ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1204/14 от 05.06.2014 Батайского городского суда (Ростовская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

                 Именем Российской Федерации

 5 июня 2014 года                             г. Батайск

 Батайский городской суд Ростовской области в составе:

 председательствующего судьи Каменской М.Г.,

 при секретаре Смирновой Д.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1204/14 по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом <адрес>, 3-е лицо: Администрация <адрес> об обязании обратиться с заявлением о постановке объектов на учет, как бесхозяйного имущества,

     У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом <адрес> об обязании обратиться с заявлением о постановке объектов на учет, как бесхозяйного имущества, указав в обоснование иска, что прокуратурой <адрес> по обращению жителей микрорайона Южный в <адрес> проведена проверка реализации органами местного самоуправления <адрес> полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах городского округа водоснабжения населения.

         Проверкой установлено, что по ул. <адрес> на территории микрорайона <адрес> в пределах границ муниципального образования «<адрес>» расположены объекты водоснабжения - водонапорная башня (башня Рожновского) и водопроводные сети, посредством которых жители домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9, расположенных по <адрес> в <адрес> обеспечиваются технической водой. По причине неопределенности балансовой принадлежности данных объектов водоснабжения, не реализованы меры по обеспечению их надлежащего обслуживания.

         В связи с отсутствием на территории микрорайона Южный центрального водоснабжения обязанность по финансированию содержания водонапорной башни (башни Рожновского) по <адрес> возложило на себя население вышеуказанных домов. Так, собранием собственников помещений указанных многоквартирных домов принято решение о включении в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг с декабря 2013 года отдельной статьей расходов оплату по содержанию и техническому обслуживанию водонапорной башни по <адрес>, что подтверждается протоколом б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.

          По информации Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ информация о башне Рожновского, распложенной по <адрес> в данное учреждение ранее не поступала, после поступления запроса из прокуратуры о предоставлении сведений о балансодержателе башни Рожновского, КУИ <адрес> приступило к проведению процедуры по принятию башни Рожновского в муниципальную собственность <адрес> в соответствии с Положением «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей».

          По информации Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, КУИ <адрес> проводит процедуру принятия в муниципальную собственность насосной станции, башни Рожновского, скважины, сетей водоснабжения и водоотведения, предназначенных для водоснабжения технической водой домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9 по <адрес> в <адрес>. Вместе с тем, по сведениям, поступившим в прокуратуру, КУИ <адрес> начата процедура по принятию в муниципальную собственность <адрес> только башни Рожновского (без сетей водоснабжения). Кроме того, при запросе документов, подтверждающих осуществление мероприятий по оформлению объектов, в качестве бесхозяйного имущества, КУИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ представлено письмо о том, что запрашиваемые документы не могут быть представлены в связи с тем, что они находятся в процессе подготовки.

            Вместе с тем, проверкой установлено, что распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № финансовому управлению <адрес> поручено выделить главному распорядителю средств бюджета - Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес> за счет средств резервного фонда Администрации города 495 000 руб. на ремонт системы водоснабжения к многоквартирным домам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9 по <адрес>, как минимум с начала сентября 2013 г. органы местного самоуправления были осведомлены о существовании данного имущества, из чего следует, что отраслевым органом Администрации <адрес> (КУИ <адрес>) в нарушение требований федерального законодательства и муниципальных правовых актов, реальные меры по установке башни Рожновского и сетей водоснабжения технической водой на учет как бесхозяйного имущества, не принимаются.

            Просят обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> обратиться в <адрес> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества объектов, расположенных по <адрес>, предназначенных для водоснабжения технической водой жителей многоквартирных домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9: водонапорной башни (башни Рожновского) и водопроводных сетей от указанной башни до границы с сетями, относящимися к общему имуществу вышеуказанных многоквартирных домов.

 В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Баскарева З.Л. поддержала заявленные требования и просила его удовлетворить.

 Представитель Комитета по управлению имуществом <адрес> по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что о наличии безхозяйных объектов им стало известно после проверки прокурора. В настоящее время Комитетом по управлению имуществом <адрес> предпринимаются все необходимые меры по постановке указанных объектов недвижимости на учет как безхозяйных, однако данная процедура занимает длительное время.

 Выслушав помощника прокурора Баскареву З.Л., представителя КУИ <адрес> ФИО1, суд приходит к следующему.

 В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки Прокуратурой города <адрес>, по ул. <адрес> на территории микрорайона <адрес> в пределах границ муниципального образования «<адрес>» расположены объекты водоснабжения - водонапорная башня (башня Рожновского) и водопроводные сети, посредством которых жители домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9, расположенных по <адрес> в <адрес> обеспечиваются технической водой. По причине неопределенности балансовой принадлежности данных объектов водоснабжения, не реализованы меры по обеспечению их надлежащего обслуживания. В связи с отсутствием на территории микрорайона Южный центрального водоснабжения, обязанность по финансированию содержания водонапорной башни (башни Рожновского) по <адрес> возложило на себя население вышеуказанных домов. Собранием собственников помещений указанных многоквартирных домов принято решение о включении в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг с декабря 2013 года отдельной статьей расходов оплату по содержанию и техническому обслуживанию водонапорной башни по <адрес>, что подтверждается протоколом б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Согласно информации Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ информация о башне Рожновского, распложенной по <адрес> в данное учреждение ранее не поступала, после поступления запроса из прокуратуры о предоставлении сведений о балансодержателе башни Рожновского, КУИ <адрес> приступило к проведению процедуры по принятию башни Рожновского в муниципальную собственность <адрес> в соответствии с Положением «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей» (л.д. 9).

 Согласно информации Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, КУИ <адрес> проводит процедуру принятия в муниципальную собственность насосной станции, башни Рожновского, скважины, сетей водоснабжения и водоотведения, предназначенных для водоснабжения технической водой домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9 по <адрес> в <адрес>.

 В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № финансовому управлению <адрес> поручено выделить главному распорядителю средств бюджета - Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес> за счет средств резервного фонда Администрации города 495 000 руб. на ремонт системы водоснабжения к многоквартирным домам № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9 по <адрес>. (л.д. 7)

 В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

 В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

 Согласно п. 1.3 Положения «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1282, в муниципальную собственность <адрес> принимаются объекты движимого и недвижимого имущества (бесхозяйные), которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, или от права собственности на которые собственник отказался.

 Пунктом 2.1.4 Положения предусмотрено, что КУИ <адрес> в 7-дневный срок после сбора необходимой документации обращается в <адрес> Отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке объекта на учет.

 В силу п. 2.1.5 Положения по истечении одного года со дня постановки объекта недвижимого имущества на учет, КУИ <адрес> обращается в суд с иском о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.

 В соответствии с п. 2.1.6 Положения в период между подачей заявления о постановке на учет и вынесением решения о признании права муниципальной собственности <адрес> временное управление объектов недвижимого имущества возлагается на отраслевой орган управления Администрации <адрес> или муниципальную организацию, осуществляющую эксплуатацию данного вида объектов.

 На основании ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Согласно ч.2 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов».

 В судебном заседании установлено, что Комитетом по управлению имуществом <адрес> была опубликована информация о начале процедуры приема в муниципальную собственность безхозяйного имущества, а именно водонапорной башни (башня Рожновского), расположенной по адресу: <адрес>, а также водопроводных сетей, с предложением лицам, считающим себя собственниками данных объектов, заявить свои права на данное имущество.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что КУИ <адрес> предпринимаются меры по постановке объектов на учет как безхозяйного имущества.

 Вместе с тем, в настоящее время, Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о постановке объектов на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не обратилось.

 Таким образом, не оформление органом местного самоуправления прав собственности на вышеуказанное имущество привело к невозможности регулярного выделения денежных средств за счет бюджета муниципального образования на его содержание в надлежащем состоянии, что соответственно повлекло за собой нарушение прав граждан не только на обеспечение их водоснабжением, но и нарушение их имущественных прав, выразившееся в виде затрат на финансирование содержания водонапорной башни по <адрес>, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом <адрес>, 3-е лицо: Администрация <адрес> об обязании обратиться с заявлением о постановке объектов на учет, как бесхозяйного имущества, удовлетворить.

 Обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> обратиться в <адрес> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества объектов, расположенных по <адрес>, предназначенных для водоснабжения технической водой жителей многоквартирных домов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 9: водонапорной башни (башни Рожновского) и водопроводных сетей от указанной башни до границы с сетями, относящимися к общему имуществу вышеуказанных многоквартирных домов.

         Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 06.06.2014 г.

     Судья                 М.Г. Каменская