ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1205/2021 от 20.09.2021 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-1205/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Палатка

Магаданской области 20 сентября 2021 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Бадулиной Ю.С.,

при секретаре Карвацкой А.А.,

с участием представителя истца Магаданской межрайонной природоохранной прокуратуры Андрющенко И.И.,

представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области ФИО10., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МостоСтроительная Компания» о признании незаконной и запрете деятельности по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых,

установил:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор Магаданской области обратился с иском в суд в защиту прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МостоСтроительная Компания» (далее ООО МСК) о признании незаконной и запрете деятельности по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых, мотивируя свои требования тем, что 11.02.2020г. между ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» и ООО МСК заключен государственный контракт (далее - Контракт), предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан на участке 1888+000 км, 1888+059 км, 1888+305 км 1898+000 км. В ходе проведенной проверки при участии должностных лиц Управления ЭБиПК УМВД России по Магаданской области и Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области установлено, что с целью исполнения обязательств по Контракту ООО МСК осуществляет добычу песчано-гравийной смеси из карьера, расположенного в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан. Указанный факт послужил основанием для возбуждения 18.06.2021г. природоохранным прокурором в отношении ООО МСК производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 млн. руб. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении установлено, что работа по добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществлялась ООО МСК в отсутствие лицензии на право пользования недрами. С допущенными нарушениями представитель по доверенности ООО МСК ФИО5 согласилась. Выявленные нарушения законодательства явились основанием для внесения 09.06.2021г. природоохранным прокурором представления директору ООО МСК, по результатам рассмотрения которого требования прокуратуры признаны обоснованными. Прокуратура проинформирована, что с целью устранения нарушений законодательства ООО МСК обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области с заявкой на получение права пользования недрами. Согласно информации Министерства от 12.07.2021г. № 5963/12-51 ООО МСК отказано в предоставлении права пользования недрами. 15.07.2021г. природоохранной прокуратурой с участием должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области повторно осмотрен карьер, расположенный в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан, установлено, что ООО МСК несмотря на отсутствие лицензии на право пользование недрами продолжает добычу общераспространенных полезных ископаемых. Факт самовольного использования лесного участка, площадью 2.95 га, расположенного в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан под разработку карьера для добычи песчано-гравийной смеси, послужили основанием для привлечения 13.07.2021г. ООО МСК к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 тыс. руб. Ранее факты самовольного использования недр в районе участка 1897 км, 1873-1881 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан послужили основанием для привлечения 29.07.2020г. и 17.11.2020г. ООО МСК к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, что свидетельствует о системном характере допускаемых нарушений федерального законодательства. Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, лицензия на право пользования участками недр местного значения в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан ООО МСК не выдавалась. Ссылаясь на положения ст.42 Конституции РФ, ст.ст.12, 49, 214, 1065 ГК РФ, ст.ст.1.2, 4, 9, 10.1, 11, 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ст.ст.3, 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полагает, что осуществляемая ООО МСК добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, без утвержденного проекта использования недр и без соответствующего учета добываемых природных ресурсов может привести к истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям природной среды, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, интересы Российской Федерации как собственника недр, исключает возможность поступления в бюджет денежных средств в виде налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, в связи с чем просил признать незаконной деятельность ООО МСК по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в Хасынском районе Магаданской области в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан (координаты GPS: точка 1: 60°22,789' С.Ш., 151°26,610' В.Д.; точка 2: 60°22,876' С.Ш., 151°26,491' В.Д.; точка 3: 60°22,776' С.Ш., 151°26,505' В.Д.; точка 4: 60°22,843' С.Ш., 151°26,382' В.Д.), в отсутствие лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых и запретить деятельность ООО МСК по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в Хасынском районе Магаданской области в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан, до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры по обеспечению иска, ООО МСК запрещено осуществлять деятельность, связанную с разработкой карьера и добычей общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в <адрес> в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан (координаты GPS: точка 1: 60022,789’ С.Ш., 151026,610’ В.Д.; точка 2: 60022,876’ С.Ш., 151026,491’ В.Д.; точка 3: 60022,776’ С.Ш., 151026,505’ В.Д.; точка 4: 60022,843’ С.Ш., 151026,382’ В.Д.), до вступления решения суда по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «МостоСтроительная Компания» в силу (л.д.186-187).

Определением суда от 29.07.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в лице Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора, Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданское областное государственное казенное учреждение «Лесничества Магаданской области».

В судебном заседании природоохранный прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО МСК в судебное заседание в судебное заседание не явился, поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что представитель ответчика не имеет возможности явиться в судебное заседание по уважительной причине, поскольку участвует в Арбитражном суде Магаданской области в судебном заседании, которое назначено на 20.09.2021 г. на 11 часов, в штатном расписании числится один юрист, а генеральный директор общества ФИО6 убывает на объекты Магаданской области для сдачи работ по государственным контрактам с 19.09.2021 года. Ранее с исковыми требованиями не согласились, в предварительном судебном заседании представитель ООО МСК ФИО7 по доверенности пояснила, что между ООО МСК и МОГКУ «УДТК» заключен государственный контракт , предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан на участке 1888+000 км, 1888+059 км, 1888+305 км, 1898+000 км. Сам контракт содержит короткие сроки на выполнение работ до 30.10.2021г. С момента заключения контракта и до поступления иска в суд ООО МСК неоднократно обращалось с письмами на получение права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. была направлена заявка для формирования программы лицензирования участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые в км 1895, а/д Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан, на которую отказ в выдаче лицензии был получен спустя год - 12.07.2021 г., при этом, на протяжении с мая 2020 по февраль 2021 Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> отвечало ответчику, что заявка находится на стадии рассмотрения, либо согласования. В последующем ООО МСК получен ответ о том, что им лицензию не выдадут в связи с ограниченным сроком выполнения лицензионных условий. Ссылаясь на письмо Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ полагала, что осуществление деятельности по добыче песчано-гравийной смеси в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан возможно и в отсутствие лицензии.

Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в судебном заседании поддержала исковые требования, в ранее направленном отзыве, ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 17-пп указали, что ООО МСК было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.3. КоАП РФ с назначением штрафа в размере 1 миллиона рублей. С целью устранения нарушений законодательства ООО МСК обратилось к ним с заявкой на получения права пользования недрами с приложенным пакетом документов от ДД.ММ.ГГГГ. Однако представленные документы имели ряд несоответствий предъявленным к ним требованиям: -целевому назначению и виду работ, запрашиваемого участка недр по контрактам; -отсутствовали копии приказов о назначении специалистов с приложением копий документов об окончании учебного заведения, которые будут непосредственно осуществлять руководство геологоразведочными и добычными работами; - предоставленные копии договоров на выполнение геологоразведочных работ не соответствовали пункту 2.6.1.1 административного регламента о предоставлении копии договора со специализированным предприятием в области геологоразведочных и добычных работ. Решением Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 11.05.2021 года № 18/21 и решением от 15.06.2021 года № 25/21 было отказано ООО МСК в предоставлении права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси в интервале 1895 км автомобильной дороги «Колыма» Якутск-Магадан. Заявителю было дополнительно сообщено, что получение права пользования участка недр может быть предоставлено в форме открытых торгов. Факт самовольного использования лесного участка, площадью 2,95 га, расположенного в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутска - Магадан под разработку карьера для добычи песчано-гравийной смеси, послужили основанием для привлечения 13.07.2021г. МОГКУ «Лесничества Магаданской области» ООО МСК к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ. Несмотря на отсутствие у Общества правовых оснований для пользования недрами с целью исполнения условий государственного контракта с 28.05.2020г. по настоящее время ООО МСК осуществляется добыча общераспространённых полезных ископаемых, что противоречит требованиям законодательства о недрах и охране окружающей среды, что влечет нарушение интересов Российской Федерации, как собственника недр и нарушает права и законные интересы Магаданской области, так как полномочиями по распоряжению участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Незаконное пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых исключает возможность поступления в бюджет денежных средств в виде налога на добычу общераспространённых полезных ископаемых (том 2 л.д.1-8).

Представитель третьего лица, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, в ранее направленном отзыве ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица, в отзыве, ссылаясь на положения Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», Положения о порядке предоставления и пользования участками недр местного значения на территории Магаданской области утвержденного, постановлением Правительства Магаданской области от 30.04.2014 № 368-пп, просили суд удовлетворить требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора. Считают, что поскольку ООО МСК осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, расположенном на 1895 км автомобильной дороги федерального значения Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан» не для собственных нужд, а в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности, данное предприятие обязано было владеть лицензией на осуществления указанного вида деятельности, в связи с чем, с целью предотвращения дальнейшего причинения вреда недрам как объекту охраны окружающей среды, деятельность ООО МСК по добыче общераспространенных полезных ископаемых на спорном земельном участке необходимо приостановить до получения лицензии на осуществление указанного вида деятельности (том 2 л.д.138-142).

Представитель третьего лица - Магаданское областное государственное казенное учреждение «Лесничества Магаданской области» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте его проведения извещен, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Ранее направил в суд отзыв, в котором, ссылаясь на положения Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», указал, что ООО МСК ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ к штрафу в размере 300 000 рублей. Ранее ООО МСК трижды подвергался административному наказанию за совершение однородных административных правонарушений, предусмотренных ст.7.9 КоАП РФ. Также ООО МСК дважды обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области с заявлением о предоставлении права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси в интервале 1895 км автомобильной дороги «Колыма» Якутск-Магадан, однако им в этом было отказано. Продолжением осуществления незаконной деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых нарушаются права и законные интересы Магаданской области как органа государственной власти – распорядителя участками недр, поскольку незаконное пользование недрами исключает возможность поступления в бюджет денежных средств в виде налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в связи с чем просили исковые требования прокурора удовлетворить (л.д.31-34).

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц и представителя ответчика, при этом оснований для отложения дела в связи с неявкой представителя ответчика в судебное заседание суд не усматривает, поскольку доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, участие представителя ответчика в Арбитражном суде в г.Магадане, а также отсутствие других юристов в штате ООО МСК уважительными причинами неявки не являются, кроме того, из приложенного к ходатайству определения следует, что судебное заседание в Арбитражном суде было назначено на 11 часов 20 сентября 2021 года, в то время как судебное заседание по данному делу назначено на 14 часов 30 минут 20 сентября 2021 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.48 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (часть1).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (часть2).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1.1, 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах), вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст.4 Закона о недрах, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: - распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения (пункт 7); -установление порядка пользования участками недр местного значения (пункт 9).

Согласно ч.7 ст.9 Закона о недрах, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В соответствии с п.6 ст.10.1 Закона о недрах, основаниями возникновения права пользования участками недр является в том числе принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.

В соответствии со ст.11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абз.1).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абз.3).

Постановлением Правительства Магаданской области от 30.04.2014 г. № 368-пп утверждено Положение о порядке предоставления и пользования участками недр местного значения на территории Магаданской области (далее – Положение).

Согласно п.2.4 указанного Положения, для предоставления права пользования участками недр местного значения в случаях, не требующих в соответствии с Законом о недрах проведения аукциона, заявитель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), претендующий на предоставление такого права, представляет в министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Министерство) следующие документы: а) заявку на получение первоначального права пользования недрами; б) копии учредительных документов (для заявителей - юридических лиц); в) копии документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также наличие необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами и наличие квалифицированных специалистов: - данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами; - данные о руководителях заявителя и лицах, которые представляют заявителя при получении лицензии; - данные о финансовых возможностях заявителя, необходимые для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (сведения о собственных или привлеченных финансовых средствах); - данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также лицах, привлекаемых им в качестве подрядчика (перечень технических средств, договор с подрядчиками); - копии приказов о назначении специалистов с приложением копий документов об окончании учебных заведений, которые будут непосредственно осуществлять руководство геологоразведочными работами и работами по добыче полезных ископаемых или копия договора со специализированными организациями; г) копию гражданско-правового договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение указанных работ (в случае предоставления права пользования участком недр местного значения в соответствии с абз.8 п.6 ст.10.1 Закона о недрах).В соответствии с п.3.1 Положения оформления лицензии на право пользования участками недр не требуется только в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ и строительства подземных сооружений для собственных нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в границах земельного участка собственника, землепользователя, землевладельца или арендатора.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденному Постановлением правительства Магаданской области от 09 января 2014 года № 17-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Магаданской области.

В соответствии с п.2 ст.1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст.23 Закона о недрах, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются в том числе соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: -соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; -обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; -охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; -платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; -ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно п.2 ст.34 Закона об охране окружающей среды, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со ст.56 Закона об охране окружающей среды, при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.80 Закона об охране окружающей среды, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО МСК зарегистрировано в качестве юридического лица 06.09.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве с присвоением ОГРН 1177746947850. Основным видом деятельности Общества является строительство автомобильных дорог и автомагистралей (код 42.11 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2) (том 1 л.д. 154-163).

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Устава Общества основной целью его деятельности является получение прибыли, посредством осуществления коммерческой деятельности. При этом для достижения основной цели Обществом осуществляется различные виды деятельности, в том числе: строительство автомобильных дорог и автомагистралей; строительство мостов и тоннелей; строительство жилых и нежилых зданий; разработка строительных проектов; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями; строительство водных сооружений; строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки (том 1 л.д. 164-182).

В судебном заседании установлено, что 11.02.2020г. между ООО МСК и ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» заключен государственный контракт , предметом которого явилось выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р 504 «Колыма» Якутск-Магадан на участке км 1888+059, км 1888+305-км 1898+000, Магаданская область (том 1, л.д. 17-51).

Соглашением о перемене лиц в обязательствах по государственному контракту , заказчик «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» заменен на заказчика ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (том1, л.д. 52-53).

Дополнительными соглашениями к контракту от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ, менялись банковские реквизиты подрядчика, а также подписаны календарный график производства работ и ведомость объемов и стоимости работ (том 1, л.д. 54-64).

ДД.ММ.ГГГГ, проведенной проверкой Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой Магаданский области, совместно с УЭБиПК УМВД России по Магаданской области деятельности ООО МСК в рамках выполнения государственного контракта установлено, что с целью исполнения обязательств по контракту ООО МСК осуществляет добычу песчано-гравийной смеси из карьера, расположенного в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р 504 «Колыма» Якутск-Магадан, при этом лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых ООО МСК не получена (том 1 л.д.65-72).

Согласно справке старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Магаданской области в рамках проверочных мероприятий, 28.05.2021 г. межведомственной группой произведен выезд на участок работ ООО МСК. При осмотре участка в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан (координаты GPS: точка 1: 60°22,789&apos; С.Ш., 151°26,610&apos; В.Д.; точка 2: 60°22,876&apos; С.Ш., 151°26,491&apos; В.Д.; точка 3: 60°22,776&apos; С.Ш., 151°26,505&apos; В.Д.; точка 4: 60°22,843&apos; С.Ш., 151°26,382&apos; В.Д.) установлено, что участок не включен в перечень участков недр местного значения, лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области не выдавалась (том 1 л.д.73).

Из объяснения представителя ООО МСК ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что на дату 28.05.2021 г., добычу общераспространенных полезных ископаемых в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан осуществляет ООО МСК в целях исполнения государственного контракта . До этого ООО МСК обращалось 2 раза направляло заявку на получение лицензии, до настоящего времени лицензия обществу не выдана (том 1 л.д.74, 75).

09.06.2021г. Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой Магаданский области на имя директора ООО МСК внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на осуществление обществом деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии и предложено принять в месячный срок принять меры, направленные на получение такой лицензии (том 1 лю.д.77-79).

В ответном письме на представление от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор ООО МСК сообщил в Магаданскую межрайонную природоохранную прокуратуру Магаданский области о принятых мерах, которые выразились в подаче очередной заявки на получение права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан (том 1 л.д. 80).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора , за осуществление деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан без лицензии, ООО МСК привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей (том 1 л.д. 81-86).

Также, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками территориального отдела «Палаткинское лесничество» МОГКУ «Лесничества Магаданской области» составлен акт о нарушении лесного законодательства, которое выразилось в самовольном занятии лесного участка под разработку карьера площадью 2,95 га в Хасынском городском округе, Аткинском участковом лесничестве в квартале 38, выделах 1, 2, расположенном в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан. Размер ущерба составил 839 265 рублей (том 1 л.д. 89-90, 91-94, 95-100).

По результатам выявленного нарушения, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО МСК составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ (том 1 л.д. 101-104).

Постановлением директора Магаданского областного ГКУ «Лесничества Магаданской области» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО МСК за самовольное занятие лесных участков, привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (том 1 л.д. 110-115, том 2 л.д. 24-29).

Кроме того, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении директором Магаданского областного ГКУ «Лесничества Магаданской области» на имя ООО МСК внесено представление об устранении допущенных нарушений (том 1 л.д. 116).

Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении ООО МСК к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, обжалованы не были, вступили в законную силу соответственно 13.07.2021г. и 24.07.2021г. (том 1, л.д. 231-233, том 2 л.д.24-29).

Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Тем самым суд приходит к выводу, что в рамках исполнения государственного контракта , ООО МСК осуществляло деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан (координаты GPS: точка 1: 60°22,789&apos; С.Ш., 151°26,610&apos; В.Д.; точка 2: 60°22,876&apos; С.Ш., 151°26,491&apos; В.Д.; точка 3: 60°22,776&apos; С.Ш., 151°26,505&apos; В.Д.; точка 4: 60°22,843&apos; С.Ш., 151°26,382&apos; В.Д.) без соответствующей лицензии.

ДД.ММ.ГГГГ Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой Магаданский области совместно с государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Магаданской области составлен акт, из которого следует, что на момент проверки ООО МСК продолжает осуществлять добычу песчано-гравийной смеси из карьера, расположенного в районе участка 1895 км автомобильной дороги Р 504 «Колыма» Якутск-Магадан (том 1 л.д.123-129).

Также из материалов дела следует, что свою деятельность ООО МСК по добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляла на участках в районе 1897 км и 1873-1881 км автомобильной дороги Р 504 «Колыма» Якутск-Магадан, в результате чего привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.04.2021 г. № А37-2671/2020, постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора от 29.07.2020 г. № 240/в-20/пс3, от 17.11.2020г. № 249/в-20/пс1) (том 1 л.д. 130-145, 146-153, 222-225, 226-229, 230).

В соответствии с актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой Магаданский области и государственным инспектором в области охраны окружающей среды Магаданской области ООО МСК продолжается разработка карьера и добыча общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1, 2 Аткинского участкового лесничестве Палаткинского лесничества в Хасынском районе Магаданской области в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан (координаты GPS: точка 1: 60°22,789&apos; С.Ш., 151°26,610&apos; В.Д.; точка 2: 60°22,876&apos; С.Ш., 151°26,491&apos; В.Д.; точка 3: 60°22,776&apos; С.Ш., 151°26,505&apos; В.Д.; точка 4: 60°22,843&apos; С.Ш., 151°26,382&apos; В.Д.) (том 2 л.д. 43-44).

Из представленных стороной ответчика документов следует, что ООО МСК обращалось в министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области с заявками на получение права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси в интервале 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан ДД.ММ.ГГГГ исх. , ДД.ММ.ГГГГ исх. , ДД.ММ.ГГГГ исх. (том 2 л.д. 61-65, 68, 71).

Указанные заявки от ДД.ММ.ГГГГ исх. и от ДД.ММ.ГГГГ исх. были рассмотрены и решениями министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., ООО МСК, в предоставлении права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан было отказано (том 1 л.д. 121, 122).

Данный факт также подтверждается ответным письмом министра природных ресурсов и экологии Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ на имя Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Магаданский области следует, что ООО МСК с целью добычи песчано-гравийной смеси в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан были поданы два пакета заявочных материалов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которые не соответствовали предъявляемым к ним требованиям (том 1 л.д. 118-120).

Сведения о том, что действия министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области об отказе в выдаче ООО МСК лицензии на право осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан обжаловались, либо признавались незаконными, ответчиком, в нарушение ст.56 ГПК РФ суду представлено не было, в материалах дела отсутствуют.

Из представленных ответчиком документов также видно, что ООО МСК обращалось в министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области с запросом об исполнении заявки от ДД.ММ.ГГГГ исх. , в ответ на которое получило сообщение о прохождении указанной заявки стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Магаданской области (том 2 л.д. 66, 67).

Ответчиком также представлена копия письма Магаданской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО МСК обращалось с жалобой на бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области по рассмотрению заявок на участки недр, в том числе расположенные на 1895 км ФАД Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан».

Как следует из указанного письма, Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что должностными лицами Министерства допущены нарушения сроков Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, суд считает, что нарушение должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области указанного Порядка не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку не может служить основанием для осуществления деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии.

Ссылку ответчика на письмо министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором на заявку ООО МСК от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что оформление лицензии на получение права пользования недрами не представляется возможным в связи с ограниченным сроком выполнения лицензионных условий (до 31.10.2021г.) суд находит несостоятельной, поскольку данное письмо лицензией не является и не позволяет Обществу осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан.

Иных сведений о том, что у ООО МСК имеется лицензия на право добычи общераспространенных полезных ископаемых в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан суду представлено не было.

Добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, дающей право на недропользование, без утвержденного проекта использования недр и без соответствующего учета добываемых природных ресурсов может привести к истощению природных ресурсов, либо к иным негативным изменениям природной среды.

Суд полагает, что производимая с нарушением природоохранных норм добыча общераспространенных полезных ископаемых создает реальную опасность истощения недр, что нарушает закрепленное статьей 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника недр, а также интересов Магаданской области, так как полномочиями по распоряжению участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, деятельность, связанная с пользованием недрами без лицензии, исключает возможность поступления в бюджет денежных средств в виде налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Магаданской области, о признании незаконной деятельности ООО МСК по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых, а также о запрете деятельности ООО МСК по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых, на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в Хасынском районе Магаданской области в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск – Магадан, удовлетворить.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, а иск прокурором был подан в интересах неопределенного круга лиц, то на основании пп.3 п.1 ст.333.19, пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ и ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МостоСтроительная Компания» о признании незаконной и запрете деятельности по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «МостоСтроительная Компания» по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в Хасынском районе Магаданской области в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан (координаты GPS: точка 1: 60°22,789&apos; С.Ш., 151°26,610&apos; В.Д.; точка 2: 60°22,876&apos; С.Ш., 151°26,491&apos; В.Д.; точка 3: 60°22,776&apos; С.Ш., 151°26,505&apos; В.Д.; точка 4: 60°22,843&apos; С.Ш., 151°26,382&apos; В.Д.), в отсутствие лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.

Запретить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «МостоСтроительная Компания» по разработке карьера и добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположенном в квартале 38 выделы 1 и 2 Аткинского участкового лесничества Палаткинского лесничества в Хасынском районе Магаданской области в районе 1895 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» Якутск - Магадан, до получения лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «МостоСтроительная Компания» в доход бюджета муниципального образования «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, то есть с 24 сентября 2021 года.

Председательствующий Ю.С. Бадулина