Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Тольятти
Судья Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Кузнецовой З.М., с участием: помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Роговой О.В., без участия представителя Управления Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (Управления Роскомнадзора по Самарской области),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1206/2018 по заявлению прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти Самарской области обратился в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области с заявлением о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заявленные требования мотивировал тем, что при осуществлении мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт ...., на страницах которого размещена информация о продаже и обмене электронной валюты Bitcoin, представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, домен .... отсутствует.
Основанием для внесения указанного сайта в единый реестр является решение суда о признании информации, запрещенной к распространению.
Просил суд признать информацию, распространяемую посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте .... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель Управления Роскомнадзора по Самарской области представил отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддержал.
Заслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 указанной правовой нормы установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 указанного Закона, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В силу п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. N 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении, в числе прочего, информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная на указанном прокурором сайте прямо не отнесена к информации, в отношений которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
В силу п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Целью обращения прокурора в суд с указанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и в силу этого представляют реальную угрозу охраняемым законом общественным отношениям, правам и интересам граждан и государства.
По делам о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Согласно представленным суду скриншотам, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» имеется сайт с адресом: .... на страницах которого предлагается обмен и покупка электронной валюты Bitcoin (биткоин). Информация, размещенная на сайте является открытой и общедоступной.
Согласно данным, представленным в сети Интернет, в том числе в словаре ФИО1 (....), в свободной энциклопедии Википедия (содержащей ссылки на 168 источников информации), заявленное обозначение "BITCOIN" воспроизводит название пиринговой платежной системы (от bit - бит и coin - монета), использующей одноименную расчетную единицу - биткоин (bitcoin). Платежная система была создана в 2009 году. Целью разработчиков было создание системы полностью необратимых сделок, когда электронный платеж между двумя сторонами происходит без третьей стороны - гаранта, и ни одна из сторон, в том числе какой-либо внешний администратор (банк, налоговые, судебные и иные государственные органы), не могла бы отменить, заблокировать, оспорить или принудительно совершить транзакцию.
Электронная валюта Bitcoin (биткоин), представляет собой виртуальное средство платежа и накопления. Она не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информации о ее держателях. Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры, обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах.
Электронная валюта Bitcoin (биткоин) бесконтрольна и не подпадает под определение Закона "О национальной платежной системе". Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован. Возможность его регулирования, в том числе со стороны государства, отсутствует, что противоречит Федеральным законам от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
По смыслу ст. 140 ГК РФ законным платежным средством на территории Российской Федерации является рубль, а также иностранная валюта в случаях определенных законом. Оборот иностранной валюты и ее использование в качестве платежного средства урегулирован Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом указанные правовые акты не содержат сведений о Bitcoin (биткоине) как о средстве платежа на территории Российской Федерации.
Бесконтрольные платежи с использованием Bitcoin (биткоинов)
не имеют привязки к какой-либо национальной платежной системе. Это означает, что на Bitcoin можно купить нелегальные товары (наркотики, оружие и т.д.), использовать как средство накопления, легализации активов, полученных преступным путем.
Суд считает установленным, что информация, размещенная на сайте .... предлагает к свободной реализации средства платежа альтернативные официально установленным, оборот которых в таком качестве на территории Российской Федерации не контролируется и не предусмотрен.
Оборот Bitcoin (биткоинов) как средства платежа на территории Российской Федерации противоречит целям деятельности Центрального Банка Российской Федерации, таким как: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
При таких обстоятельствах информацию, распространяемую посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте .... следует признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 45, 194-199, 262-264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте .... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Комсомольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июня 2018 года
Судья С.Г. Шабанов