ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1209/18 от 08.11.2018 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело №2-1209/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2018 года г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Мокроусовой

при секретаре Ю.С. Дмитриевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Нотариальной палате Республики Крым, Вице-президенту Нотариальной палаты Республики Крым ФИО3 и Отделу Министерства внутренних дел России по <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратилась в суд с иском к Нотариальной палате Республики Крым, Вице-президенту Нотариальной палаты Республики Крым ФИО3 и Отделу Министерства внутренних дел РФ по г. Алуште с требованиями признать незаконным и отменить распоряжение Вице-президента Нотариальной палаты Республики ФИО10ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р о проведении внеплановой проверки нотариуса ФИО2

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей как нотариусу Алуштинского городского нотариального округа РК на электронную почту поступило распоряжение Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р, в котором сообщалось, что ДД.ММ.ГГГГ будет проведена внеплановая проверка организации работы нотариуса, занимающегося частной практикой, в том числе по фактам, изложенным в поступившем из ОМВД России по г. Алуште анонимного обращения от нотариусов РК. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, отсутствует решение Правления Палаты о проведении данной проверки, определяющее объем проверки. Кроме того, согласно Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Нотариальной палате Республики Крым, утвержденному постановлением Правления от ДД.ММ.ГГГГ, анонимное обращение не подлежит рассмотрению.

В судебном заседании истец ФИО9 и её представитель – ФИО5, действующий по доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске, подтвердив факт не допуска истцом к указанной проверке должностных лиц Нотариальной палаты РК ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчиков Нотариальной палаты Республики Крым и Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО3ФИО6, действующий на основании соответствующих доверенностей, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика ОМВД России по г. Алуште при надлежащим извещении не принял участия в судебном заседании, в письменном заявлении просил о рассмотрении иска в свое отсутствие.

В связи с чем, с учетом мнения сторон в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящий иск в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд делает вывод о том, что исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 9 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В соответствии с Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 78 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" (вместе с "Правилами нотариального делопроизводства", утв. решением Правления ФНП от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 78) проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил могут быть плановыми и внеплановыми (п.179).

Причем внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки. Персональный состав комиссии, дата начала внеплановой проверки и вопросы, по которым проводится внеплановая проверка, утверждаются приказом территориального органа в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеплановой проверки с учетом положений пункта 184 Правил (п.195.1).

В соответствии со ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. В связи с чем, нотариальной палатой по РК на заседании правления от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей.

Согласно ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате палаты осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой.

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года (плановые проверки).

Внеплановые проверки осуществляются на основании поступивших в Палату или в территориальный орган юстиции жалоб либо иных обращений граждан, органов государственной власти, муниципальных органов, органов юстиции, судов, прокуратуры, организаций, в том числе общественных организаций и иной информации о нарушении нотариусом профессиональных обязанностей (п.3.6 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, утв. Постановлением Правления от ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД России по <адрес> в нотариальную палату Республики ФИО10 поступили материалы КУСП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нотариуса Алуштинского городского нотариального округа ФИО2, включая анонимное обращение нотариусов Республики ФИО10 адресованное Председателю Следственного комитета РФ ФИО7, с целью проверки доводов указанного обращения.

В связи с чем, Вице-президентом нотариальной палаты Республики Крым ФИО3 в соответствии с п.п. 3.6, 4.3 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, утвержденного постановлением Правления НП РК от ДД.ММ.ГГГГ и п.3 Постановления Правления НП РК от ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой проверки нотариуса ФИО2», согласно которого указано провести ДД.ММ.ГГГГ внеплановую проверку организации работы нотариуса, занимающегося частной практикой в Алуштинском городском округе РК ФИО2, в том числе по фактам, изложенным в поступившем из ОМВД по <адрес> МВД по РК анонимном обращении, в котором заявитель затрагивает вопросы организации работы нотариуса ФИО2 и порядка исполнения ею профессиональных обязаностей.

В свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ нотариус ФИО9 отказалась предоставить документы проверяющим, ссылаясь в акте о невозможности проверки нотариуса та то, что основанием для проведения проверки является анонимное заявление, которое не подлежит рассмотрению, а так же на отсутствие у Вице-президента полномочий по назначению проверки, что не оспаривалось сторонами.

В соответствии с п. 4.3 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, утв. Постановлением Правления от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для начала проведения проверки является распоряжение Президента Палаты, а в случае временного отсутствия Президента – по распоряжению Вице-президента. Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ в связи с уходом в очередной отпуск Президента НП РК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полномочия Президента в полном объеме переданы Вице-Президенту.

В связи с чем, довод истца об отсутствии у Вице-президента полномочий на издание оспариваемого распоряжения, являются не состоятельными.

В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Согласно Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему сведений, указанных в п. 130 данной Инструкции, принимает руководитель органа внутренних дел (п.132).

При этом, в силу п.71 указанной Инструкции обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течении семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Из смысла указанных норм права следует, что независимо от государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, куда поступило такое обращение, доводы, указанные в нем должны быть проверены полно и всесторонне в установленные законом сроки, если в обращении содержатся сведения о нарушении действующего законодательства РФ.

Принимая во внимание, что одним из доводов обращения явилось утверждение о совершении нотариальных действий от имени нотариуса иным лицом, что свидетельствует о возможном нарушении организации работы нотариуса, а так же факт поступления анонимного обращения из правоохранительных органов для проверки указанных в нем фактов, анонимное обращение от нотариусов РК подлежало рассмотрению в Нотариальной палате РК.

Довод истца и представителя истца о необходимости принятия решения Правления Палаты для проведения внеплановой проверки основан на неверном толковании п.3.6 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, что следует из представленного ответчиком протокола заседания Правления Нотариальной палаты РК от ДД.ММ.ГГГГ, на котором утверждено указанное Положение.

С учетом изложенного, законные основания для удовлетворения исковых требований ФИО2 о признании незаконным и отмене распоряжения Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-р о проведении внеплановой проверки нотариуса ФИО2 - отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 214 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Нотариальной палате Республики Крым, Вице-президенту Нотариальной палаты Республики Крым ФИО3 и Отделу Министерства внутренних дел России по г. Алуште, - отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Алуштинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий Л.Н. Мокроусова