№ 2-1208/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 15 июня 2021 г.
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Данковцевой Л.В.,
при помощнике судьи Смирновой Е.А.,
c участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» и третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» по доверенностям - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда», ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца, внесении изменений в личное дело, установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда», о возложении обязанности организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца, внесении изменений в личное дело, установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северокавказского региона.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что в период с 29 сентября 2000 г. по 30 августа 2006 г. он проходил военную службу по контракту в качестве техника самолета Т-6М в Службе летных испытаний-3 в/ч № в составе в/ч № по адресу: <адрес><адрес>.
С 30 марта 2001 г. по 13 июля 2005 г. он был откомандирован с самолетом бортовой № в распоряжение начальника 3-го отделения Инженерно-авиационной службы 2 в/ч №, находящейся на боевом дежурстве и привлеченной к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, за исключением отпускного периода. В указанный период самолет, подготовкой и обслуживанием которого он занимался в составе экипажа (техник самолета, пп.№), по указаниям оперативного штаба в/ч № с базового аэродрома г.Ахтубинск выполнял боевые вылеты согласно спецзаданиям в рамках контртеррористических операций, в частности в период с 26 по 28 ноября 2001 г. в рамках контртеррористической операции выполнялось спецзадание с промежуточной посадкой на аэродроме под населенным пунктом Моздок, где им производилась подготовка самолета к повторному вылету.
29 мая 2001 г. Департаментом труда и социального развития Астраханской области истцу было выдано удостоверение участника боевых действий регионального образца, в замене которого на удостоверение федерального образца Ахтубинским военным комиссариатом было отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих участие в боевых действиях.
Несмотря на его неоднократные обращения в комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда изменения в личное дело об участии в боевых действиях внесены не были.
Ссылаясь на то, что как техник самолета непосредственно участвовал в контртеррористической операции, выполняемой самолетом и его экипажем, ФИО1 просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда» организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца, внести изменения в личное дело, установить факт его участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Определением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 12 марта 2021 г. к участию по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Протокольным определением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика с согласия истца привлечен ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области».
Протокольным определением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда суда от 11 мая 2021 г. к участию по делу в качестве третьих лиц привлечены ФКУ – войсковая часть 18374, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» и третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» по доверенностям - ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать ввиду отсутствия относимых и допустимых доказательств непосредственного участия истца в проведении контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, а также со ссылкой на то, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Представитель ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда», надлежащим образом извещенного и времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица – ФКУ – войсковая часть 15650 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица – ФКУ – войсковая часть 18374 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений по существу исковых требований не предоставил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением № 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Разделом III названного Перечня предусмотрено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 г. отнесено законом к боевым действиям.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 09 февраля 2004г. №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» и Постановлении Правительства РФ от 31 марта 1994 г. №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».
Из содержания названных нормативных правовых актов следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В силу статьи 28 названного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которой установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В пределах предоставленной Министерству обороны Российской Федерации компетенции, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Таким образом, приобретение статуса ветерана боевых действий, законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 (далее – Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий) рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
В Южном военном округе таким коллегиальным органом является комиссия Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, созданная на основании приказа командующего войсками Южного военного округа во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации.
При этом указанная Комиссия не является органом государственной власти и самостоятельным юридическим лицом, поскольку создана на основании приказа командующего войсками Южного военного округа в качестве коллегиального структурного подразделения.
Согласно пункту 6 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.
Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) (кроме проживающих на территориях Мурманской области, Архангельской области и Республики Коми, которые обращаются в комиссию Северного флота), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - через военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения.
В соответствии с пунктом 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в ФИО3 форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, предоставляются выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В силу пункта 10 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту), возлагается на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства заявителя либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание заявитель).
Перед направлением заявления (рапорта) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, комиссию (центральную комиссию) указанные выше должностные лица проверяют заявление (рапорт) и приложенные документы на предмет соответствия требованиям статей 3 и 12 Федерального закона "О ветеранах" и раздела III приложения к нему, а также пунктов 1, 6 - 9 настоящего Порядка.
В случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 - 9 настоящего Порядка, указанными выше должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов.
После получения указанных документов они прикладываются к заявлению (рапорту) вместе с копиями запросов, направлявшихся для розыска документов.
В соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий после проверки заявления (рапорта) и приложенных документов либо проведения работы по розыску подтверждающих документов военные комиссариаты направляют заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации; военные комиссариаты субъекта Российской Федерации направляют заявление для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены (кроме военных комиссариатов Мурманской области, Архангельской области и Республики Коми, которые направляют заявление в комиссию Северного флота).
В силу пункта 13 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в случае отсутствия у заявителя оснований для выдачи ему удостоверения военный комиссариат субъекта Российской Федерации сообщает об этом заявителю (с указанием причин отсутствия оснований для выдачи ему удостоверения).
Таким образом, приобретению статуса ветерана боевых действий по линии Министерства обороны Российской Федерации и праву на получение удостоверения ветерана боевых действий предшествует решение, принятое уполномоченным органом военного управления на основании заявления о выдаче удостоверения с приложением документов, подтверждающих факт участия в боевых действиях.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является военнослужащим в звании старшего прапорщика, с 29 сентября 2000 г. был зачислен на военную службу по контракту сроком на 6 лет, то есть по 30 августа 2006 г., в должности техника испытательного отделения инженерно-авиационной службы летных испытаний, № летно-испытательного центра в/ч № (л.д.10-11).
Приказом от 20 июля 2006 г. в соответствии с ФЗ «О воинской службе» и ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы ФИО1 был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом от 30 августа 2006 года ФИО1 был исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.
В периоды с 30 марта 2001 г. по 18 апреля 2001 г., с 25 апреля 2001 г. по 08 июня 2001 г., с 04 августа 2001 г. по 27 декабря 2001 г., с 04 марта 2002 г. по 20 июля 2002 г. истец был включен в состав смешанной авиационной эскадрильи (САЭ) войсковой части №, привлекаемой к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, что подтверждается выписками из приказов командира восковой части № (л.д.25-28), а также справками начальника штаба войсковой части № (л.д.19).
В период с 26 ноября 2001 г. по 28 ноября 2001 г. истец по распоряжению командира части от 29 ноября 2001 г. №№ находился в служебной командировке в войсковой части № в г.Моздок, для выполнения спецзадания (л.д.21).
28 сентября 2005 г. истец обратился в войсковую часть № с заявлением о внесении в его личное дело сведений о вводе и выводе в состав группы войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (л.д.23).
Заключением комиссии войсковой части № от 28 января 2005 г. заявление ФИО1 о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях на территории Чеченкой Республики (л.д.75).
Судом также установлено и сторонами не оспаривается, что в ноябре 2019 г. ФИО1 в устной форме обратился в Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда с просьбой розыска соответствующих документов для оформления удостоверения участника боевых действий федерального образца.
02 июня 2020 г. истец обратился в Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда с заявлением о внесении записи в личное дело о его участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона и выдаче удостоверения «Участник боевых действий» федерального значения.
На основании поданного заявления Военным комиссариатом Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда производился розыск документов в отношении ФИО1, подтверждающих его участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Так, Военным комиссариатом Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>) от 25 ноября 2019 г. №, 31 января 2020 г. № по вопросу направления в комиссию ЮВЛ выписок из приказов командира воинской части об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операций, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнений специальных задач) на территории Северо-Кавказского региона, для получения удостоверения ветеран боевых действий (в/ч № на территории Северо-Кавказского региона, периоды: 25 апреля 2001г. - 08 июня 2001 г., 10 августа 2001 г. – 14 января 2002 г., 04 марта 2002г. – 21 августа 2002 г. (л.д.60, 66).
Согласно ответам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации на указанные запросы документы в отношении ФИО1 из в/ч № на хранение в ЦАМОРФ не поступали, точными сведениями их места нахождения архив не располагает. Рекомендовано обратиться адрес в/ч №,№ и филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ г. Ростов-на-Дону).
Согласно ответу Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ г. Ростов-на-Дону) на запрос Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда от 31 января 2020 г. № документы, подтверждающие непосредственное участие ФИО1 в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, отсутствуют.
Кроме того, по сообщениям Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Южный военный округ г. Ростов-на-Дону) документы из в/ч №, являющейся структурным подразделением в/ч №, а также документы из в/ч № на хранение к ним не поступали (л.д.70,71).
31 января 2020 г. Военным комиссариатом Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда направлен соответствующий запрос № командиру войсковой части 18374 (л.д.67).
По сообщению начальника ОПО СЛИ (с) ЛИЦ войсковой части № на запрос Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда от 31 января 2020 г. документы, подтверждающие непосредственное участие ФИО1 в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, отсутствуют (л.д.69).
Суд полагает, что действия Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда по розыску документов соответствуют приведенным выше положениям закона, незаконного бездействия ответчиком в этой части не допущено, поскольку ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда» принял ряд необходимых и достаточных мер по розыску документов ФИО1 с целью подготовки документов для установления истцу статуса и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Вместе с тем, исходя из изложенных выше положений Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, военный комиссариат по месту жительства заявителя после проверки заявления и проведения работы по розыску подтверждающих документов направляет заявление с приложенными документами в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, который, в силу пункта 13 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в случае отсутствия у заявителя оснований для выдачи такого удостоверения наделен полномочиями по сообщению заявителю об этом с указанием причин отсутствия оснований для выдачи удостоверения.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» суду пояснил, что заявление ФИО1 после его проверки и проведенной военным комиссариатом по месту жительства заявителя работы по розыску документов в военный комиссариат субъекта Российской Федерации не поступало.
В просительной части искового заявления истец просил организовать выдачу ему удостоверения участника боевых действий федерального образца.
Судом истцу разъяснялось право уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ и привлечения к делу надлежащего ответчика.
Указанными процессуальными полномочиями истец не воспользовался.
Между тем, в силу действующего в гражданском судопроизводстве принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), на него возлагается обязанность по формулированию своего требования. Суд, в свою очередь, обязан принять решение по заявленным истцом требованиям и вправе выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Поскольку действия ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда» по ненаправлению в ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 не оспаривались, как и не заявлялись требования о направлении указанного заявления в ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» и в последующем в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, суд, исходя из предмета и основания заявленных требований, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда» и ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца отказать.
Также суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении факта участия ФИО1 в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Представленные в отношении ФИО1 документы не содержат сведений о его участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, поскольку не содержат сведений о дате и периодах участия военнослужащего в контртеррористических операциях, в них имеется информация лишь о прохождении истцом военной службы в составе группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Допрошенные судом в качестве свидетелей ФИО4, ФИО5 также не подтвердили факт непосредственного участия ФИО1 в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в рассматриваемый период.
Так, из показаний свидетеля ФИО5 следует, что он являлся заместителем начальника инженерно-авиационной службы летных испытаний 267 летно-испытательного центра войсковой части 15650, в которой проходил службу ФИО1 в качестве техника самолета. В 2001 г. ФИО1 убыл в г.Моздок, где осуществлял подготовку самолета к боевому полету, при этом сам непосредственного участия в полетах ФИО1 не принимал, оставался на земле.
Свидетель ФИО4 также указал, что истец ФИО1 в ходе несения службы осуществлял техническое обслуживание самолета.
При этом ни свидетель ФИО5, ни свидетель ФИО4 не смогли пояснить суду, когда именно и при каких обстоятельствах ФИО1 принимал участие в боевых действиях и в чем конкретно, помимо технического обслуживания самолета, это участие выражалось.
Таким образом, допустимых доказательств, подтверждающих непосредственное участие ФИО1 в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона (приказов), как и доказательств его привлечения к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.
Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 ГПК РФ.
Частью 1 ст. 55 ГПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В ч. 2 ст. 56 ГПК РФ установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В ст. 60 ГПК РФ указано, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Статьей 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч.ч. 1, 3, 4 ст. 67 ГПК РФ).
Между тем факт участия военнослужащего в боевых действиях может быть установлен судом при наличии в материалах дела совокупности доказательств, основными из которых являются документы, подтверждающие непосредственное участие заявителя в боевых действиях. Отсутствие этих документов само по себе является существенным обстоятельством, которое должно быть предметом судебного исследования и должно получить соответствующую оценку в решении суда.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела никаких письменных доказательств непосредственного участия ФИО1 в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ в материалы дела представлено не было.
При этом выданные ФИО1 справки о нахождении в составе группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ суд, вопреки доводам истца, полагает неподтверждающими факт непосредственного участия истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ, поскольку в указанных справках периоды участия истца в боевых действиях не указаны.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу прямого указания Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях (статья 3). Следовательно, удостоверение ветерана боевых действий может быть выдано только указанным лицам.
Доказательства, подтверждающие непосредственное участие истца в боевых действиях на территории Чеченской Республики, вопреки требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ, истцом не представлено.
То обстоятельство, что истец находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях и возложения на ответчика обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Кроме того, суд учитывает, что истцом требования об установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ, заявлены к ненадлежащему ответчику.
В силу ч. 1 ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из правового содержания вышеуказанных норм, определять лицо, к которому предъявляются требования, и которое будет являться ответчиком по делу, принадлежит истцу. Суд вправе привлечь к участию в деле соответчика по собственной инициативе только в предусмотренных законом случаях, а именно, в случае невозможности рассмотрении дела без участия соответчика исходя из особенностей характера спорных правоотношений.
При рассмотрении данного спора таких обстоятельств не имелось.
Поскольку истец настаивал на заявленных к ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда» и ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» требованиях об установлении юридического факта участия в боевых действиях, возражая относительно замены указанных ответчиков на надлежащего - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (протокол судебного заседания от 11 мая 2021 г.), суд рассмотрел дело в пределах заявленных исковых требований.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении юридического факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ.
Поскольку факт непосредственного участия ФИО1 в боевых действиях не установлен, также не имеется оснований для возложении обязанности по внесению изменений в личное дело ФИО1
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда», «ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности организовать выдачу удостоверения участника боевых действий федерального образца, внесении изменений в личное дело, установлении факта участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
Судья: Л.В. Данковцева
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 г.
Судья: Л.В. Данковцева