Дело №а-1209/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2017 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Шелепановой И.Г.
с участием помощника прокурора г. Биробиджана Чижеумовой Е. В.,
при секретаре Цирефман И. А.
рассмотрев в судебном заседании в г. Биробиджане дело по административному исковому заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о признании недействительным приказа № от 13.10.2015 в части,
у с т а н о в и л:
ОГБУЗ «Областная больница» обратились в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о признании недействительным приказа. Свои требования мотивировали тем, что МУП «Водоканал» были предъявлены к ОГБУЗ "Областная больница" требования о погашении задолженности за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сумме 164 517 рублей и пеню за неисполнение обязательств в размере 22 763 рубля. Отборы проб были произведены дважды 31.05.2016 и 13.10.2016 г., по результатам которых МУП «Водоканал» усмотрели превышение нормативов по составу отводимых сточных вод от ОГБУЗ «Областная больница» в централизованную систему канализации. МУП "Водоканал" обосновывает свои требования Приказом МУП «Водоканал» от 13.10.2015 г. В соответствии с пп.61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999г. № «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ» и Постановлением мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 25.09.2009 № «О наделении МУП «Водоканал» полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему канализации муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Биробиджан», приказом утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. По мнению учреждения, данные нормативы не могут быть применены к ОГБУЗ «Областная больница». Также, нормативы, ужесточены по всем показателям в десятки и сотни раз, в частности по наличию нефтепродуктов в сточной воде Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 определяет норму не более 10,0 мг/мд3, а Приказ от 13.10.2015 №,№ мг/мд3, то есть показатели ужесточены в 150 раз. Действиями МУП «Водоканал» в данном случае были нарушены права и законные интересы ОГБУЗ «Областная больница», выразившиеся в наложении незаконной обязанности по оплате задолженности за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сумме 164 517 рублей, что подтверждается следующими обстоятельствами. ОГБУЗ «Областная больница» не имеет локальных очистных сооружений, не осуществляет деятельность, связанную с производством либо переработкой продукции и производит сбросы сточных вод в централизованную систему канализации нормативы, установленные Приказом МУП «Водоканал» от 13.10.2015 г. № не распространяются на договор холодного водоснабжения и водоотведения № от 15.03.2016 г., заключенный между МУП «Водоканал» и ОГБУЗ «Областная больница», соответственно, произведенные отборы сточных вод не могут являться основанием для выставления исковых требований, поскольку не имеют превышения за сброс загрязняющих веществ. Сбросы загрязняющих веществ ОГБУЗ «Областная больница» должны соответствовать нормативным показателям общих сточных вод, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №.Кроме того, установленные в Приказе от 13.10.2015 г. №нормативы, ужесточены по всем показателям в десятки и сотни раз, в частности по наличию нефтепродуктов в сточной воде Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № определяет норму не более 10,0 мг/мд3, а Приказ от 13.10.2015 № - 0,05 мг/мд3, то есть показатели ужесточены в 150 раз. Просят суд признать приказ МУП «Водоканал» от 13.10.2015 г. № недействительным. Взыскать с МУП «Водоканал» государственную пошлину в размере 4500 руб. в пользу ОГБУЗ "Областная больница».
Определением суда от 28.04.2017 по делу привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, внешний управляющий муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца Молодкина Е. П., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила признать приказ МУП «Водоканал» от 13.10.2015 № недействительным в части установления норматива допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентами в системы канализации МО «город Биробиджан» в пунктах 2 –БПК3, 5-жиры, 7- нефтепродукты поддержала, суду пояснила, что данный приказ не соответствует в части установления норматива по указанным обстоятельствам Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 №. Данные нормативы завышены.
В судебном заседании представитель ответчика Авершина А. А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
В судебное заседание не явились: представитель мэрии МО «город Биробиджан», внешний управляющий ФИО1, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644,.
Согласно постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» № от 25.09.2009 г., муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО наделен полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему канализации МУП «Водоканал».
Приказом МУП «Водоканал» № от 13.10.2015 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых в системы канализации муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО», утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых в системы канализации муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
В приложение № к данному приказу, указаны наименование загрязняющих веществ и предельно допустимая концентрация, в отношении загрязняющих веществ: БПК5-5 мг\дм, жиры -1,0 мг\дм, нефтепродукты-0,05 мг\дм.
Данный приказ издан в соответствии с п.п. 61 Постановления Правительства РФ от 12.20.1999 № «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 и постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» № от 25.09.2009 г.,
Указанный нормативной правовой акт опубликован в информационной газете «МИГ».
Предметом спора является оспаривание данного нормативного правового акта в части утверждения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ (БПК5, жиры, нефтепродукты) сбрасываемых абонентами в систему канализации МО «Город Биробиджан».
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что 15.03.2015 между МУП «Водоканал» и ОГБУЗ «Областная больница» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 39. Срок договора определен с 01.01.2016 по 31.12.2016 г.
Из приложения N 7 указанного договора и не оспоренного сторонами, следует, что на период договора установлены нормативы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в канализационные системы МУП «Водоканал МО «Город Биробиджан».
Таким образом, административным истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актов, следовательно лицом, обладающим правом обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом постановления № и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфах 1 и 6 главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № (далее по тексту - Правила №), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № (далее по тексту - Правила №).
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации) заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12 февраля 1999 года были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации №.
Оспариваемое постановление принято во исполнение пункта 61 Правил №.
В соответствии с пунктом 61 Правил № нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 22 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ состав и свойства сточных вод, это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил № 644 ( в ред. действующей на момент вынесения приказа) состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3. Пункт 114 содержится в разделе VI Правил N 644 "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения".
Исходя из Правил № 167 и Правил № 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отлична от платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Нормативы, приведенные в приложении N 3 к Правилам № 644, установленные в соответствии с пунктом 114 данных Правил, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения.
Ссылка представителя истца на приказ № от 13.10.2015 в обосновании требований является необоснованной.
Нормы Приказа № от 13.10.2015 направлены на взимание платы на негативное воздействие на водные объекты, Правила № 644 устанавливают за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
МУП «Водоканал» МО «Город Биробиджан» утверждены и согласованы нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в <адрес> 1-й и 2-й выпуск, где указано допустимая концентрация загрязняющих веществ на выпуск сточных вод в пределах норматива допустимого сброса.
Пункт 118 Правил обязывает абонента компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены этими Правилами.
Согласно Федерального закона № 416-ФЗ, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела подтверждается факт наличие превышения установленных нормативов в сточных водах, сбрасываемых ОГБУЗ «Областная больница».
Оспариваемое постановление не нарушает права и свободы административного истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами. Соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Форма и процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, что следует из представленных суду материалов, административным истцом не оспаривается.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции административного ответчика, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления ОГБУЗ «Областная больница», не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд, -
Р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о признании недействительным приказа № от 13.10.2015 в части установления норматива допустимых концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентами в системы канализации муниципального образования «город Биробиджан» - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова
Копия верна:
Судья И. Г. Шелепанова