ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1207/2021 от 14.03.2022 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-73/2022

УИД: 23RS 0009-01-2021-002019-54

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ст. ФИО1 Краснодарского края 14 марта 2022 года

Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Салогубовой В.В.,

секретаря Повисенко И.В.,

с участием:

представителя истца ФИО2 в лице ФИО3, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 11.06.2021 года (л.д. 11-12),

ответчика - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице представителя Шнуренко (ФИО4) ЕС, действующей на основании доверенности № 203 от 19.11.2020 года (л.д. 66),

представителя третьего лица Кузьминского РВ в лице представителя ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности 23АВ1631261 от 22.02.2022 года (л.д. 117-119),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание магазина смешанных товаров,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание магазина смешанных товаров.

Свои исковые требования истец мотивировала тем, что в июле 2021 года она обратилась в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о регистрации права собственности на принадлежащий ей, на основании договора дарения объектов недвижимости от 21.08.2014 года, магазин смешанных товаров.

14.10.2021 года истцом получено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Отказ мотивирован тем, истцу необходимо произвести замену разрешенного вида использования принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <......>, поскольку действующим законодательством не предусмотрено размещение объекта капитального строительства - здания магазина смешанных товаров лит. Б, на земельном участке с видом разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства».

По утверждению истца, согласно градостроительным нормам, утвержденным администрацией Брюховецкого района, принадлежащий ей магазин находится в зоне Ж-1 «Жилые зоны», в которых указаны – условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства - 4.1. Предпринимательство.

Также в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 42-П, гражданин самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным и отменить уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 07 октября 2021 года № КУВД-001/2021-26723487/2.

Также истец просит обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии осуществить государственную регистрацию права собственности на здание магазина смешанных товаров, находящийся по адресу: <......>, принадлежащий ФИО2, <......> года рождения.

Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, возражала по поводу их удовлетворения, предоставив возражение на исковое заявление, согласно которому действующим законодательством не предусмотрено размещение объекта капитального строительства - здания магазина смешанных товаров Лит. Б на земельном участке с кадастровым номером <......> с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ). Если земельный участок находится в собственности группы лиц, то и выбор вида разрешенного использования такого земельного участка осуществляется решением всех правообладателей земельного участка.

Однако, согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования Брюховецкий район, в территориальной зоне Ж-1 предусмотрены только основные и условно-разрешенные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Основные виды и параметры разрешенного использования земельных участок объектов капитального строительства не предусматривают возможность строительства магазина на указанном земельном участке. А предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.

Следовательно, документы, представленные заявителем для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а в случае не устранения причин приостановления,- для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФИО7 - по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, возражал по поводу их удовлетворения, указав, что действующим законодательством не предусмотрено размещение данного объекта – магазина смешанных товаров на земельном участке с указанным видом разрешенного использования.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования ФИО2 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое здание - магазин смешанных товаров, общей площадью 113,9 кв.м., инвентарный номер: 7582, Литер Б, этажность: 2, с кадастровым номером <......>, расположенный по адресу: <......>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <......>, выданным 21.08.2014 года (л.д. 5).

29.06.2021 года истец обратилась с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости – здание, расположенное по адресу: <......>, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг (л.д. 2).

Согласно уведомлению от 07.07.2021 года № КУВД-001/2021-26723487/1, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении указанного объекта недвижимости была приостановлена по причине того, что действующим законодательством не предусмотрено размещение объекта капитального строительства - здания магазина смешанных товаров Лит. Б, на земельном участке с кадастровым номером <......> с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 3-4).

Как следует из уведомления от 07.10.2021 года № КУВД-001/2021-26723487/2, ФИО2 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и не предоставлении документов, устраняющих причины приостановления (л.д. 14-16).

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021 года) «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 29 вышеназванного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При проведении правой экспертизы документов, представленных ФИО2 для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание магазина, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <......> по адресу: <......>, установлено, что представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: в представленном с заявлением техническом плане описано здание, которое является нежилым зданием - здание магазина смешанных товаров Лит. Б, при этом земельный участок с кадастровым номером <......>, в пределах которого расположено здание и кадастровый номер которого указан в разделе «Характеристики здания» технического плана, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеет разрешенное использование – «для ведения личного подсобного хозяйства».

Технический план подготовлен на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Ru23505303-26, выданного администрацией Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района от 29.07.2009 года в отношении реконструированного объекта капитального строительства- здания магазина смешанных товаров Лит.Б.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 40 и абзацами 1,2,7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст. 260 ГК РФ).

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 1 ч. 6 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Классификатор), вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2) включает в себя:

размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; - производство сельскохозяйственной продукции;

-размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; - содержание сельскохозяйственных животных.

Вид разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) включает в себя:

-размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);

-выращивание сельскохозяйственных культур;

-размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Аналогичное Классификатору описание вида разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» содержится в Правилах землепользования и застройки Брюховецкого сельского поселения Броховецкого района, утверждённых решением Совета Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района от 25 сентября 2015 года № 81 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района» а именно:

вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2) включает в себя:

-размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); - производство сельскохозяйственной продукции;

-размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; - содержание сельскохозяйственных животных.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено размещение объекта капитального строительства - Здания магазина смешанных товаров Лит.Б, на земельном участке с кадастровым номером <......> с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, (ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Реконструкция указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

В случае, если использование указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Как уже было отмечено, действующим законодательством не предусмотрено размещение объекта капитального строительства - здания магазина смешанных товаров Лит.Б, на земельном участке с кадастровым номером <......> с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства». Следовательно, документы, представленные истцом для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, что в силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», явилось основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления, ФИО2 было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему технический план, в целях его доработки в соответствии с установленными требованиями законодательства. Для этого необходимо реконструированный объект капитального строительства (в отношении которого представлено заявление о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права), вид разрешенного использования, которого не соответствуют градостроительному регламенту, привести в соответствие с градостроительным регламентом, путем изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Так, согласно ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

-основные виды разрешенного использования;

-условно разрешенные виды использования;

-вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в

качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ), а именно, если земельный участок находится в собственности группы лиц, то и выбор вида разрешенного использования такого земельного участка осуществляется решением всех правообладателей земельного участка.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ). С таким заявлением необходимо обращаться в орган местного самоуправления (далее - ОМСУ) - в администрацию муниципального образования Брюховецкий район.

Причем, как обращение в ОМСУ о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и в дальнейшем обращение в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений в отношении земельного участка (учет изменений вида разрешенного использования) необходимо обращаться всем правообладателям земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером <......> согласно сведениям ЕГРН находится в общей долевой собственности (по ? доли) группы лиц, а именно, истца ФИО2 и привлеченного судом в качестве 3 лица - ФИО7 Однако с заявлением в орган регистрации прав обратилась одна ФИО2

В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права даны разъяснения о вправе заявителя представить в орган регистрации прав в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заявление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (однократно), а также в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Закона заявление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

07.10.2021 года истек срок приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Документы, устраняющие причины приостановления, заявление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права либо заявление о прекращении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в орган регистрации ФИО2 представлены не были.

По вышеуказанным основаниям, истцу было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта - здание магазина, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <......>, по адресу: <......>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат, в связи с чем, в удовлетворении иска ФИО2 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание магазина смешанных товаров, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО2 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание магазина смешанных товаров, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 марта 2022 года.

Судья Брюховецкого районного суда

Краснодарского края В.В. Салогубова