Центральный районный суд г. Красноярска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
копия
Дело №2-1207/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2010г.
Центральный районный суд г.Красноярска
Под председательством судьи Андреевой Н.Н.,
С участием представителя истца ФИО1,
При секретаре Дорониной А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО12 к ... ... о признании решения жилищной комиссии незаконным, о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 ФИО13 на основании ст.ст.40, 59 и 71 (п. «т») ФИО4, п.5 ст. 15 Федерального закона от дд.мм.гггг года НОМЕРФЗ «О статусе военнослужащих», ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ просит признать незаконным решение жилищной комиссии ... ... от дд.мм.ггггг. (протокол НОМЕР) об отказе в заключении с Желудевым ФИО14 договора социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 38,80 кв.м, жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ..., ..., ...,кв.9 и - обязать ... ... заключить с ним социального найма указанного жилого помещения.
В обоснование требований сослался на следующее.
В сентябре 2004 года решением жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по ... (УФСБ) он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Поскольку с ним проживает член семьи дочь-ФИО15 то в соответствии с ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, они имеют право на получение двухкомнатной квартиры.
Решением жилищной комиссии Управления ФСБ России по ... от дд.мм.гггг г. НОМЕР в порядке очередности (очередь - 1) им была предоставлена двухкомнатная, неблагоустроенная квартира в деревянном доме, общей площадью 38,8 кв.м., по адресу ..., ... ..., ..., состоящая в муниципальном жилищном фонде.
В период с июля 1997 по июль 2008 г. данная квартира предоставлялась семье другого сотрудника УФСБ России по ..., в настоящее время освобождена (граждане сняты с регистрационного учета).
Другим жилым помещением, соответствующим требованиям, установленным ч. 5 ст.57, ч.1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, для предоставления его семье УФСБ не располагало.
Он и дочь имеют в собственности по 1/4 доли жилого помещения в двухкомнатной квартире по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 50,4 кв.м.
УФСБ России по ... обратилось в администрацию ... ..., осуществляющей функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, с ходатайством от дд.мм.гггг года НОМЕР заключить с ним договор социального найма.
Жилищная комиссия администрации ... ..., мотивируя тем, что предоставленное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, не признала решение жилищной комиссии
УФСБ и на своем заседании повторно рассмотрела вопрос о предоставлении ему данного жилого помещения.
В результате, жилищная комиссия администрации ... ... своим решением от дд.мм.гггг года (протокол НОМЕР) отказала в предоставлении и заключении с ним договора социального найма по причине того, что общая площадь данной квартиры превышает по размеру необходимую норму предоставления жилого помещения на двух человек с учетом имеющихся прав собственности.
Решение Жилищной комиссии администрации ... ... считает незаконным и необоснованным, нарушающим его законное право на жилище, закрепленное в ст. 40 ФИО4
В связи с тем, что решение о предоставлении ему и дочери жилого помещения по адресу ..., ... ..., ..., было ранее законно принято жилищной комиссией УФСБ, жилищная комиссия администрации ... ... превысила свои полномочия, незаконно приняв решение об отказе в предоставлении и заключении договора социального найма на данное жилое помещение. В своем решении жилищная комиссия администрации ... ... ошибочно ссылается на превышение норм предоставления общей площади в предоставленном ему жилом помещении исходя из норм, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данные нормы введены в действие с дд.мм.гггг года, т.е. после принятия решения жилищной комиссия УФСБ о предоставлении ему и дочери жилого помещения по адресу ..., ... ..., .... В соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Кроме того, свое решение жилищная комиссия администрации ... ... выносила без учета положений ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ.
Суд привлек к участию в дело в качестве третьего лица на стороне истца ФИО3, просившую рассмотреть дело в ее отсутствие.
ФИО5 и его представитель ФИО1 требования поддержали по мотивам, изложенным выше.
Представитель ответчика ... ... ФИО6 иск не признала, представила возражения в письменной форме л.д.36,37) и пояснила, что ФИО5 и ФИО3 имеют право собственности в квартире 25 по ..., общей площадью 53,60 м2 на 4 человек (1/2 53,60 = 26,8 м2).
Жилищная комиссия УФСБ имела право на распределение муниципального жилья, ранее принадлежавшего их работнику, но это решение должно быть вынесено с учетом действующего федерального законодательства (ч.8 ст.5 Жилищного кодекса РФ).
ФИО5 с составом семьи 2 человека: он и дочь, имеют 1/2 права собственности в ... по ..., состоящую суммарно из 26,8 м2.
Ему решением жилищной комиссии УФСБ распределена квартира НОМЕР по ..., общей площадью 38,80 м2. Следовательно, ему с дочерью стало бы принадлежать на праве собственности и найма 65,60 м2 площади жилых помещений суммарно.
В соответствии с действующим законодательством, при отсутствии жилых помещений на праве собственности, ему может быть предоставлено по договору социального найма жилое помещение 36 м2 (18 м2 + 18 м2 - закон «О статусе военнослужащих», ст. 15.1), а с учетом конструктивных и технических параметров еще 9 м2, т.е. 36 м2 + 9 м2 =45м2.
Учитывая наличие зарегистрированных прав собственности в ... по ... (26,8 м2) и предоставление ФИО5 жилого помещения по ..., ... (38,8 м2), общая площадь по размеру значительно превышает норму предоставления (65,60 м2 -45,00 м2 = 20,6 м2).
Жилищная комиссия администрации ..., действуя в пределах своих полномочий, с учетом ст.57 Жилищного кодекса РФ, приняла решение в отказе заключения договора социального найма, со значительным превышением нормы жилого помещения, работнику УФСБ ФИО5
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено и подтверждено материалами данного дела, что ФИО5, зарегистрированный проживающим по адресу: ...,пр.Свободный.74,кв.25 л.д.8), проходит службу в органах в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по ... и состоит в на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д.15). В соответствии с Правилами решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих УФСБ России по ..., жилищная комиссия УФСБ осуществляет учет сотрудников и предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Согласно п.5.3. Правил, вся жилая площадь, поступающая в распоряжение УФСБ, распределяется между очередниками жилищной комиссией при наличии кворума л.д.22-34).
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСБ от дд.мм.ггггг.(протокол НОМЕР) ему на семью из двух человек была выделена двухкомнатная квартира по адресу: ..., ..., ...,кв.9, общей площадью 38,80 кв.м, жилой площадью 26,30 кв.м.л.д.16). Ранее данную квартиру занимал военнослужащий ФИО7, освободивший ее в связи с получением жилья. Необходимые документы на ФИО5 были оформлены УФСБ и направлены в администрацию ... ... л.д.11,12,17), которая решением от дд.мм.ггггг. отказала истцу в заключении с ним договора социального найма квартиры, о которой возник спор л.д.9,10,13,14,44).
Суд считает, решение жилищной комиссии ... ... от дд.мм.ггггг. (протокол НОМЕР) об отказе в заключении с Желудевым ФИО16 договора социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 38,80 кв.м, жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ..., ..., ...,кв.9, не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права истца.
Как установлено, спорная квартира относится к муниципальному жилому фонду л.д.43), семья ФИО5 не состоит в администрации района на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец и третье лицо имеют на праве собственности по 1/4 доли жилого помещения в двухкомнатной квартире по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 50,4 кв.м.л.д.38,39).
Однако эти обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении жилого помещения и в заключении договора соцнайма.
Согласно пункту 5 ст. 15 Федерального закона от дд.мм.гггг года НОМЕРФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.
Данная норма является императивной.
Суд считает, что предоставление ФИО5 жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью администрации муниципального образования, основанием для этого является решение жилищной комиссия УФСБ о предоставлении жилого помещения военнослужащему, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом у ответчика нет правовых оснований для оспаривания решения жилищно-бытовой комиссии УФСБ, в том числе по мотивам превышения нормы предоставления жилого помещения.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от дд.мм.гггг г. N 453-О, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
На основании изложенного суд признает, что истец имеет право на заключение с ответчиком договора социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 38,80 кв.м, жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ..., ..., ...,кв.9 л.д.35).
Доводы ответчика о наличии в собственности у истца и третьего лица по 1/4 доли жилого помещения в двухкомнатной квартире по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 50,4 кв.м л.д.38,39,40), не имеют правового значения.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального (действующие от его имени уполномоченный государственный орган местного самоуправления либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу приведенных правовых норм ответчик обязан заключить с истцом договор социального найма спорного жилого помещения. При этом суд учитывает отсутствие сведений о непригодности спорного жилого помещения, являющихся основанием для отказа в заключении такого договора.
Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит удержанию госпошлина в доход федерального бюджета 100р. и в возврат истцу 100р.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение жилищной комиссии ... ... от дд.мм.ггггг. (протокол НОМЕР) об отказе в заключении с Желудевым ФИО17 договора социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 38,80 кв.м, жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ..., ..., ...,кв.9.
Обязать Администрацию ФИО18 района ... заключить с Желудевым ФИО19 договор социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 38,80 кв.м, жилой площадью 26,30 кв.м., расположенной по адресу: ..., ..., ...,кв.9.
Взыскать с ... ... госпошлину в сумме 100р. в пользу ФИО2 ФИО20.
Взыскать с ... ... госпошлину в сумме 100р. в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме в ...вой суд через районный суд.
Председательствующий подпись
Копия верна. Судья Н.Н.Андреева
Секретарь А.С.Доронина