Дело № 2-1204/22
18RS0023-01-2022-001347-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года г.Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
с участием
прокурора Муханова М.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Сарапул» о понуждении к принятию мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет,
установил:
Прокурор г.Сарапула обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «Город Сарапул» о понуждении к принятию мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Сарапула проведена проверка исполнения Администрацией МО «Город Сарапул» требований законодательства в сфере использования муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Город Сарапул» имеются объекты теплосетевого хозяйства: тепловая сеть от ЦТП 168 квартал по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б» которые не имеют собственника, в реестре муниципальной и государственной собственности не значатся. При этом оформление муниципальной собственности на данное имущество не осуществлялось и мер по постановке на учет данного бесхозяйного недвижимого имущества в регистрирующем органе подачей соответствующего заявления органами местного самоуправления не принято. Согласно данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР вышеназванный объект - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числится. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. В данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта системы газоснабжения, в связи с этим, решением этого вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральном законодательством полномочий. Ответом на представление прокурора города Администрация МО «Город Сарапул» 15.12.2021 сообщено об отсутствии собственника указанного имущества. Однако с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по УР о принятии бесхозяйных объектов расположенных на территории МО «Город Сарапул» Администрация муниципального образования не обращалась, до настоящего времени собственник объектов коммунальной инфраструктуры и эксплуатирующая организация не определены. Неисполнение Администрацией муниципального образования «Город Сарапул» обязанности по регистрации права собственности на объекты теплосетевого хозяйства: тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24«б», создает угрозу возникновения чрезвычайных аварийных ситуаций, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни и деятельности. Возложение обязанности на Администрацию МО «Город Сарапул» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального бюджета по постановке на учет в регистрирующем органе может быть обеспечено судебным решением.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Сарапула просит возложить на Администрацию МО «Город Сарапул» обязанность принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество: тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59«а», до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз. 24«б», обязать Администрацию МО «Город Сарапул» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества: тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24«б».
Ответчик представитель Администрации г.Сарапула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствии возражений по заявленным требованиям.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившегося ответчика.
В судебном заседании истец прокурор г.Сарапула Муханов М.Л. исковые требования поддержал по заявленным основаниям, привел доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со ст.130, 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п.10.1 ст.1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
В соответствии с положениями ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Согласно п.3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п.3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Сарапула проведена проверка исполнения Администрацией МО «Город Сарапул» требований законодательства в сфере использования муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «Город Сарапул» имеются объекты теплосетевого хозяйства: тепловая сеть от ЦТП 168 квартал по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б» которые не имеют собственника.
В реестре муниципальной и государственной собственности объекты не значатся, право собственности иных лиц на указанные объекты не зарегистрировано.
Из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 11.04.2022 № 01-21/1881 следует, что заявлений о постановке на кадастровый учет объектов расположенных на территории МО «Город Сарапул»: транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б», тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1-ТК, не поступало. Объекты, указанные в обращении, как самостоятельные объекты недвижимости (сооружение, здание) не стоят на кадастровом учете, так же в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации права или иного вещного права на эти объекты.
Также дополнительно сообщает, что в ЕГРН содержится объект недвижимости (сооружение) с кадастровым номером 18:30:000186:66 расположенный по адресу: <...>, состав по техническому паспорту трубопровод отопления подземный протяженностью 1635,4 пог.м., трубопровод горячего водоснабжения воздушный протяженностью 1463,1 пог.м., водоводы протяженностью 6 пог.м., канализационная сеть протяженностью 124 пог.м., внесена запись о государственной регистрации права собственности № от 23.07.2008, собственность Муниципальное образование «Город Сарапул» - городской округ, запись о государственной регистрации хозяйственного ведения № от 09.04.2021, правообладатель - Муниципальное унитарное предприятие г.Сарапула «Городские ТеплоСистемы». Объект с адресом: Удмуртская Республик, г.Сарапул, тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1-ТК входит в состав технического паспорта объекта с кадастровым номером расположенный по адресу: <...>.
Таким образом, судом установлено, что тепловая сеть от ЦТП 168 квартал по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1, транзитная сеть по ул. Учхоз, 24 «б» как самостоятельные объекты недвижимости (сооружение, здание на кадастровом учете) на кадастровом учете не стоят; записи о государственной регистрации права или иного вещного права на спорные объекты в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что спорный объект является бесхозяйным имуществом.
Судом также установлено, что спорный объект расположен в границах муниципального образования «город Сарапул», в связи с чем, Администрация г.Сарапула является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Прокуратурой г.Сарапула 12.11.2021 Главе города Сарапула вносилось представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, содержащее требование в месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение и недопущение выявленных нарушений законов, причин и условий им способствующих.
Из ответа Главы города Сарапула от 15.12.2021 № 01-39/9059 на представление прокурора г.Сарапула, следует, что мероприятия по проведению кадастровых работ по изготовлению технической документации на транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б», а также сети от ТК 512/1-ТК5, ТК5-ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А запланированы на 2022 год.
Согласно ответу ФГБУ «ФКП Росреестра» от 11.04.2022 № 01-21/1881 заявлений о постановке на кадастровый учет спорных объектов от ответчика не поступало.
Таким образом, предписание прокурора г.Сарапула об устранении нарушений федерального законодательства в установленный срок ответчиком исполнено не было.
Вместе с тем, неисполнение Администрацией муниципального образования «Город Сарапул» обязанности по регистрации права собственности на объекты теплосетевого хозяйства: тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б», создает угрозу возникновения чрезвычайных аварийных ситуаций, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни и деятельности.
Учитывая, что вышеуказанные объекты теплосетевого хозяйства расположены в границах муниципального образования, не имеют собственника, уполномоченным управлять муниципальным имуществом является администрация МО «Город Сарапул», суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению действий, направленных на принятие в муниципальную собственность спорных объектов недвижимости.
При установленных судом обстоятельствах, исковые требования прокурора г. Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Сарапул» о понуждении к принятию мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Прокурора г.Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Сарапул» о понуждении к принятию мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Город Сарапул» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество тепловой сети от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А г.ФИО1 до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б» г.ФИО1.
Обязать Администрацию МО «Город Сарапул» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества сооружение - тепловая сеть от ЦТП 168 квартала по ул.Интернациональная, 59А г.ФИО1 до ТК 512/1, транзитные сети по ул.Учхоз, 24 «б» г.ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения через Сарапульский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2022 года.
Судья В.Ю.Голубев