гражданское дело № 2-1205/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года с.Киргиз-Мияки
Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Ибрагимовой А.А., при секретаре судебного заседания Умурзаковой Ф.М.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Российская государственная страховая компания» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику ПАО СК «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, о взыскании компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что 20 сентября 2017 года в отношении него в ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 сроком действия и периодом использования транспортного средства с 21 сентября 2017 года по 20 сентября 2018 года с присвоением 3-го водительского класса. Наличие у него 3-го водительского класса по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 не отвечает объективной реальности. По сведениям, полученным из АИС РСА, следует, что на начало срока страхования по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 предыдущими договорами ОСАГО, безубыточно прекратившими действие не более 1 года к моменту страхования, считались: договор ОСАГО серии ЕЕЕ № 0391812121 заключенный с ПАО СК «Росгосстрах», где ему был применен 6-й водительский класс; договор ОСАГО серии ЕЕЕ № 0713453842 заключенный с ООО СГ «АСКО», где ему был применен 5-й водительский класс; договор ОСАГО серии ССС № 0309395597 заключенный с ПАО СК «Росгосстрах», где ему был применен 4-й водительский класс; договор ОСАГО серии ВВВ № 0647876202 заключенный с АО СО «ЖАСО», где его КБМ был незаконно аннулирован до базового значения «1», поскольку по предыдущему к договору ОСАГО серии ВВВ № 0647876202 договору ОСАГО серии ВВВ № 0579203391, заключенному ПАО СК «Росгосстрах» на период с 10 августа 2011 года по 9 августа 2012 года ему был применен 4-й водительский класс, что являлось основанием для учета за ним 5-го водительского класса по договору ОСАГО серии ВВВ № 0647876202, 6-го водительского класса по договору ОСАГО серии ССС № 0309395597, 7-го водительского класса по договору ОСАГО серии ССС № 0309395597, 8-го водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0391812121, 9-го водительского класса по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018, но не было учтено ПАО СК «Росгосстрах». Размер переплаченной страховой премии составил 1358,94 руб. = 4529,80 руб. – (4118 руб. * 1,1 * 0,7 (КБМ)). 5 сентября 2018 года им в ПАО СК «Росгосстрах» направлено заявление о корректировке водительского класса по договорам ОСАГО, заключенным с ПАО СК «Росгосстрах», о произведении проверки объективности применения КБМ, о внесении в АИС РСА объективных и корректных сведений о водительском классе, которое оставлено ПАО СК «Росгосстрах» без удовлетворения. Компенсацию морального вреда за каждый факт нарушения его прав и игнорирования его законных интересов оценивает в размере 3000 руб.
Просил:
признать за ним по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 на начало годового срока страхования право на 9-й водительский класс, обязать ПАО СК «Росгосстрах» внести изменения о его водительском классе в АИС РСА по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018;
взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в его пользу 1358,94 руб. в качестве переплаченной страховой премии, 3000 руб. в качестве компенсации морального вреда за занижение водительского класса при страховании по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018, 3000 руб. в качестве компенсации морального вреда за нарушение его прав на удовлетворение законных требований по претензии, штраф в размере 50 % от взысканной суммы.
На судебное заседание истец ФИО1 не явился, будучи извещенный о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в суд не поступали заявления об отложении рассмотрения гражданского дела, о рассмотрении гражданского дела без его участия.
На судебное заседание представители ответчика ПАО СК «Росгосстрах» не явились, будучи извещенные о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в суд не поступали заявления об отложении рассмотрения гражданского дела, о рассмотрении гражданского дела без участия представителей ответчика ПАО СК «Росгосстрах», в суд поступил отзыв ответчика ПАО СК «Росгосстрах» на иск ФИО1
Суд, в силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца ФИО1, представителей ответчика ПАО СК «Росгосстрах».
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 доводы и требования, изложенные в иске ФИО1, поддержала.
Суд, заслушав представителя истца ФИО1 – ФИО2, исследовав материалы гражданского дела № 2-1205/2018, приходит к следующему.
В силу ч.5 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствие с п.1 ст.422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (преамбула Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Согласно абз.8 ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Федеральным законом, и является публичным.
Страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с названным Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов (абз.12 ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО)).
В соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) порядок реализации определенных званным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.
В соответствие со ст.9 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст.8 названного Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда (п.1).
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица; б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; в) технических характеристик транспортных средств; в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему; г) сезонного использования транспортных средств; д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (п.2).
Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст.8 названного Федерального закона. Установленные в соответствии с названным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России (п.6).
Согласно ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована (п.1).
При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст.30 названного Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (п.7).
При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст.30 названного Федерального закона.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования (п.10).
При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст.30 названного Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст.30 названного Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (п.10.1).
Согласно п.3 ст.30 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подп. «б» п.2 ст.9 названного Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений названного Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования является профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», функции которого в настоящее время исполняет Российский Союз Автостраховщиков.
Указание Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У на основании ст.8 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к названному Указанию), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к названному Указанию), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к названному Указанию), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 4 к названному Указанию).
В п.п. 1, 3, 10 примечаний к п.2 приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» Указания Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У установлено, что коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст.30 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным Министерством юстиции РФ 1 октября 2014 года № 34204. Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Подп. «а» п.2 ст.9 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в единстве с п.2 приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» Указания Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У устанавливает, что коэффициент страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
П.2 приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» Указания Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов: «М», «0», «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10», «11», «12», «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом, что 20 сентября 2017 года ФИО1 заключил с ПАО СК «Росгосстрах» договор ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 на срок с 21 сентября 2017 года по 20 сентября 2018 года, с присвоением ФИО1 3-го водительского класса.
На дату начала годового срока страхования по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018, то есть на дату 21 сентября 2017 года, в отношении ФИО1 предыдущим договором ОСАГО, прекратившим свое действие не более года к моменту страхования, считался договор ОСАГО серии ЕЕЕ № 0391812121 от 21 сентября 2016 года, заключенный с ПАО СК «Росгосстрах» на срок с 21 сентября 2016 года по 20 сентября 2017 года, по которому ФИО1 был присвоен 6-й водительский класс.
На дату начала годового срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0391812121, то есть на дату 21 сентября 2016 года, в отношении ФИО1 предыдущим договором ОСАГО, прекратившим свое действие не более года к моменту страхования, считался договор ОСАГО серии ЕЕЕ № 0713453842 от 4 августа 2015 года, заключенный с ООО СГ «АСКО» на срок с 7 августа 2015 года по 6 августа 2016 года, по которому ФИО1 был присвоен 5-й водительский класс.
На дату начала годового срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0713453842, то есть на дату 7 августа 2015 года, в отношении ФИО1 предыдущим договором ОСАГО, прекратившим свое действие не более года к моменту страхования, считался договор ОСАГО серии ССС № 0309395597 от 7 августа 2014 года, заключенный с ПАО СК «Росгосстрах» на срок с 7 августа 2014 года по 6 августа 2015 года, по которому ФИО1 был присвоен 4-й водительский класс.
На дату начала годового срока страхования по договору ОСАГО серии ССС № 0309395597, то есть на дату 7 августа 2014 года, в отношении ФИО1 предыдущим договором ОСАГО, прекратившим свое действие не более года к моменту страхования, считался договор ОСАГО серии ВВВ № 0647876202 от 21 мая 2013 года, заключенный с АО «ЖАСО» на срок с 21 мая 2013 года по 20 мая 2014 года, по которому ФИО1 был присвоен 3-й водительский класс.
На дату начала годового срока страхования по договору ОСАГО серии ВВВ № 0647876202, то есть на дату 21 мая 2013 года, в отношении ФИО1 предыдущим договором ОСАГО, прекратившим свое действие не более года к моменту страхования, считался договор ОСАГО серии ВВВ № 0599008961 от 25 апреля 2012 года, заключенный с ПАО СК «Росгосстрах» на срок с 25 апреля 2012 года по 24 апреля 2013 года, по которому ФИО1 был присвоен 3-й водительский класс.
В период действия договора ОСАГО серии ВВВ № 0599008961 от 25 апреля 2012 года, договора ОСАГО серии ВВВ № 0647876202 от 21 мая 2013 года, договора ОСАГО серии ССС № 0309395597 от 7 августа 2014 года, договора ОСАГО серии ЕЕЕ № 0713453842 от 4 августа 2015 года, договора ОСАГО серии ЕЕЕ № 0391812121 от 21 сентября 2016 года согласно сведениям АИС ОСАГО отсутствовали страховые выплаты и страховые случаи, что давало ФИО1 право на учет за ним 4-го водительского класса при заключении 21 мая 2013 года договора ОСАГО серии ВВВ № 0647876202, право на учет за ним 5-го водительского класса при заключении 7 августа 2014 года договора ОСАГО серии ССС № 0309395597, право на учет за ним 6-го водительского класса при заключении 4 августа 2015 года договора ОСАГО серии ЕЕЕ № 0713453842, право на учет за ним 7-го водительского класса при заключении 21 сентября 2016 года договора ОСАГО серии ЕЕЕ № 0391812121, право на учет за ним 8-го водительского класса при заключении 20 сентября 2017 года договора ОСАГО серии ХХХ № 0013709018.
Тем самым, ПАО СК «Росгосстрах» при заключении 20 сентября 2017 года с ФИО1 договора ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 на срок с 21 сентября 2017 года по 20 сентября 2018 года должен был установить КБМ 0,75 – класс страхования 8.
Нарушение требований п.10.1 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО), суд усматривает в том, что ПАО СК «Росгосстрах» сведения о заключенном договоре ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 были внесены в АИС ОСАГО, но при этом не была обеспечена должная проверка соответствия присвоенного водителю ФИО1 3-го водительского класса и обоснованность применения КБМ = 1. Должное соблюдение со стороны ПАО СК «Росгосстрах» требований п.10.1 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора ОСАГО) могло обеспечить своевременную корректировку и восстановление водительского класса ФИО3 по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018.
5 сентября 2018 года ФИО1 обратился в ПАО СК «Росгосстрах» по электронной почте с заявлением, в котором просил скорректировать его водительский класс по договорам ОСАГО, в том числе и по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018, произвести правильность применения КБМ, предоставить сведения о страховании в ПАО СК «Росгосстрах», которое оставлено ПАО СК «Росгосстрах» без удовлетворения. Относимых и допустимых доказательств обратного ответчиком ПАО СК «Росгосстрах» суду не представлено.
Учитывая, что ответчик ПАО СК «Росгосстрах» не представил суду доказательства обоснованности понижения истцу ФИО1 водительского класса по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 до 3-го водительского класса, не удовлетворил требования истца ФИО1 о корректировке водительского класса по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018, суд не находит правовых оснований для сохранения за истцом ФИО1 по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 присвоенного 3-го водительского класса, в связи с чем, считает необходимым признать за истцом ФИО1 по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 на начало годового срока страхования право на 8-й водительский класс, обязать ответчика ПАО СК «Росгосстрах» внести в АИС ОСАГО изменения об истце ФИО1 по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018.
Переплаченная часть страховой премии по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 в размере 1132 руб. 45 коп. подлежит взысканию с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в пользу истца ФИО1, исходя из расчета: 4118 руб. * 1,1 * 0,75 = 3397,35 руб.; 4529,80 руб. – 3397,35 руб. = 1132,45 руб.
Разрешая иск ФИО1 к ответчику ПАО СК «Росгосстрах» в части взыскания компенсации морального вреда в размере 6000 руб., суд исходит из следующего.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Вместе с тем, как указал Конституционный суд РФ в Определении от 16.10.2001 года № 252-О, прямая обязанность компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в случаях, предусмотренных законом (ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»), закреплена в ст.1099 Гражданского кодекса РФ.
Тем самым, законодатель освободил потерпевшего от необходимости доказывания в суде факта своих физических и нравственных страданий.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав ФИО1 как потребителя, выразившийся в установлении неверного водительского класса, а также факт неудовлетворения в добровольном порядке законных требований ФИО1, суд приходит к выводу, что взысканию с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в пользу потребителя ФИО1 подлежит компенсация морального вреда в размере 2000 руб., в остальной части иска ФИО1 о компенсации морального вреда суд считает необходимым отказать.
При этом в соответствии с правилами ст.1101 Гражданского кодекса РФ суд учитывает требования разумности и справедливости, нравственные страдания потребителя ФИО1, степень вины ответчика ПАО СК «Росгосстрах».
Разрешая иск ФИО1 к ответчику ПАО СК «Росгосстрах» в части взыскания штрафа согласно ч.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», суд исходит из следующего.
Согласно ч.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа составляет 1566,23 руб. исходя из расчета 50 % от 3132 руб. 45 коп. (1132 руб. 45 коп. (переплаченная сумма страховой премии) + 2000 руб. (компенсация морального вреда)).
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих суду снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в пользу истца ФИО1, не имеется.
Тем самым, суд считает необходимым взыскать с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» в пользу истца ФИО1 штраф в размере 1566,23 руб.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика ПАО СК «Росгосстрах» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Российская государственная страховая компания» о восстановлении водительского класса по договору ОСАГО, о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 на начало годового срока страхования право на 8-й водительский класс.
Обязать Публичное акционерное общество «Российская государственная страховая компания» внести в АИС ОСАГО изменения о ФИО1 по договору ОСАГО серии ХХХ № 0013709018 (класс 8, КБМ = 0,75).
Взыскать с Публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» в пользу ФИО1 переплаченную сумму страховой премии в размере 1132 руб. 45 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., штраф в размере 1566,23 руб.
В остальной части иска ФИО1 отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: Ибрагимова А.А.