ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12089/12 от 25.04.2013 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-1684/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск 25 апреля 2013 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего М.Н. Величко,

при секретаре К.А. Журавлевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Н.А. к Государственному специализированному финансовому учреждению «Челябинский областной фонд имущества», Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области о признании недействительными итогового протокола о результатах продажи без объявления цены акций, признании незаконными бездействий по опубликованию информационного сообщения о проведении торгов без объявления цены по продаже акций,

УСТАНОВИЛ:

Никитин Н.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнения иска) к Государственному специализированному финансовому учреждению «Челябинский областной фонд имущества» (далее Фонд), Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минпром) о признании недействительными итогового протокола о результатах продажи без объявления цены акций ОАО «Аракульский рыборазводный завод» в размере 100 % уставного капитала от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными бездействий Минпрома, выразившегося в неопубликовании информационного сообщения о проведении торгов без объявления цены по продаже 100% акций ОАО «Аракульский рыборазводный завод» в официальных печатных изданиях и на официальном сайте сети «Интернет».

В качестве оснований для признания указанного протокола недействительным истец ссылается на нарушение Фондом и Минпромом порядка реализации вышеуказанных акций, связанного с информационным сопровождением проводимых торгов.

Истец Никитин Н.А. участия в судебном заседании не принял, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Мотылев А.Ю. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям, сославшись на то, что при опубликовании объявлений о проведении аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Южноуральская панорама», при публикации объявления о продаже посредством публичного предложения от ДД.ММ.ГГГГ в той же газете, при публикации объявления о продаже акций способом без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Южноуральская панорама» нарушены положения п.п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного имущества», а именно не в полном объеме раскрыта необходимая информация. Информационное сообщение о продаже от ДД.ММ.ГГГГ без объявления цены, опубликованное в названной газате, не содержит ссылок на публикацию в иных официальных изданиях и в сети Интернет.

Представитель ответчика Фонда - Легаева А.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на то, что торги проведены с соблюдением установленной законом процедуры по опубликованию извещений о проведении торгов в официальных печатных изданиях и в сети Интернет.

Представитель Минпрома - Худякова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица ОАО «Аракульский рыборазводный завод» в судебном заседании исковые требования Никитина Н.А. поддержала.

Третье лицо - ИП Мокришин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, сославшись на то, что проверка соблюдения при проведении торгов требований действующего законодательства была предметом рассмотрения Арбитражного суда Челябинской области в рамках разрешения иска Минпрома к Фонду о признании незаконным действий комиссии по подписанию итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ о результатах продажи, признании незаконным итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ о результатах продажи, признании недействительной продажи. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о проведении торгов истец должен был узнать из средств массовой информации более чем год назад до даты обращения в суд.

Представитель третьего лица - Правительства Челябинской области участия в судебном заседании не принял, извещен, сведений о причинах неявки суду не представил.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые не явились в судебное заседание.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска Никитина Н.А. по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 447 ГК РФ).

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 ГК РФ).

Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом урегулированы положениями Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества (ч. 1 ст. 14 указанного закона).

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с прогнозным планом приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ подлежало приватизации ОАО «Аракульский рыборазводный комбинат».

ДД.ММ.ГГГГ в официальном бюллетене Государственного специализированного финансового учреждения «Челябинский областной фонд имущества» «Аукцион» опубликовано объявление о продаже без объявления цены акций ОАО «Аракульский рыборазводный завод», находящихся в государственной собственности Челябинской области, продажа посредством публичного предложения.

Основанием продажи акций указанного предприятия явилось постановление Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, путем продажи без объявления цены».

Формой подачи предложений о цене продажи спорных акций согласно размещенной организатором торгов информации является предложение о цене приобретения акций, приложенное к заявке в запечатанном конверте.

Предметом проводимых торгов являлись 9703 обыкновенных акций в бездокументарной форме (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг - 1 - 01 - 33260-D от ДД.ММ.ГГГГ), что составляет 100% уставного капитала общества «Аракульский рыборазводный завод». Общая номинальная стоимость акций указана в аукционной документации в объеме *** рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Фондом проведены торги по продаже без объявления цены акций указанного предприятия. Победителем торгов был признан ИП Мокришин А.А. Цена приобретения акций, указанная в единственном предложении о цене приобретения имущества - *** рублей. Результаты аукциона оформлены итоговым протоколом от ДД.ММ.ГГГГ

Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела, и не оспорены сторонами.

Истец заявил требования о признании указанного протокола недействительным. Судом было разъяснено стороне истца право уточнить предмет иска, в том числе посредством предъявления требований об оспаривания самих торгов. Однако таких требований истцом не заявлено. Поэтому оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчика ИП Мокришина А.А. у суда не имелось, признак же невозможности правильного рассмотрения настоящего спора без привлечения ответчиком ИП Мокришина А.А. в данном случае отсутствует. При этом суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ ограничен заявленными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

В свою очередь продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся (ч. 1 ст. 23 названного закона)

Согласно ч. 1 ст. 22 того же закона акции открытых акционерных обществ могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг (далее - организатор торговли).

Положениями п. 1 ст. 15 названного закона под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет"), а также на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, сообщение о проведении аукциона по продаже акций спорного предприятия ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в официальном бюллетене Фонда «Аукцион» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в газете «Южноуральская панорама» номер .

Несостоятельны доводы истца о том, что при опубликовании объявлений о проведении аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Южноуральская панорама» не в полном объеме раскрыта информация, раскрывать которую необходимо в соответствии с положениями п.п. 3,4 ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ.

Во-перовых, в силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ требования статьи 15 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 1, не распространяются на продажу акций открытых акционерных обществ через организатора торговли.

Во-вторых, в выпуске «Аукциона» от ДД.ММ.ГГГГ содержится вся необходимая информация о проведении аукциона, который должен был состояться ДД.ММ.ГГГГ.

В-третьих, в выпуске газеты «Южноуральская панорама» имеется указание на то, что полное информационное сообщение о проведении аукциона опубликовано в бюллетене «Аукцион» от ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте Минпрома <адрес>, что позволяло потенциальным покупателям ознакомится с полной информацией о предстоящих торгах.

Доказательств того, что на указанном сайте не размещалась указанная информация, истцом суду не представлено, хотя в силу ст. 56 ГПК РФ именно истец, а не ответчики и третье лицо ИП Мокришин, должен доказывать данное обстоятельство.

С учетом изложенного суд не находит нарушений закона со стороны Минпрома и Фонда по информационному обеспечению при организации названного аукциона.

В связи с тем, что вышеуказанный аукцион, проведение которого было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, был признан несостоявшимся, Фондом в выпуске бюллетеня «Аукцион» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о продаже акций спорного предприятия посредством публичного предложения, как то предусмотрено положениями ст. 23 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ. В названном бюллетене указано, дата начала приема заявок на приобретение акций - ДД.ММ.ГГГГ и дата окончания приема заявок на приобретение акций - ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в выпуске бюллетеня «Аукцион» за ДД.ММ.ГГГГ указана вся информация, предусмотренная положениями п.п. 3,4 ст. 15 названого закона, а также информация, предусмотренная положениями п. 2 ст. 23 этого закона.

Также в выпуске газеты «Южноуральская панорама» за ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о продаже акций спорного предприятия посредством публичного предложения и необходимая для участия в данных торгах информация, в том числе ссылка на то, что полное информационное сообщение о проведении торгов опубликовано в бюллетене «Аукцион» от ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте Минпрома <адрес>.

Доказательств того, что данная информация на сайте Минпрома не публиковалась, истцом суду не представлено, представленные суду письма Минпрома об этом не свидетельствуют.

В связи с тем, что указанная выше продажа акций спорного предприятия посредством публичного предложения не состоялась, Фондом в выпуске бюллетеня «Аукцион» за ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о продаже акций спорного предприятия без объявления цены акций, как-то предусмотрено положениями ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ. В названном бюллетене указана дата начала приема заявок на приобретение акций - ДД.ММ.ГГГГ и дата окончания приема заявок на приобретение акций - ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в выпуске бюллетеня «Аукцион» содержится вся информация, предусмотренная положениями п.п. 3, 4 ст. 15 вышеназванного закона.

Также в выпуске газеты «Южноуральская панорама» за ДД.ММ.ГГГГ была опубликована информация о продаже акций спорного предприятия без объявления цены, необходимая для участия в данных торгах, в том числе указано, акции какого предприятия и в каком объеме выставлены на торги, дата начала и окончания приема заявок, время и место приема заявок, контактные телефоны, дата, время и место подведения итогов продажи без объявления цены.

Доказательств того, что полная информация, соответствующая положениям ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ, не была опубликована на официальном сайте Минпрома <адрес>, истцом суду не представлено. Из письма Минпрома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанная информация на названном сайте не размещалась. Однако данное письмо не может служить достаточным, достоверным доказательством доводов истца, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Минпром поддержало позицию истца, а потому данный ответчик прямо заинтересован в исходе дела в пользу истца. При этом суд учитывает, что в последующем письме от ДД.ММ.ГГГГ Минпром не подтверждает и не опровергает факт размещения на его сайте вышеуказанной информации.

Несостоятельны доводы истца о том, что информация, опубликованная в вышеуказанных выпусках газеты «Южноуральская панорама» о проведении аукциона, продажи посредством публичного предложения и продажи акций без объявления цены, не соответствует по своему объему и содержанию положениям п.п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 названого закона информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения:

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.

Положениями п. 4 ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью также указываются следующие сведения:

1) полное наименование, адрес (место нахождения) открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

2) размер уставного капитала хозяйственного общества, общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций открытого акционерного общества или размер и номинальная стоимость доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;

3) перечень видов основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется открытым акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью;

4) условия конкурса при продаже акций открытого акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе;

5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Названные положения закона не содержат запрета на размещение информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, таким образом, чтобы вся, указанная в п. 3 ст. 15 названного закона информация, содержалась в ином источнике, ссылка на который указана в официальном печатном издании органа государственной власти <адрес>. Отсутствие же такой ссылки в объявлении, размещенном в газете «Южноуральская панорама» за ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о существенном нарушении процедуры проведения торгов, влекущих их недействительность, учитывая, что в официальном бюллетене Фонда «Аукцион» за ДД.ММ.ГГГГ и на Интернет сайте Минпрома <адрес> была опубликован вся необходимая информация, что стороной истца не опровергнуто доказательствами.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что публикация информационного сообщения о проведении вышеуказанных торгов обеспечила возможность участия в данных торгах всех потенциальных покупателей, у которых имелись реальные намерения на участие в торгах.

Установив фактические обстоятельства дела, проанализировав доводы истца о незаконности проведенных торгов и нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суд не находит оснований для удовлетворения требований Никитина Н.А. о признании недействительным итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ и незаконным бездействия Минпрома.

Более того, в силу положений ст. 2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также прав и интересов муниципальных образований. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По смыслу указанных положений закона условием применения судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства является наличие у лица тех прав, свобод или законных интересов, которые он просит защитить, а также факт их нарушения или оспаривания.

Однако в ходе рассмотрения дела истцом не представлено суду доказательств того, какие его права, свободы или законные интересы нарушены отчуждением спорного предприятия. Не представлено истцом суду и доказательств наличия у него в ДД.ММ.ГГГГ реальных намерений на участие в продаже акций спорного предприятия без объявления цены.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

Иск Никитина Н.А. к Государственному специализированному финансовому учреждению «Челябинский областной фонд имущества», Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области о признании недействительными итогового протокола о результатах продажи без объявления цены акций, признании незаконными бездействий по опубликованию информационного сообщения о проведении торгов без объявления цены по продаже акций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий п/п М.Н.Величко

Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

Судья М.Н. Величко

Секретарь К.А. Журавлева