ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1203/2017 от 16.05.2017 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Дело № 2-1203/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2017 года город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего судьи Жигулиной М.А.,

при секретаре Ломакиной А.А.,

с участием представителя ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1203/2017 по иску ФИО2 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение, выдаче соответствующего удостоверения,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее – ГУ ТО УСЗН ТО) о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение, выдаче соответствующего удостоверения.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> и имеет общий трудовой стаж <данные изъяты> года.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства сельского хозяйства РФ за многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса ему была объявлена благодарность, сведения об этом занесены в его трудовую книжку.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «УСЗН ТО» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложив необходимые документы, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано со ссылкой на Постановление Правительства РФ №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение «Ветеран труда».

С указанным отказом не согласен, считает его необоснованным, нарушающим его права, поскольку условиями присвоения звания «Ветеран труда» в Тульской области в том числе являются наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии не менее 25 лет для мужчин.

Он был награжден ведомственной наградой в период, когда в ст. 7 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» были внесены изменения, и она дополнена п. 1.1 (редакция вступила в силу с 1.07.2016 года), в соответствии с которым порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ, Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24.018.2016 года №380 (начало действия редакции 27.09.2016 года) учреждены ведомственные знаки Министерства сельского хозяйства РФ, к которым в том числе относится благодарность Министерства сельского хозяйства РФ.

До указанного времени действовал Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13.02.2009 года №62 (окончание действия редакции ДД.ММ.ГГГГ) согласно которому благодарность Министерства сельского хозяйства РФ также являлась ведомственной наградой.

Полагает, что поскольку до ДД.ММ.ГГГГ законодательно не было определено понятие ведомственного знака отличия в Министерстве сельского хозяйства РФ, дающего право на присвоение «Ветеран труда».

Считает, что с учетом правового смысла подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» по ранее действующему порядку, поскольку положения приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 24.08.2016 года №380 не имеют обратной силы и не могут распространяться на правоотношения, возникшие ранее.

Просил признать решение ГУ ТО «УСЗН ТО» об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда» №248 от 7.02.2017 года незаконным, обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

В судебном заседании:

истец ФИО2 не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не уведомил. Ходатайств не заявлено.

Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО1 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на обоснованность оспариваемого отказа, поскольку представленная истцом награда не относится ни к государственным наградам России или СССР, ни к ведомственным наградам Министерства сельского хозяйства РФ, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ему на основании приказа Министерства сельского хозяйства РФ объявлена благодарность за многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса и в связи с профессиональным праздником - Днем ветеринарного работника, о чем внесена соответствующая запись в трудовую книжку работника.

Изложенное помимо пояснений стороны истца, подтверждается документами о награждении, сведениями из трудовой книжки ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГУ ТО «УСЗН ТО» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложив необходимый комплект документов.

Решением ГУ ТО «УСЗН ТО» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда» со ссылкой на отсутствие правовых оснований для присвоения данного звания истцу, предусмотренных Законом Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», а также в связи с тем, что в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24.08.2016 года №380 «О ведомственных наградах Министерства сельского хозяйства РФ» ведомственной наградой Министерства сельского хозяйства РФ, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», является Почетная грамота Министерства сельского хозяйства РФ.

Анализируя основания отказа в предоставлении государственной услуги, суд приходит к выводу о его обоснованности.

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в силу п. 1 ст. 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Исходя из п. 2 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

При этом данная статья не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия в труде к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Федеральным законом от 29.12.2015 года № 388-ФЗ введен в действие с 1.07.2016 года п. 1.1. ст. 7 Федерального закона от 29.12.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающий, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В указанный период времени действовал Приказ Минсельхоза РФ от 13.02.2009 года № 62 (ред. от 15.07.2009) «Об учреждении ведомственных наград Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», которым были учреждены ведомственные награды Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, к числу которых отнесена благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Вместе с тем, знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» в нем определен не был. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 24.08.2016 года № 380, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.09.2016 года).

Упомянутым приказом Минсельхоза России от 24.08.2016 года № 380 (ред. от 23.03.2017 года) «О ведомственных наградах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» вновь учреждены ведомственные награды Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в их числе поименована благодарность Министерства сельского хозяйства РФ. Ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» названа почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, ФИО2 был награжден ведомственным знаком отличия в труде в период действия новой редакции ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определяющей с ДД.ММ.ГГГГ порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и награждения ими, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Однако, поскольку новый порядок учреждения ведомственных знаков и награждения ими в Министерстве сельского хозяйства РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не был утвержден, награждение ФИО2 произведено в порядке, ранее установленном Министерством сельского хозяйства РФ и не предусматривающем определения ведомственного знака отличия в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда».

Анализируя доводы стороны истца о том, что данное обстоятельство свидетельствует в пользу истца, который, учитывая данные обстоятельства имеет право получить звание по ранее установленному порядку, суд принимает во внимание следующее.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На основании статей 10 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

Закон Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО
«Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (принятый Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 года № 43/1867) не содержит перечня наград, званий почетных грамот, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в Тульской области, а регламентирует порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», однако в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» определяет условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», дифференцируя условия присвоения данного звания в зависимости от даты наступления юридически значимого события (награждения ведомственным знаком отличия в труде): до 30.06.2016 года и после (п.п. 1, 1 -1 Закона Тульской области №797-ЗТО от 28.02.2007 года в редакции Закона Тульской области от 01.06.2016 года № 40-ЗТО).

Поскольку документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО2 не имеется, положения п. 1-1 ст. 1 Закона Тульской области №797-ЗТО от 28.02.2007 года при разрешении вопроса о его праве на присвоение звания «Ветеран труда» применению не подлежат.

Документов, свидетельствующих о его награждении после ДД.ММ.ГГГГ ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в установленном законом порядке, ФИО2 ни при обращении в уполномоченный орган, ни суду - не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд находит оспариваемый отказ в присвоении звания «Ветеран труда» обоснованным, а исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на получение указанного звания и его присвоение, выдаче соответствующего удостоверения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 21.05.2017 года.

Судья: