ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1208/20 от 06.11.2020 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

(в окончательной формулировке )

06 ноября 2020 года <адрес>

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Черниковой В.А.,

с участием адвоката Шахбанова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басировой З. А. к ТД «Ильхан» о взыскании стоимости спального гарнитура в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара в размере 430 000 (четыреста тридцать тысяч) рублей, штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей, и компенсации морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Басирова З. А. обратилась в Каспийский городской суд с иском к ТД «Ильхан» о взыскании стоимости спального гарнитура в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара в размере 430 000 (четыреста тридцать тысяч) рублей, штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей, и компенсации морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Согласно искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Торговом доме «Ильхан» расположенном по адресу: <адрес> она приобрела спальный гарнитур «Видана» (3-х дв., шкаф, кровать 160*200+решетка, комод - 1шт., зеркало - 1 шт., тумбы -2 шт. в крашении «коньяк») стоимостью 250 000 (двести пятьдесят тысяч) руб. 00 копеек. При покупке была выплачена вся сумма полностью, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 18.03.2018г. и заказом покупателя от 18.03.2018г.

Свои обязанности по договору она исполнила и выплатила всю стоимость спального гарнитура сразу. Доставку и сборку осуществили представители самого торгового дома, т.е. представители ответчика ДД.ММ.ГГГГг.

Однако, после полной сборки спального гарнитура обнаружены следующие недостатки шкафа, которые не были оговорены при покупке:

  • деформация двух дверей - они не прилегают к шкафу плотно, первая не прилегала снизу и сверху, вторая-снизу;
  • царапину над замком на внутренней стороне первой двери;
  • многочисленные царапины на самом шкафе и на дверях;
  • криво прикрученные саморезами декоративные элементы на замочных скважинах двух дверей.

ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась в магазин к оформлявшему покупку, и в дальнейшем руководившему процесс сборки и доставки, продавцу-консультанту по имени Залина, и предоставила видеоматериал с демонстрацией, найденных на тот момент недостатков. Видеоматериал у нее приняли на и сказали, что будут устранены все найденные недостатки.

  1. апреля 2018г., не дождавшись никаких действий со стороны магазина, она написала по данному номеру и попросила ускорить процесс реставрации. Продавец-консультантЗалина сказала, что хозяева и администратор были на выставке в Китае и приехали 31 марта, она им сказала про ее ситуацию 1 апреля и сообщила, что завтра тоже скажет об этом.Онапредупредила, что, если исправить недостатки не получится, будет заменен спальный гарнитур на аналогичный. Он у них имелся в наличии на момент ее покупки, как выставочный образец. После ее просьбы выставочный образец оказался продан, и в наличии больше не оказалось аналогов. Через несколько дней приехали сборщики, попытались исправить деформированные двери, но не смогли ничего исправить, только прибавили новых царапин вокруг петель, которые они пытались затянуть и уехали.

Сборщики уехали, забрав с собой наиболее деформированную первую дверь с царапинами над замком на внутренней стороне шкафа. В апреле 2018г. доставщик привез дверь обратно, устранив только царапины на внутренней стороне над замком. Вместо парапин там красуется большое коричневое пятно от лака и шлифовки, а дефект двери остался нетронутым, как и саморезы на кривых декоративных элементах.

  1. апреля она уже пришла к ответчику в ТД к администратору и в устной форме потребовала вернуть ей деньги за товар, на что ей пояснили что не могут вернуть ей деньги, надо подождать может быть такой же спальный гарнитур появится в продаже. В настоящее время нет аналога такого же спального гарнитура.

В тот же день 16 апреля она написала первую претензию с требованием вернуть ей деньги в размере 250 ОООрублей за весь спальный гарнитур или за шкаф отдельно, на что я получила предложение поменять двери в течение трех дней, однако замену дверей они не произвели, неоднократно пытались исправить недостатки, двери увозили на реставрацию и привозили с новой проблемой. В настоящее время шкаф невозможно использовать по назначению из-за многочисленных недостатков. В итоге ответчик не смог устранить недостатки, а деньги не желает возвращать.

ДД.ММ.ГГГГг. она написала по номеру: +7(989) 492-08-88 продавцу-консультанту Залине, отправила фотографию с наглядной демонстрацией состояния двери. На последующие ее сообщения и просьбу дать номер администратора она не получила ответа до сих пор.

В июне 2019г. она обратилась с заявлением в ООО «Центр судебных экспертиз СКФО» для проведения товароведческой экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГг. эксперт дал заключение и сделал выводы из которых усматривается, что в представленной товаре - шкаф модели «Видана» имеются дефекты которые относятся к явным:

  • царапины на поверхности шкафа;
  • наличие отверстий в районе замочной скважины;
  • отслоение полотна, служащего заполнением рамного обрамления и запирающего элемента;
  • выпирание полотен («торчащие углы») неравномерное закрытие дверей.

Имеющиеся дефекты возникли в результате:

производственного брака (недостаток) мебели; в или в результате перевозки и погрузки-выгрузки мебели; либо в результате сборки мебели.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменной претензией к ответчику. После чего ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она вновь направила претензии которые были ответчиком также получены однако ответа так она не дождалась.

В соответствии со ст.503 ГК РФ покупатель которому продан товар ненадлежащего качестве, если недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены некачественного товара товаром надлежащего качестве соразмерного уменьшения покупной цены незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара возмещения расходов на устранение недостатков товара. Вместо предъявления указанных требования покупатель также вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Согласно п.1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Также ст.22 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Поскольку ответчик добровольно отказывается от исполнения своих обязательств, указанных в законе, я была вынуждена обратиться в суд с требованием о возврате уплаченной за товар денежной суммы, взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.

При этом ч.1 ст.23 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что за нарушение данного срока продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара.

Расчет неустойки за нарушение срока:

Период просрочки по истечении десяти дней с момента получения ответчиком последней претензии, а именно с 15.02.2020г. по 04.08.2020г. составляет - 172 дня

Неустойка за вышеуказанный период составляет 250 000 х 1 % х 172 = 430 000 рублей.

За отказ от добровольного выполнения по закону ее ребований с ответчика подлежит взысканию и штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы в ее пользу, что составляет 125 000 рублей, из расчета: 250 000 : 2 = 125 000.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Вышеуказанными действиями со стороны ответчика ей был причинен моральный вред, который она оцениваю в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей, и эту сумму необходимо взыскать с ответчика. Данная сумма складывается из причиненных ей сильных нравственных страданий, переживаний и нарушения нормального уклада ее жизни. Из- за длительного невыполнения ответчиком обязательств по договору она не могу полноценно пользоваться спальным гарнитуром, так как отсутствуют для этого нормальные условия, что причиняет ей огромное неудобство. Вследствие нарушения ответчиком условий договора она сильно переживала, из-за чего страдает ее нервная система.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно статье 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен так же учитывать степень физических и нравственных страданий, связанными с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском законодательстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту жительства или пребывания истца.

Согласно ч. 2 п.4 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Цена иска составляет 680 000 рублей и состоит из стоимости спального гарнитура и неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара.

Размер компенсации морального вреда, о взыскании которого заявлено, как требование неимущественного характера в силу положений ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также требование потребителя о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, не подлежат включению в цену иска, в данном случае, требование о взыскании компенсации морального вреда и штрафа производны от основного имущественного требования

На основании вышеизложенного, просит взыскать с ответчикаТД «ИльХан» в ее пользу стоимость спального гарнитура «Видана» денежную сумму в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, неустойку за нарушение срока устранения недостатков товара в размере 430 000 (четыреста тридцать тысяч) рублей и сумму штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей, взыскать с ТД «ИльХан» в ее пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В холе судебного заседания истица и ее представитель адвокат Шахбанов Р. просили удовлетворить исковые требования по основаниям указанными ими в исковом заявлении.

Будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения исковых требований в судебное заседание не явились представители ТД «Ильхан».

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела суд пришел к следующему выводу.

Согласно заказа покупателя Басирова З.А. заключила договор на приобретение спальни «Видан» стоимостью 250 000 рублей.

Исходя из представленной суду квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма оплачена.

Согласно претензии направленной истицей директору ТД «Ильхан» от ДД.ММ.ГГГГ, данная претензия вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ.

Вторая претензия на имя директора торгового дома «Ильхан» направлена ДД.ММ.ГГГГ, которая также получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключения товароведческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе исследования на шкафе модели «Идана» установлены дефекты: царапина на поверхности шкафа, наличие отверстий в районе замочной скважины, отслоения полотна, служащего заполнением рамного обрамления и запирающего элемента, выпирание полотен неравномерное закрытие дверей. Имеющие дефекты возникли в результате производственного брака мебели, или в результате перевозки и погрузки-выгрузки мебели либо в результате сборки мебели.

Согласно ст.503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов на устранение недостатков товара.

2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

Исходя из изложенного, суд считает установленным наличие дефекта мебели приобретенного истцом у ответчика, исходя из чего суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании стоимости спального гарнитура «Видана» в размере 250 000 рублей.

Согласно ст.18 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В соответствии со ст.23 ч.1 «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Проверив расчет неустойки представленной истцом в части определения неустойки суд, считает размер неустойки представленной в расчетах истцом несоразмерной последствиям нарушения обязательства, в связи с чем считает возможным ее уменьшить в соответствии с нормами ст.333 ГК РФ, так как размер взыскиваемой неустойки договором не оговорено.

Согласно ст.13 п.6 «О защите прав потребителей» следует, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В данном случае указанные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Басировой З. А. к ТД «Ильхан» о взыскании стоимости спального гарнитура в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара в размере 430 000 (четыреста тридцать тысяч) рублей, штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей, и компенсации морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, удовлетворить частично.

Взыскать с ТД «Ильхан» в пользу Басировой З. А. стоимость спального гарнитура «Видана» в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, штраф в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей, неустойки в размере 10000 (десять тысяч) рублей и моральный вред в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

В остальной части исковых требований Басировой З. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной формулировке вынесено ДД.ММ.ГГГГ.