ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1205/19 от 07.05.2019 Усольского городского суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Дятлова А.Ю., при секретаре Терехиной О.А., с участием прокурора Поповой А.Г., представителя третьего лица Перепелкина А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1205/2019 по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ООО «Форест» о приостановлении деятельности, устранении нарушений природоохранного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Истец мотивирует свои требования тем, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой проанализирован договор аренды лесного участка № 00 от 00.00.0000 заключенный между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Форест». Указанный договор аренды был заключен в отношении лесного участка по адресу: «данные изъяты». Цель предоставления лесного участка – использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с общим объемом древесины на корню 00 куб.м., в том числе ликвидной древесины 00 куб.м. В соответствии с п. 22 договора аренды срок его действия 00 лет. Нерестоохранные полосы – специальная категория лесов, созданная в 0000 году для сохранения прибрежных зон водоемов, в которых нерестятся ценные и особо ценные виды рыб – лососевые, осетровые и др. Эти полосы защищают почвы в воду, чрезмерных весенних паводков и уменьшения водности рек в летний период, заиливания нерестилищ. Согласно схематической карте расположения арендуемого ответчиком лесного участка, он прилегает к акватории р. Т, имеющего рыбохозяйственное значение. С учетом приведенных норм закона, в границах рыбоохранных зон водных объектов может осуществляться деятельность, в процессе которой не нарушаются условия для воспроизводства водных биоресурсов, и она не оказывает негативного воздействия на водную биофауну. При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную пунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». В силу п.9 Правил решение о согласовании деятельности оформляется в виде заключения. Приказом Росрыболовства от 16.09.2013 № 683 утверждено Положение об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, в соответствии с которым Управление является территориальным органом Росрыболовства и создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыболовства (аквакультуры), товарного рыболовства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов. Пунктом 4 Положения определено, что Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края. Таким образом, органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности в сфере рыболовства, является Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства. В нарушение действующего законодательства о сохранении водных биологических ресурсов ООО «Форест» оценка воздействия планируемой деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на предоставленном в аренду лесном участке, расположенном в рыбоохранной зоне р.Т (нерестоохранные полосы лесов), на биоресурсы и среду их обитания не проводилась, в уполномоченный орган с заявлением о согласовании деятельности в границах рыбоохранной зоны р.Т общество не обращалось. Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности без согласования с органами Росрыболовства не позволяет государственным органам осуществлять контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что не отвечает принципу законодательства в данной сфере правоотношений об учете значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления и иной деятельности. В случае негативного влияния на водные биологические ресурсы р. Т в результате деятельности ООО «Форест» созданы условия для причинения ущерба водным биоресурсам, которые в соответствии со ст.10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» находятся в федеральной собственности, что повлечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника данных водных биоресурсов, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного просит приостановить деятельность ООО «Форест» по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) на лесном участке, площадью 00 га, по адресу: «данные изъяты», с кадастровым номером 00, предоставленном в аренду на основании договора аренды лесного участка от 00.00.0000, заключенного между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Форест», до получения согласования деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства, обязать согласовать деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовке древесины на лесном участке, площадью 00 га по указанному адресу с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

В судебном заседании помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Попова А.Г. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Форест» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства, однако, повестка была возвращена по истечении срока хранения.

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено между оператором почтовой связи и пользователем.

Таким образом, уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения расценивается судом как отказ от его получения, поскольку риск неполучения корреспонденции, направленной организации по адресу регистрации, несет именно получатель корреспонденции, что свидетельствует о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания (п.п. 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Представитель третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Перепелкин А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 00.00.0000 года между Министерством лесного комплекса Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Форест» заключен договор аренды лесного участка № 00 /л.д. 10-12/.

Указанный договор аренды заключен в отношении лесного участка по адресу: «данные изъяты» с кадастровым номером «данные изъяты», общей площадью 00 га. (00 кв.м.).

Цель предоставления лесного участка – использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины. В соответствии с п. 22 договора аренды срок его действия 49 (сорок девять) лет.

Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Из искового заявления следует, что согласно распределению площади лесного участка по видам целевого назначения лесной участок расположен в защитных лесах 00 га, именно нерестоохранные полосы лесов.

Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что одним из видов использования леса является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч. 1, 3 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 настоящего кодекса.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ).

В соответствии с п.п. «и» п. 4 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов с учетом особенностей правового режима защитных лесов относятся к категории ценных лесов.

Нерестоохранные полосы – специальная категория лесов, созданная в 1958 году для сохранения прибрежных зон водоемов, в которых нерестятся ценные и особо ценные виды рыб – лососевые, осетровые и др. Эти полосы защищают нерестовые реки от неблагоприятных последствий промышленных рубок: смыва почвы в воду, чрезмерных весенних паводков и уменьшения водности рек в летний период, заиливания нерестилищ.

Частью 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» поверхностные воды, животные и другие организмы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 3 ст. 32 Закона).

На основании ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.

Из искового заявления следует, что согласно схематической карте расположения арендуемого ответчиком лесного участка, он прилегает к акватории р. Т, имеющего рыбохозяйственное значение.

В силу п. 10 Правил установления рыбоохранных зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 № 00, ширина рыбоохранных зон рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 00 метров.

В границах рыбоохранных зон водных объектов может осуществляться деятельность, в процессе которой не нарушаются условия для воспроизводства водных биоресурсов, и она не оказывает негативного воздействия на водную биофауну.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 50 ФЗ).

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности в сфере рыболовства, является Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства.

Из материалов дела следует, что в нарушение законодательства о сохранении водных биологических ресурсов ответчиком ООО «Форест» оценка воздействия планируемой деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на предоставленном в аренду лесном участке, расположенном в рыбоохранной зоне р. Белой (нерестоохранные полосы лесов), на биоресурсы и среду их обитания не проводилась, в уполномоченный орган с заявлением о согласовании деятельности в границах рыбоохранной зоны р. Т ответчик не обращался.

Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности без согласования с органами Росрыболовства не позволяет государственным органам осуществлять контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что не отвечает принципу законодательства в данной сфере правоотношений об учете водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления и иной деятельности.

Таким образом, в случае негативного влияния на водные биологические ресурсы р. Т в результате деятельности ООО «Форест» созданы условия для причинения ущерба водным биоресурсам, в связи с чем, деятельность ООО «Форест» подлежит приостановлению до получения согласования рекреационной деятельности с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Приостановить деятельность ООО «Форест» по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) на лесном участке, площадью 00 га, по адресу: «данные изъяты», с кадастровым номером «данные изъяты», предоставленном в аренду на основании договора аренды лесного участка от 00.00.0000, заключенного между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Форест», до получения согласования деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства,

Обязать ООО «Форест» согласовать деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и заготовке древесины на лесном участке, площадью 00 га по адресу: «данные изъяты», с кадастровым номером «данные изъяты», с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

Ответчиком может быть подано в Усольский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 13.05.2019.

Судья А.Ю. Дятлов