Производство № 2-1203/2023
Дело (УИД: 42RS0018-01-2023-001373-05)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 25 августа 2023 года
Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области - Кузбасса в составе председательствующего судьи Полюцкой М.О., при секретаре Трушкине Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело № 2-1203/2023 по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Цифрал-Сервис» о защите прав потребителей, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Изначально ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Цифрал-Сервис» о защите прав потребителей, признании отсутствующей задолженности, признании расторгнутым договора на оказание услуг по периодическому техническому обслуживанию домофона, компенсации морального вреда.
На основании определения Орджоникидзевского районного суда ул.....г..... от .. .. ....г. исковые требования были приняты к производству в части требований о признании отсутствующей задолженности и компенсации морального вреда. Исковые требования в части признания договора расторгнутым были возвращены истцу ФИО1 на основании определения Орджоникидзевского районного суда ул.....г..... от .. .. ....г.. в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 135 ГПК РФ. Определение не обжаловано вступило в законную силу.
В судебном заседании представителем истца ФИО1 был заявлен частичный отказ от исковых требований о признании отсутствующей задолженности, в связи с добровольным удовлетворением исковых требований.
Данный отказ принят судом и производство по делу в данной части прекращено, на основании определения от .. .. ....г..
Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что она проживает по адресу: ул.....г....., является собственником данного жилого помещения. Ответчик ООО «Цифрал-Сервис» оказывал истцу услуги в соответствии с Договором на оказание услуг по периодическому техническому обслуживанию и устранению неисправностей и поломок систем контроля и управления доступом. Об этом свидетельствует выставление счетов за оказание услуг. Истцом, а также иными собственниками жилых помещений по адресу: ул.....г....., было принято решение о расторжении указанного договора, об этом свидетельствует Протокол №... собственников и жителей помещений по данному адресу. В последствии, ответчику было направлено Уведомление о расторжении договора от .. .. ....г.. Однако ответчик указанное уведомление проигнорировал, продолжил начисление оплаты за оказание услуг. Истец полагает, что игнорирование требований истца о расторжении договора является нарушением его законных прав и интересов в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей". Истец полагает, что договор был надлежащим образом, расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей».
В последующем, после обращения с иском в суд, ответчик устранил нарушения, исключил из платежных документов истца сведения о задолженности за обслуживание домофона перед ООО «Цифпрал-Сервис». Однако, истец считает, что требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Истец полагает, что в связи с нарушением его неотъемлемых гражданских прав он испытал существенные моральные страдание, так как истец не имел возможности реализовать своё законное право отказаться от исполнения договора. Истец полагает, что ответчик своим отказом фактически поставил его в зависимое положение, чем вызвал стойкое чувство бессилия, продиктованное его положением слабой стороны в сложившихся правоотношениях. Истец считает, что таким образом, ему был нанесён существенный моральный вред. Компенсацию морального вреда Истец оценивает в 10 000 рублей.
С учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности от .. .. ....г. (л.д.14), в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что после обращения с иском в суд требования истца о признании отсутствующим задолженности за обслуживание домофона перед ООО «Цифрал-Сервис» удовлетворены в добровольном порядке, в связи с чем, в данной части требований был заявлен отказ от иска, который принят судом. Однако считает, что права потребителя ФИО1 нарушены ответчиком, в связи с чем подлежит удовлетворению требование о компенсации морального вреда. Истец и проживающая в квартире престарелая мать истца сильно переживали относительно того, что имеется задолженность перед ООО «Цифрал-Сервис» после расторжения с ними договора на оказание услуг по периодическому техническому обслуживанию и заключения нового договора с ООО «Центра». Данное решение было принято собственниками общего собрания МКД .. .. ....г.., направлено уведомление о расторжении договора ответчику .. .. ....г.. старшей дома – председателем Совета дома по ул.....г...... Истец и ее мать переживали, что их требования о расторжении договора, заключенного с ООО «Цифрал-Сервис» не исполнены, в связи с чем претерпевали физические и нравственные страдания, которые истец оценивает в размере 10000 рублей. Суду пояснил, что истец ФИО1 не является председателем Совета дома, у нее отсутствуют полномочия от собственников помещений МКД по ул.....г....., о представлении их интересов и прав на заключение и расторжение от имени собственников помещений каких-либо договоров. ФИО1 лично с ответчиком ООО «Цифрал-Сервис» каких-либо договоров не заключала.
Представитель ответчика ООО «Цифрал-Сервис» - адвокат Шибанов О.Н., предоставивший ордер №... от .. .. ....г.., в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. Суду пояснил что на данные правоотношения не распространяется Закон «О защите прав потребителей». Суду пояснил, что в связи с наличием специального правового регулирования вопросы правомерности начисления платы за содержание домофонного оборудования должны разрешаться с применением специальных норм, а не положений Закона «О защите прав потребителей». Подтверждением этого является то, что Истец в иске не сослался ни на одну норму Закона, который был бы нарушен Ответчиком, более того, Истец не указывает ни на одну норму какого-либо нормативного правового акта, который был нарушен Ответчиком. По мнению Истца, правовым основанием для предъявления исковых требований о признании задолженности отсутствующей и договора расторгнутым является некий протокол голосования, подписанный 8 неизвестными лицами о его расторжении и поручении ООО «Центра» провести модернизацию домофонного оборудования, полностью заменив его на оборудование, принадлежащее ООО «Центра» на праве собственности. Согласно исковым требованиям, указанный протокол вместе с соответствующим уведомлением был направлен Ответчику, при этом Истец не прикладывает к иску каких- либо доказательств их отправки и получения Ответчиком. Между тем, Ответчик не получал указанных документов. В копии уведомления указан адрес: ул.....г...... Ответчик имеет адрес: ул.....г...... В соответствии с копией протокола полномочием на направление уведомления о расторжении договора с предыдущей домофонной компанией наделен председатель совета дома. Уведомление о расторжении договоров от имени собственников помещений многоквартирного дома подписано гр.М.Е.С., однако каких-либо документы, подтверждающие ее статус председателя совета дома, к иску не приложены. При таких обстоятельствах приложенное к иску уведомление и протокол голосования не могут являться основанием для расторжения договорных отношений с Ответчиком, следовательно, Ответчик правомерно осуществлял начисление платы по договору, который не расторгнут, не оспорен, недействительным в установленном законом порядке не признан. Истец указала в иске на то, что, по ее мнению, Ответчик после установки нового оборудования ООО «Центра» был лишен возможности осуществлять его техническое обслуживание, следовательно, начисление платы за такую услугу неправомерно. Это утверждение не соответствует действительности. Доступ к домофонному оборудованию у Ответчика имелся и имеется в настоящее время, Ответчик располагает возможностью по требованию абонента исполнить заявку согласно заключенного договора. Вместе с тем, Истец, полагая, что ей была неправильна начислена плата за соответствующую услугу, должна была руководствоваться следующим. В силу части 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. После того, как ответчик узнал о существовании данного иска, устранил нарушения, исключил из платежных документов истца ведения о наличии задолженности, что не оспаривается стороной истца и подтверждается отказом истца от иска в данной части. После получения ответчиком надлежащего уведомления от Председателя Совета дома по ул.....г....., договор, заключенный с собственниками помещений МКД по ул.....г..... будет расторгнут. С истцом ответчик каких-либо договоров не заключал. Отсутствуют законные основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Просил отказать в удовлетворении уточненных исковых требований.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее КГ РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 420, 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.
Согласно пункту 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
Вместе с тем, ООО «Цифрал-Сервис» предоставлена собственникам помещений МКД по ул.....г....., независимая гарантия в качестве платной услуги, по возмездному абонентскому договору об оказании услуг по периодическому техническому обслуживанию домофонного оборудования.
В соответствии со ст. 429.4 Гражданского кодекса РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Истец ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по ул.....г....., что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности (л.д. 9).
В силу положений части 3 статьи 30, пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 собственник квартиры несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).
В состав общего имущества включаются, в частности, домофоны, которые являются частью единой системы автоматического запирающего устройства дверей подъездов МКД.
Если обслуживание домофона предусмотрено договором управления МКД, то данный вид работ оплачивается за счет платы на содержание и ремонт жилого помещения.
Если же договором управления МКД в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества такое обслуживание не предусмотрено, то для начисления соответствующей платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в МКД и заключение договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона. При этом тариф на обслуживание домофона, а также порядок внесения платы за такое обслуживание устанавливается в договоре, заключенном организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, с собственниками помещений в МКД или, по поручению последних, с управляющей организацией (пункт 1 части 2 статьи 154, пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ, письмо Минстроя России от 11 апреля 2016 г. N 10686-АТ/04).
Как установлено судом, истцу в период действия договора по техническому обслуживанию домофона, заключенного с ответчиком ООО «Цифрал-Сервис» начислялась плата за обслуживание домофона в размере 71 руб. ежемесячно, что подтверждается счет-квитанцией (л.д. 6-8).
Как указывает истец в исковом заявлении собственниками МКД было принято решение о замене домофонного оборудования и расторжении договора с ООО «Цифрал-Сервис» .. .. ....г.. (л.д. 11).
Ответчику было направлено уведомление от М.Е.С. о расторжении договора по адресу: ул.....г..... (л.д. 12).
Сведений о том, что ответчик получил данные документы (уведомление и решение собственников МКД) в материалы дела не представлены.
Представитель ответчика в свою очередь указал, что ответчик данные документы не получал.
Между тем, Ответчик не получал указанных документов. В копии уведомления указан адрес: ул.....г...... Ответчик имеет адрес: ул.....г...... В соответствии с копией протокола полномочием на направление уведомления о расторжении договора с предыдущей домофонной компанией наделен председатель совета дома. Уведомление о расторжении договоров от имени собственников помещений многоквартирного дома подписано гр.М.Е.С., однако каких-либо документы, подтверждающие ее статус председателя совета дома, к иску не приложены.
При таких обстоятельствах приложенное к иску уведомление и протокол голосования не могут являться основанием для расторжения договорных отношений с Ответчиком, следовательно, Ответчик правомерно осуществлял начисление платы по договору, который не расторгнут, не оспорен, недействительным в установленном законом порядке не признан.
Истец указала в иске на то, что, по ее мнению, Ответчик после установки нового оборудования ООО «Центра» был лишен возможности осуществлять его техническое обслуживание, следовательно, начисление платы за такую услугу неправомерно. Это утверждение не соответствует действительности. Доступ к домофонному оборудованию у Ответчика имелся и имеется в настоящее время, Ответчик располагает возможностью по требованию абонента исполнить заявку согласно заключенного договора.
Как установлено судом, истец не является председателем Совета дома по ул.....г....., у нее также отсутствуют полномочия по представлению интересов собственников помещений МКД по ул.....г..... и как следствия отсутствуют полномочия по заключению, либо расторжению договоров.
После обращения с иском в суд, ответчику стали известны обстоятельства по делу, в связи с чем, ответчик исключил из платежных документов, сведения о задолженности истца перед ООО «Цифрал-Сервис» за обслуживание домофона, что не оспаривается стороной истца.
Истец, в лице своего представителя заявил отказ от иска в части требований о признании отсутствующей задолженность за обслуживание домофона. Данный отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Однако, указанные обстоятельства, не могут свидетельствовать о нарушении прав истца, как потребителя, и не свидетельствуют о признании иска со стороны ответчика ООО «Цифрал-Сервис», поскольку ранее до обращения с иском в суд ответчику не были известны указанные обстоятельства о расторжении договора.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца ФИО1 о компенсации морального вреда, поскольку к данным правоотношениям применяется специальная норма права, регулирующая права и обязанности сторон по абонентскому договору.
Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) регулирует не все правоотношения между исполнителем и потребителем, а только следующие права потребителя: право потребителя на качество товара, работы и услуги; право на безопасность товара, работы и услуги; право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце; право на получение результата работы или услуги в установленный договором срок; ряд прав (возврат денег, повторное выполнение работы или оказание услуги, устранение недостатков или уменьшение цены) при обнаружении в работе или услуге недостатков в течение гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет; право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время; право на возмещение убытков, возникших при выполнении работ, оказании услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Вопросы платы за жилое помещение, включающей в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, урегулированы разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, порядок начисления платы за содержание общего имущества дома регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.
Кроме того,. истец в судебное заседание не явился не пояснил суду какие физические и нравственные страдания она претерпевала в связи с начислением ей платы за домофон ООО «Цифрал-Сервис», не представлены доказательства ее ухудшения здоровья в связи с данными начислениями.
Со стороны ответчика судом не установлено каких-либо нарушений прав истца ФИО1, виновные действия со стороны ответчика по начислению платы отсутствуют.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворении уточненных исковых требований и отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Цифрал-Сервис» о защите прав потребителей, компенсации морального вреда, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме, через суд принявший решение.
Судья: М.О. Полюцкая
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2023 года.
Судья: М.О. Полюцкая