ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1204/20 от 11.03.2021 Шарыповского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-217/2021 (2-1204/2020) 24RS0057-01-2020-001767-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шарыпово 11 марта 2021 года

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Рудь А.А.,

при секретаре судебного заседания Байкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести истцу возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец - ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №12 по Красноярскому краю (далее - МИФНС России № 12), в котором просит: восстановить срок для возврата излишне уплаченного налога; обязать МИФНС России № 12 произвести в пользу ФИО1 возврат налога на доходы физических лиц в размере 107 278 руб. 21 коп.; обязать МИФНС России № 12 произвести возврат оплаты госпошлины в размере 300 руб.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что 14 сентября 2020 г. истец обратился в МИФНС России № 12 с заявлением № о возврате излишне уплаченного транспортного налога в размере 42 070 руб., а также с заявлением № о возврате излишне уплаченного транспортного налога в размере 42 190 руб. 21 коп. 18 сентября 2020г. МИФНС России № 12 принято решение № 3863 об отказе в межрегиональном зачете налогоплательщику транспортного налога в связи с нарушением срока подачи заявления о возврате, так как переплата на сумму 42 070 руб. от 29 июня 2016 г. старше 3-х лет. 18 сентября 2020 г. МИФНС России № 12 принято решение № об отказе в межрегиональном зачете налогоплательщику транспортного налога в связи с нарушением срока подачи заявления о возврате, так как переплата на сумму 42 190 руб. 21 коп. от 29 июня 2016 г. старше 3-х лет. 25 сентября 2020 г. истец обратился в МИФНС России № 12 с заявлением № о возврате излишне уплаченного транспортного налога в размере 23 018 руб. 1 октября 2020г. МИФНС России № 12 принято решение № об отказе в межрегиональном зачете налогоплательщику транспортного налога в связи с нарушением срока подачи заявления о возврате, так как переплата на сумму 23 018 руб. от 29.06.2016 г. старше 3-х лет. Таким образом, МИФНС России № 12 установлен и не оспаривается факт излишней уплаты налога ФИО1 в размере 107 278 руб. 21 коп. (42 070 руб.+42 190,21 руб.+ 23 018 руб.).

Истец узнал о факте излишней уплаты налога в сентябре 2020 год, после регистрации в личном кабинете налогоплательщика. После общения с сотрудником налоговой службы, истцу стало известно, что такая переплата могла также возникнуть из-за изменения места регистрации истца ФИО1 в другом регионе. До этого момента, извещения о переплате истец не получал, в связи с чем срок возврата налога ФИО1 не пропущен.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, согласно письменного заявления, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика МИФНС России № 12 ФИО2 (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что заявленные истцом суммы не являются излишне уплаченными и не подлежат зачету либо возврату в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ, так как уже взысканы в рамках исполнительного производства. Кроме того, доказательств в подтверждение довода о том, что истец узнал о наличии переплаты лишь в сентябре 2020 на восстановление срока для возврата излишне уплаченного налога не представлено.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управления ФНС по Красноярскому краю ФИО3 (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, согласно письменного заявления, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Относительно заявленных исковых требований ФИО1 просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что суммы положительного сальдо по налогу в сумме 65 088 руб. и пени в сумме 42 190,21 руб. сложились за счет платежей судебных приставов, не зачтенных своевременно в уплату задолженности по транспортному налогу, в связи с чем, не являются излишне уплаченными и не подлежат зачету либо возврату в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. ст. 21 и 78 НК РФ, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Как предусмотрено п. п. 1, 2 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 НК РФ, в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.

В силу ч. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ФИО1 (ИНН ) состоял на налоговом учете по месту жительства:

- в период с 8 февраля 2001г. по 25 февраля 2009г. в Инспекции по Центральному району г. Красноярска (далее - Инспекция № 4);

- в период с 25 февраля 2009 по 20 февраля 2020г. в Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области (далее - Инспекция № 2);

- в период с 7 февраля 2007г. по 27 мая 2015г. в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска (далее - Инспекция № 3);

- с 20 февраля 2020г. по настоящее время – в Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю.

Из искового заявления следует, что в сентябре 2020 года в личном кабинете налогоплательщика истец узнал о факте излишней уплаты налога.

Из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням штрафам и процентам по состоянию на 25 сентября 2020г. следует, что у ФИО1 имеется положительное сальдо по транспортному налогу в сумме 65 088 руб. и по пени на сумму 42 190,21 руб.

14 сентября 2020 г. истец обратился в МИФНС России № 12 с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога в размере 42 070 руб., а также с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога в размере 42 190 руб. 21 коп.

18 сентября 2020 г. МИФНС России № 12 принято решение об отказе в межрегиональном зачете налогоплательщику налога «Транспортный налог с физических лиц» в сумме 42 070 руб. в связи с нарушением срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы (переплата на сумму 42 070 руб. от 29 июня 2016 г. старше 3-х лет).

Также, 18 сентября 2020 г. МИФНС России № 12 принято решение об отказе в межрегиональном зачете налогоплательщику налога «Транспортный налог с физических лиц» в сумме 42 190 руб. 21 коп., в связи с нарушением срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы (переплата на сумму 42 190 руб. 21 коп. от 29 июня 2016 г. старше 3-х лет).

25 сентября 2020 г. ФИО1 обратился в МИФНС России № 12 с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога в размере 23 018 рублей.

1 октября 2020 г. МИФНС России № 12 принято решение № 3988 об отказе в межрегиональном зачете налогоплательщику налога «Транспортный налог с физических лиц» в сумме 23 018 руб. в связи с нарушением срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы (переплата на сумму 23 018 руб. от 29.06.2016 г. старше 3-х лет).

12 октября 2020г. истцом в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю была направлена жалоба с требованием произвести возврат налога на доходы физических лиц.

Согласно Решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 3 декабря 2020г. @, в удовлетворении жалобы ФИО1 было отказано. При этом, при рассмотрении жалобы ФИО1 было установлено следующее.

Согласно сведениям, представленным в соответствии со статьей 85 НК РФ из регистрирующих органов, осуществляющих государственный учет и государственную регистрацию транспортных средств ФИО1 на праве собственности принадлежали транспортные средства:

- в период с 07.02.2007 по 30.12.2008 <данные изъяты>

- в период с 13.12.2008 по 30.09.2011 <данные изъяты>

- в период с 30.12.2008 по 07.10.2012 <данные изъяты>

- в период с 21.06.2007 по 04.02.2017 - <данные изъяты>

- в период с 17.09.2007 по 17.06.2016 - <данные изъяты>

- в период с 06.04.2011 по 04.02.2017 – <данные изъяты>

На основании пункта 5 статьи 83 НК РФ в период с 07.02.2007 по 27.05.2015 по месту регистрации вышеуказанных транспортных средств ФИО1 состоял на налоговом учете в Инспекции № 3.

Согласно информации, предоставленной Инспекцией № 3, произведено начисление налоговых обязательств по транспортному налогу в отношении вышеуказанных транспортных средств за 2008 - 2014 годы по следующим налоговым уведомлениям:

Налоговое уведомление

Налоговый период

Срок уплаты

Налог к уплате, руб.

от 29.03.2009 №

2008

01.07.2009

51 909,59

от 20.02.2010

2009

01.07.2010

98 099

от 15.04.2011 №

2010

10.11.2011

98 099

от 23.03.2012 №

2011

12.11.2012

116 704,50

от 09.05.2013 №

2012

11.11.2013

93 167,17

от 24.04.2014 №

2013

10.11.2014

65 088

ИТОГО

523 067, 26

В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате налога за 2008-2013 годы Инспекцией № 3, на основании статьи 75 НК РФ за период с 02.07.2009 по 27.05.2015, начислены пени в общей сумме 206 310,10 руб.

В связи с тем, что налоговый учет транспортных средств в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» осуществляется по месту жительства их собственника, сведения о вышеуказанных транспортных средствах и карточки расчетов с бюджетом по налогу были переданы 14 сентября 2016г. Инспекцией № 3 в адрес Инспекции № 2, по прежнему адресу места жительства ФИО1

Относительно сумм по транспортному налогу за 2013 год в размере 65 088 руб. и пени по налогу в размере 42 190,21 руб., числящихся в КСРБ Инспекции № 1 в качестве переплаты, установлено следующее.

Инспекцией № 3 в соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ в адрес ФИО1 было направлено требование от 24.11.2014 об уплате налога, сбора, пени, штрафа на общую сумму 113 167,2 руб., в том числе транспортного налога размере 65 088 руб. и пени по налогу в размере 42 190,21 руб. со сроком исполнения требования до 14 января 2015г.

В связи с неисполнением указанного требования, Инспекция № 3, в соответствии со статьей 48 НК РФ 27 января 2015г. обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей по 75 судебному участку г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области вынесен судебный приказ от 17.02.2015 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в сумме 65 088 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 42 190 руб. 21 коп. В указанном судебном приказе взыскателем недоимки 65 088 руб. и пени 42 190 руб. 21 коп. является Инспекция № 3.

На основании указанного судебного приказа 22 июня 2015г. судебным приставом- исполнителем ОСП по Центральному району г. Красноярска было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО1 о взыскании задолженности в пользу взыскателя - Инспекции № 3.

28 июня 2016 судебным приставом - исполнителем ОСП по Центральному району г. Красноярска вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 28208/15/24014-ИП от 22.06.2015, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. В подтверждение взыскания денежных средств

При этом в платежных поручениях от 29.06.2016 , перечисление денежных средств взыскателю ошибочно указан в качестве получателя ИФНС России Центральному району г. Красноярска (Инспекция № 4).

В результате чего, взысканные с ФИО1 денежные средства не зачлись в уплате задолженности по транспортному налогу администрируемому Инспекцией № 3. При этом в Инспекции № 4 образовалась переплата по транспортному на сумме 65 088 руб. и пени по налогу в размере 42 190,21 руб., которая в последующем передана в МИФНС России № 12.

При таких обстоятельствах, 14 сентября 2016 года сальдо расчетов по транспортному налогу фактически передано Инспекцией № 3 в адрес Инспекции № 2 без данных платежей (65 088 руб. и 42 190,21 руб.).

При этом, 27 февраля 2018 года Инспекцией № 2 принято решение о признании безнадежными к взысканию и осуществлено списание принятой от Инспекции № 3 недоимки по транспортному налогу, сложившейся по состоянию на 1 января 2015 года, и числящейся на дату принятия решения в размере 405 177,26 руб., а также соответствующей задолженности по размере 280 945,74 руб. (с учетом дополнительного решения от 19 августа 2016 года по транспортному налогу списана в размере 288 887,36 руб.).

При этом в несоблюдение Закона № 436-ФЗ, при определении сумм списания не учтены платежи, осуществленные судебными приставами платежными поручениями и в уплату задолженности со срока образования до 1 января 2015 года.

Таким образом, суммы положительного сальдо по налогу в 65 088 руб. и пени в размере 42 190,21 руб., не являются излишне уплаченными, а являются суммами, взысканными судебным приставом- исполнителем по исполнительному производству -ИП от 22 июня 2015 года.

Обстоятельства, изложенные в решении Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю по жалобе ФИО1 и установленные судом подтверждены представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Доказательств того, что спорные суммы являются переплатой, а не суммами, взысканными по исполнительному производству -ИП от 22 июня 2015 года, истцом суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что денежная сумма в размере 107 278 руб. является суммой излишне уплаченного налога, у суда не имеется, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца об обязании МИФНС России № 12 произвести в пользу ФИО1 возврат налога на доходы физических лиц в размере 107 278 руб.. 21 коп., не имеется.

Рассматривая требование истца о восстановлении срока на подачу заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, суд приходит к следующему.

В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Зачет или возврат производится налоговым органом в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, как это предусмотрено пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О указано, что норма статьи 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что денежные средства в размере 107 278 руб. 21 коп., были взысканы с должника ФИО1 в ходе исполнительного производства -ИП от 22 июня 2015 года, по мнению суда, в случае несогласия с данным взысканием, у ФИО1 имелась возможность для своевременного обращения в налоговый орган с заявлением о возврате спорных сумм. При должной степени заботливости и осмотрительности имелось достаточно правовых механизмов для своевременной защиты своих прав.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих реализации права на своевременное обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, не представлено. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 узнал об излишней уплате налога лишь в сентябре 2020 года.

При этом неисполнение налоговым органом обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 НК РФ, само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, подлежащего самостоятельному исчислению налогоплательщиком.

Таким образом, ФИО1 нарушил установленный пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок для обращения в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести истцу возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 марта 2021 года.

Решение в окончательной форме составлено 18 марта 2021 года.

Председательствующий