ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1206/18 от 04.10.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Июдиной Ю.В., с участием в судебном заседании: истца – ФИО1, представителя Областного государственного казённого учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» - ФИО2, представителя Администрации Оёкского муниципального образования – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1206/2018 по иску ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», Администрации Оёкского муниципального образования, Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и к Администрации Иркутского районного муниципального образования об обязании разместить на остановочных пунктах информацию о движении транспортных средств по маршрутам и информацию об органе, осуществляющем контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился Иркутский районный суд Иркутской области с иском, уточнённым в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Оёкского муниципального образования:

- об обязании разместить на остановочных пунктах Оёкского муниципального образования «Турская», «ПМК», «Больница», «Почта», «Галя», «Мостик», «Доротдел», «РЭС», «Алёнка», «Школа», «Коты» и «ФИО4» следующую информацию: время начала и окончания движения транспортных средств; наименование, адрес и телефоны органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа; расписание движения автобусов по маршрутам Иркутск - Оёк, Иркутск - Никольск и Иркутск – Коты – Бутырки;

- взыскании 3 200 рублей компенсации морального вреда, 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины и 304 рубля транспортных расходов.

Исковые требования мотивированы следующим.

Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок пассажиров должна быть размещена информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписание времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименование конечного остановочного пункта маршрута, информация об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

В Оёкском муниципальном образовании по всем проходящим маршрутам на автобусных остановках расписание отсутствует, что нарушает личные права ФИО1

Данные обстоятельства явились основаниями для обращения ФИО1 с иском в суд.

Определением Иркутского районного суда <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрация Оёкского муниципального образования на надлежащего - Областное государственное казённое учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>».

Определением Иркутского районного суда <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ дело передано для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Оёкского муниципального образования.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Иркутского районного муниципального образования.

В судебном заседании истец – ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель Областного государственного казённого учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» - ФИО2 не признал исковые требования, указывая, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Представитель Администрации Оёкского муниципального образования – ФИО3 не признала исковые требования, указывая, что Администрация Оёкского муниципального образования не является надлежащим ответчиком по делу.

Ответчики - Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Администрация Иркутского районного муниципального образования, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не направили своих представителей в судебное заседание. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца и представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части в отношении Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Из письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) и отзыва на иск (л.д. 45) следует, что в реестре межмуниципальных маршрутов на территории Иркутской области значатся действующие межмуниципальные автобусные маршруты «Иркутск (ФИО4) – Оёк (Алёнка)», «Иркутск (ФИО4) – Никольск (Никольск)» и «Иркутск (ФИО4) – Бутырки (Школа).

На данных маршрутах в черте Оёкского муниципального образования расположены остановочные пункты «Турская», «ПМК», «Больница», «Почта», «Галя», «Мостик», «Доротдел», «РЭС», «Алёнка», «Школа», «Коты», и в черте <адрес> расположен остановочный пункт «ФИО4».

На указанных остановочных пунктах не размещена информация о расписании движения автобусов и информация об органе, осуществляющим контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

Отсутствие данной информации нарушает права ФИО1, проживающего в Оёкском муниципальном образовании, что явилось основанием для обращения его с иском в суд.

Исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров (пункт 6 статьи 19 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Согласно пункту 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.0.2009 № 112, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.

Пунктом 15 Правил установлено, что на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

На межмуниципальных маршрутах на территории <адрес> «Иркутск (ФИО4) – Оёк (Алёнка)», «Иркутск (ФИО4) – Никольск (Никольск)» и «Иркутск (ФИО4) – Бутырки (Школа) в черте Оёкского муниципального образования расположены остановочные пункты «Турская», «ПМК», «Больница», «Почта», «Галя», «Мостик», «Доротдел», «РЭС», «Алёнка», «Школа», «Коты», и в черте <адрес> расположен остановочный пункт «ФИО4».

На указанных остановочных пунктах не размещена информация о расписании движения автобусов и информация об органе, осуществляющим контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками и подтверждается фотографиями, имеющимися в материалах дела.

Отсутствие указанной информации нарушает права ФИО1 как жителя Оёкского муниципального образования, пользующегося услугами общественного транспорта.

В связи с этим, нарушение в виде отсутствия необходимой информации подлежит устранению.

Согласно пункту 6 Положения о Министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - Положение), утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 № 590-пп, задачами министерства являются, в том числе, обеспечение организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области.

В соответствии с подпунктами 68.2, 69 и 73 пункта 7 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет, в том числе, следующие функции:

- заключение государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области (далее - межмуниципальные маршруты) по регулируемым тарифам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- установление, изменение и отмена межмуниципальных маршрутов, присвоение им порядковых номеров, а также вида регулярных перевозок по указанным маршрутам (по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам);

- предоставление и распространение информации об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.

По мнению суда, обеспечение организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении, включает в себя также и обустройство остановочных пунктов, в том числе, размещение на данных остановочных пунктах предусмотренной нормативно-правовыми актами информации.

Данная обязанность возложена на Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области пунктом 68.2 Положения.

То, что обустройство остановочных пунктов входит в сферу компетенции Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, подтверждается также пунктом 3.1 статьи 30 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, согласно которому размещение информации на указателях остановочных пунктов по межрегиональному маршруту, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти остановочные пункты.

Таким образом, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области как уполномоченный орган в области обеспечения населения Иркутской области транспортным обслуживанием населения воздушным, водным, автомобильным транспортом обязано разместить на остановочных пунктах в черте Оёкского муниципального образования следующую информацию: время начала и окончания движения транспортных средств; наименование, адрес и телефоны органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа; расписание движения автобусов по маршрутам Иркутск - Оёк, Иркутск - Никольск и Иркутск – Коты – Бутырки.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным предоставить Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области месяц на исполнение решения суда, начиная со дня вступления решения в законную силу.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Законом не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причинённого пассажиру отсутствием предусмотренной нормативно-правовыми актами информации на остановочном пункте.

В связи с этим, исковые требования ФИО1 в части взыскания 3 200 рублей компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Материалами дела подтверждены транспортные расходы, связанные с проездом ФИО1 к месту рассмотрения дела, на сумму в 70 рублей.

В связи с этим, с Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в пользу ФИО1 подлежат взысканию 70 рублей расходов на проезд и 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований в отношении Областного государственного казённого учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», Администрации Оёкского муниципального образования и Администрации Иркутского районного муниципального образования следует отказать, так как нормативно-правовыми актами на них не возложена обязанность по обустройству остановочных пунктов на межмуниципальных маршрутах.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», Администрации Оёкского муниципального образования, Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и к Администрации Иркутского районного муниципального образования:

- об обязании разместить на остановочных пунктах Оёкского муниципального образования «Турская», «ПМК», «Больница», «Почта», «Галя», «Мостик», «Доротдел», «РЭС», «Алёнка», «Школа», «Коты» и «ФИО4» следующую информацию: время начала и окончания движения транспортных средств; наименование, адрес и телефоны органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа; расписание движения автобусов по маршрутам Иркутск - Оёк, Иркутск - Никольск и Иркутск – Коты – Бутырки;

- взыскании 3 200 рублей компенсации морального вреда, 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины и 304 рубля транспортных расходов, удовлетворить в части.

Обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу области разместить на остановочных пунктах Оёкского муниципального образования «Турская», «ПМК», «Больница», «Почта», «Галя», «Мостик», «Доротдел», «РЭС», «Алёнка», «Школа», «Коты» и «ФИО4» следующую информацию: время начала и окончания движения транспортных средств; наименование, адрес и телефоны органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа; расписание движения автобусов по маршрутам Иркутск - Оёк, Иркутск - Никольск и Иркутск – Коты – Бутырки.

Взыскать с Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в пользу ФИО1 70 рублей расходов на проезд и 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований в части взыскания с Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в пользу ФИО1 3 200 рублей компенсации морального вреда и 234 рубля расходов на проезд отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в отношении Областного государственного казённого учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», Администрации Оёкского муниципального образования и Администрации Иркутского районного муниципального образования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течении месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий С.Ю. Дятлов

Мотивированное решение изготовлено 28.10.2018