ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1208/22 от 16.05.2022 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

УИД 05 RS 0012-01-2022-002843-23

Дело №2-1208/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года город Дербент

Судья Дербентского городского суда РД Тагирова Н.Х., при секретаре судебного заседания Ахмедове Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа «город Дербент» о возложении на администрацию городского округа «город Дербент» обязанности включить ее с детьми в список молодых семей для получения жилых помещений и направить документы непосредственно исполнителю Программы -ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» при Министерстве строительства Республики Дагестан,

установил:

ФИО1 обратилась к Администрации городского округа «город Дербент» о возложении на Администрацию городского округа «город Дербент» обязанность включить ее с детьми в список молодых семей для получения жилых помещений и направить документы непосредственно исполнителю Программы - ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» при Министерстве строительства Республики Дагестан.

В обоснование иска указала, что с 30 апреля 2004 года она состояла в зарегистрированном браке с ФИО2. В 2007 году они обратились в Администрацию городского округа «город Дербент» Республики Дагестан с заявлением о постановке их семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «Молодая семья».

Постановлением и.о. главы администрации №89/2 от 01.11.2007 года она с мужем принята на жилищный учет в качестве граждан, участвующих в Федеральной целевой программе «Жилье» по подпрограмме «Молодая семья».

В соответствии с Постановлением «Обеспечение жильем молодых семей по РД на 2003-2010 гг.» по городу Дербенту на 2008 год, они состояли в очереди под номером 75. Указанная программа не была в полной мере реализована на территории г. Дербента, жилье они не получили. Муж ее погиб, она со своими детьми проживает с родителями супруга.

Все годы она неоднократно обращалась в администрацию г Дербента, администрация обещала, что скоро реализуют данную программу, и они получат жилье.

На одно из обращений, МБУ «Отдел по учету, распределению и приватизации жилья» администрации г. Дербента сообщило, что она

2

исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан» в связи с исполнением ей 40 лет, ссылаясь на Постановление Правительства РД от 22.05.2015 №113, которым утвержден Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей РД» на 2018-2021 годы»

Она не исключена из списка, нет официального решения об исключении ее из этого списка, в то же время ее документы не переданы администрацией исполнителю Программы (в Дирекцию молодежных жилищно-строительных программ, подведомственной Минстрою РД) для последующего предоставления жилья согласно программе.

При этом администрация не учитывает, что на момент включения ее в список, она и ее семья соответствовала необходимым требованиям. Администрация г. Дербента предлагает ей перейти в список малоимущих граждан, претендующих на жилье, что это ее абсолютно не устраивает.

Лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, следовательно, по такому принципу, также и участниками программы на 2018-2021 и последующие годы.

По изложенным основаниям просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО3 поддержали исковые требования по изложенным выше основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель администрации г. Дербента по доверенности ФИО4 не признал исковые требования и пояснил, что Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.05.2019 №113 утвержден Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан». По условиям названной подпрограммы под молодой семьей понимается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. По достижении 36 лет одним из членов молодой семьи, он переводится в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий городского округа «город Дербент». ФИО1 не желает переводиться в общий список, хотя она получила от них такое предложение. Она и не состоит в очереди - списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан», фактически она исключена из списка.

Как гласит Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года №738-О-О Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.

3

По изложенным основаниям просит отказать в иске истца.

Заслушав сторон, проверив и исследовав материалы дела, в том числе и административное дело а-613/2020 по иску ФИО1 к Администрации г. Дербента, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

4

Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (п. 26 Правил).

В соответствии с п. 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2, будучи супругами, в 2007 году обратились в Администрацию г. Дербента с заявлением о постановке их семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «Молодая семья».

5

Согласно постановлению главы администрации городского округа «город Дербент» №89/2 от 01.11.2007 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения под номером 75, состав семьи 2 человека принята на жилищный учет граждан, участвующих в ФЦП «Жилье», подпрограмма «Молодая семья.

Как усматривается из пояснений представителя администрации г.Дербента, в списке молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» в администрации городского округа «город Дербент» ФИО1 не состоит. Администрация не может включить ФИО1 в список молодых семей, поскольку ее возраст выше 35 лет, неоднократно письменно ей было разъяснено это правило.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 «О Федеральной программе «Жилище№ на 2015-2020 годы, утвержден Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан». Реализация Программы рассчитана на 2018-2021. По условиям названной программы под молодой семьей понимается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья с детьми, возраст родителя не превышает 35 лет, постоянно проживающая на территории Республики Дагестан.

По достижению 36 летнего возраста одним из членов молодой семьи она переводится в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий муниципального образования, которым молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований, поскольку возраст ФИО1 превышает 35 лет.

Кроме того, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа «город Дербент» о возложении на

6

Администрацию городского округа «город Дербент» обязанности включить ее с детьми в список молодых семей для получения жилых помещений и направить документы непосредственно исполнителю Программы -ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» при Министерстве строительства Республики Дагестан, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2022 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2022 года.

Судья Тагирова Н.Х.