ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1207/2012 от 15.05.2012 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск «15» мая 2012г.

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

судьи Константиновой Р.П.,

при секретаре Сакардиной Е. А.,

с участием истца ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО2, представителя ответчика Управления ПФР в городе Новороссийске по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению ПФР в городе Новороссийске Краснодарского края о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению ПФР в городе Новороссийске Краснодарского края о признании неправомерным решения комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в его специальный стаж периодов работы на судах морского флота, которые дают ему право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности поддержали заявленные требования и пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление ПФР в городе Новороссийске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия специального стажа работы. Не включены в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего лебедчика-моториста на гидроперегружателе № 9 (ПГР-9) в Верхне-Окском эксплуатационном участке Московского речного пароходства, со ссылкой на то, что истец работал на судне ПГР-9, которое относится к судам технического флота, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК «Черноморец-4», матроса-моториста СПК-17, МЗ «Строитель» в/б «Малоземелец» Плавстройотряда № 1 треста «Новороссийскморстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста МБ-6125, матроса ПК-248 НП «Спецморстрой», так как из архивной справки не усматривается, относился ли ФИО1 к плавсоставу морского флота, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 1 класса ВМ-66 в войсковой части № 76044, так как отсутствует код льготной профессии в выписке из индивидуального счета застрахованного лица, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 2 класса СБ-4 войсковой части № 76044, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК-165 «Черноморец-8», так как согласно перечня должностей по штату, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по в/ч 76044, предоставлено мотористам 1 класса Спасательного буксирного судна СБ-4, мотористы 2 класса перечнем должностей не предусмотрены.

Считает отказ необоснованным, так как суда, на которых он работал, состояли на учете в Морском Регистре судоходства и являлись морскими судами технического флота. Суда технического флота являются грузовыми судами и не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ по архивным материалам фонда , описи -л ЗАО «Спецморстрой» (до 1991 г. - Плавстройотряд № 1 треста «Новороссийскморстрой»; в 1991-1994 г.г. - народное предприятие «Спецморстрой»; в 1994 - 1998 г.г. - товарищество с ограниченной ответственностью народное предприятие по строительству портовых и берегоукрепительных сооружений «Спецморстрой»; в 1998-2005 г.г. - закрытое акционерное общество по строительству портовых и берегоукрепительных сооружений «Спецморстрой») за 1977 - 1988, 1991- 2002 года значится ФИО1. С ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Спецморстрой» является банкротом.

Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 были утверждены списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Списком № 2 включены те работы, которые в связи с особенностями технологического процесса, а также характера и способа выполнения, характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. Должность моториста (всех наименований) в том числе и судового моториста предусмотрена списком № 2 код 23003010-14706.

В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009г. № 987н. Сведения о трудовом стаже застрахованного лица заполняются на основании первичных учетных документов по учету кадров, утвержденных Постановлением Госкомтруда России от 06.04.2001г. № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». К таким документам относятся, в частности, штатные расписания, приказы (распоряжения), личные карточки работников.

Таким образом, ФИО1 не несет ответственности за ошибки в представляемых его работодателем сведениях. Отсутствие кода льготы не является основанием для лишения права истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

Кроме того, ссылка Управления Пенсионного Фонда РФ на то, что из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, относился ли работник к плавсоставу морского флота, также незаконна и несостоятельна по следующим основаниям.

По сведениям Новороссийского филиала Российского морского Регистра судоходства суда, на которых работал ФИО1, отнесены к морским судам, так как построены и освидетельствованы по Правилам Российского морского Регистра судоходства, что подтверждено основным символом класса судна КМ (*) присвоенным в соответствии с п. 2 части 1 Правил классификации и постройки морских судов. Суда были построены в соответствии с Правилами, действующими на момент их постройки. Так как суда, на которых работал ФИО1, согласно присвоенным им классом, зарегистрированы в Российском морском Регистре судоходства в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, по своим тактико - техническим характеристикам относится к категории судов морского флота, периоды работы заявителя должны подлежать включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Также комиссией Управления Пенсионного Фонда РФ не рассмотрен и не разрешен вопрос о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы в ООО «Новомортехфлот» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Считает принятое ответчиком решение необоснованным и просит иск удовлетворить.

Представитель Управления ПФР в городе Новороссийске ФИО3 иск не признала и пояснила, что в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона следующим гражданам: мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали не менее 12лет 6 мес. в плавсоставе на судах морского, речного флота и рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 указанного ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12лет 6месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173 утвержден Список №1, №2 производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 утвержден Список № 1, № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Не засчитаны в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве старшего лебедчика - моториста на гидроперегружателе № 9 (ПГР-9) на Верхне-Окском эксплуатационном участке Московско - Окского речного пароходства, так как заявитель работал на судне ПГР-9, которое относится к судам технического флота, в соответствии со ст.27 п.1 пп. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено гражданам, зачисленным в плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должностях моториста СПК «Черноморец-4», матроса-моториста СПК-17, МЗ «Строитель», в/б «Малоземелец» Плавстройотряда треста «Новороссийскморстрой»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по выписке из ИЛСЗЛ) - в должности моториста МБ-6125, матроса ПК-284 НП «Спецморстрой», так как из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, относился ли работник к плавсоставу морского флота.

Вопрос о том, какие суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечение, так же в каждом конкретном случае подтверждается справкой, выдаваемой судовладельцем или вышестоящей организацией на основании имеющихся у них документов (приказов, распоряжений) судовладельца о приписке флота, штатного расписания судна или схемы должностных окладов. На основании справки морского регистра судоходства № 185-018-20\6463 от 30.11.2011г., буксиры «МБ-6125», «СПК-17», СПК «Черноморец-4» являлись судами технического флота.

Согласно ответа отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ предприятие ЗАО «Спецморстрой» является банкротом с ДД.ММ.ГГГГ, перечень льготных профессий и должностей подавался за 2001г.-2003г. с кодом льготы по Списку №2, разделу ХХVIII, транспорт, п.3. Морской и речной флот плавающий состав: машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутри городского сообщения). Должность матроса - моториста не предусмотрена Списком №2, разделом ХХVIII.

Не засчитан период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по выписке из ИЛСЗЛ) в должности моториста 1класса ВМ-66 (водолазный морской бот) в Войсковой части № 76044, так как отсутствует код льготной профессии в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Согласно ст. 13 п. 2 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001г. периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(00л.02м.11д.) в должности моториста 2 класса СБ-4 (спасательный буксир) войсковой части № 76044, так как, согласно перечня должностей по штату, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по В/Ч № 76044, предоставлено мотористам 1 класса Спасательного буксирного судна СБ-4, мотористы 2 класса перечнем должностей не предусмотрены.

Считает решение комиссии Управления ПФР в городе Новороссийске об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии обоснованным и просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав истца и его представителя по доверенности, представителя Управления ПФР в городе Новороссийске ФИО3, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Установлено, что решением комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в городе Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего лебедчика-моториста на гидроперегружателе № 9 (ПГР-9) в Верхне-Окском эксплуатационном участке Московского речного пароходства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК «Черноморец-4», матроса-моториста СПК-17, МЗ «Строитель» в/б «Малоземелец» Плавстройотряда № 1 треста «Новороссийскморстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста МБ-6125, матроса ПК-248 НП «Спецморстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 1 класса ВМ-66 в Войсковой части № 76044, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 2 класса СБ-4 Войсковой части № 76044, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК-165 «Черноморец-8».

Данное решение суд считает неправомерным по следующим основаниям.

Отказ УПФР в г. Новороссийске о включении в специальный стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего лебедчика-моториста на гидроперегружателе № 9 (ПГР-9) в Верхне-Окском эксплуатационном участке Московского речного пароходства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК «Черноморец-4», матроса-моториста СПК-17, МЗ «Строитель» в/б «Малоземелец» Плавстройотряда № 1 треста «Новороссийскморстрой»со ссылкой на то, что суда, на которых он работал, отнесены к судам технического флота, является необоснованным.

Согласно справке Новороссийского морского судоходного регистра № 185-018-20/6463 от 30.11.2011 г., представленной истцом в УПФР в г. Новороссийске для назначения пенсии, суда СПК «Черноморец-4» - символ класса КМ (*) ЛЗ (1) III плавкран, район плавания - третий ограниченный, «СПК-17» - символ класса КМ (*) ЛЗ (1) III плавкран, район плавания - третий ограниченный, МБ-6125 - символ класса КМ (*) Л3 II буксир, район плавания - второй ограниченный, состояли на учете в Морском Регистре судоходства и являлись судами технического флота в составе морского флота.

Суда технического флота являются грузовыми судами и не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Исходя из буквального толкования подпункта 9 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Поскольку суда, на которых работал ФИО1, согласно присвоенным им классом судна, зарегистрированы в Российском морском Регистре судоходства в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, по своим тактико-техническим характеристикам относится к категории судов морского флота и их статус в оспариваемый период не изменялся, суд считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.

Отказ во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 1 класса ВМ-66 в в/ч 76044 по основаниям отсутствия кода льготной профессии в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009г. № 987н. Сведения о трудовом стаже застрахованного лица заполняются на основании первичных учетных документов по учету кадров, утвержденных Постановлением Госкомтруда России от 06.04.2001г. № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». К таким документам относятся, в частности, штатные расписания, приказы (распоряжения), личные карточки работников.

Таким образом, ФИО1 не несет ответственности за ошибки в представляемых его работодателем сведениях. Отсутствие кода льготы не является основанием для лишения права истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Отказ во включении в специальный стаж периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что из архивной справки не усматривается, относился ли работник к плавсоставу морского флота, является необоснованным.

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1, он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ЗАО «Спецморстрой». Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ по архивным материалам фонда , описи -л ЗАО «Спецморстрой» (до 1991 года - Плавстройотряд № 1 треста «Новороссийскморстрой»; в 1991-1994 годах - народное предприятие «Спецморстрой»; в 1994 - 1998 годах - товарищество с ограниченной ответственностью народное предприятие по строительству портовых и берегоукрепительных сооружений «Спецморстрой»; в 1998-2005 годах - закрытое акционерное общество по строительству портовых и берегоукрепительных сооружений «Сиецморстрой») за 1977 - 1988, 1991- 2002 года значится ФИО1 С ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сиецморстрой» является банкротом.

Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия.

Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 были утверждены списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Списком № 2 включены те работы, которые в связи с особенностями технологического процесса, а также характера и способа выполнения, характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. Должность моториста (всех наименований) в том числе и судового моториста предусмотрена списком № 2 код 23003010-14706.

Комиссией не рассмотрен и не решен вопрос о включении в специальный стаж периода работы в ООО «Новомортехфлот» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста.

В соответствии с уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новомортехфлот» ФИО1 в указанный период работал полный рабочий день в должности моториста. Данный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрен Списком № 2 разделом XXVIII подразделом № 3 позицией 23003010-14706, утвержденным кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 и в соответствии со ст. 27, п. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2011 г. и составляет 4 года 4 месяца 20 дней.

Учитывая, что специальный стаж истца на момент его обращения в УПФР в г. Новороссийске составлял более 12 лет 6 месяцев, он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии с момента обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому заявленные по делу требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать неправомерным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в городе Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1.

Обязать Управления ПФР в городе Новороссийске назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости, засчитав ему работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего лебедчика-моториста на гидроперегружателе № 9 (ПГР-9) в Верхне-Окском эксплуатационном участке Московского речного пароходства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК «Черноморец-4», матроса-моториста СПК-17, МЗ «Строитель» в/б «Малоземелец» Плавстройотряда № 1 треста «Новороссийскморстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста МБ-6125, матроса ПК-248 НП «Спецморстрой», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 1 класса ВМ-66 в Войсковой части № 76044, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста 2 класса СБ-4 Войсковой части № 76044, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста СПК-165 «Черноморец-8» в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу

Судья: