РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 года г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Никитиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Сееновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2263/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что по результатам рассмотрения ее обращения в ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ответчиком принято решение об отказе в назначении пенсии, в связи с недостаточностью педагогического стажа. Просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ФИО1, период обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные издержки в размере 97300 рублей.
Истец, извещенный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, участия в судебном заседании не принимала.
Представитель ответчика - ГУ – УПФ РФ в г. Сургуте по ХМАО-Югре (межрайонное) участие в судебном заседании не принимал, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, в отзыве на иск выражено несогласие с заявленными требованиями.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и установление государственной пенсии законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением по вопросу реализации пенсионных прав застрахованного лица о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, по результатам рассмотрения которого ответчиком 31.03.2020 принято решение № 1540 об отказе в установлении пенсии.
Согласно указанному решению ГУ УПФ РФ в г. Сургуте, по представленным документам педагогический стаж истицы составил – 21 год 4 месяца 3 дня, в то время как для назначения пенсии требуется стаж педагогической деятельности не менее 25 лет. На день обращения истца право на назначение пенсии возникнет в 54 лет.
Согласно указанного решения, в педагогический стаж истца не включен период обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный период может быть включен в стаж педагогической деятельности только при наличии не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения пенсии, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из копии диплома истца, отражено в решении об отказе в назначении пенсии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в Уссурийском государственном педагогическом институте.
Согласно абзацу 5 подпункту "м" пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01.10.1993 в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В силу пункта 2 названного Положения N 1397, действовавшего на момент поступления истца в педагогический институт, в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
На момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившим силу 01.10.1993, обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было, а также требуемый стаж (2/3) педагогической деятельности в учреждениях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 № 1397, у истца отсутствовал, следовательно, условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены.
Поскольку необходимого педагогического стажа (25 лет) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцом не выработано, отсутствуют основания для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.
Судья Л.М. Никитина