения требований срока исполнения решения суда в течение <данные изъяты> года.

Суд соглашается с доводами Тавдинского городского прокурора о том, что отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данные обстоятельства ведут к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем, требования прокурора к администрации Тавдинского городского округа и МБУ ТГО «ЕАЗ» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавдинского городского округа, муниципальному бюджетному учреждению Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика» об обязании организовать и обеспечить установку наружных осветительных приборов удовлетворить,

обязать администрацию Тавдинского городского округа организовать установку наружных осветительных приборов по <адрес>, <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ФИО750597-93 «Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

обязать муниципальное бюджетное учреждение Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика» обеспечить установку наружных осветительных приборов по <адрес>, <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ФИО750597-93 «Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Установить срок для исполнения возложенной настоящим решением суда на ответчиков администрацию Тавдинского городского округа и муниципальное бюджетное учреждение Тавдинского городского округа «Единое агентство заказчика» обязанности один год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ - путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд <адрес>, вынесший решение.

Решение изготовлено в совещательной комнате в машинописном виде.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.А. Афанасьева