Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Боровичский районный суд <адрес> в составе:
судьи Кондратьевой В.Л.,
с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора ФИО9,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Боровичского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к комитету лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> и ФИО5 сельского поселения <адрес> об обязании произвести мероприятию по противопожарному обустройству границы населенных пунктов,
у с т а н о в и л :
Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> и ФИО5 сельского поселения <адрес> об обязании произвести мероприятия по противопожарному обустройству границы населенных пунктов, указав следующее.
Боровичской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах Боровичского муниципального района, подверженных угрозе лесных пожаров в части соблюдения требований пожарной безопасности о наличии противопожарных расстояний от границ населенных пунктов до лесного массива.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с положениями ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности» совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года веды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с ч. I ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) противопожарные расстояния Между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12;, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.69 Технического регламента противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств (лесопарков);
б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и
сооружений.
В соответствии с ч.1 ст.37 Технического регламента противопожарные
преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных
факторов пожара подразделяются на следующие типы: 1) противопожарные стены; 2) противопожарные перегородки; 3) противопожарные перекрытия; 4) противопожарные разрывы; 5) противопожарные занавесы, шторы и экраны; 6) противопожарные водяные завесы; 7) противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии с пунктом 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (Лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В ходе проверки установлено, что в населенных пунктах с.ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения отсутствуют противопожарные расстояния от границ застройки населенных пунктов до лесного массива. Отсутствие противопожарного расстояния является нарушением п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N313 (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 4838) (в настоящее время нормативный правовой акт утратил силу), ст.69 Технического регламента, которые неоднократно выявлялись в деятельности ФИО5 сельского поселения Отделом надзорной деятельности по Боровичскому и <адрес>м (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№).
Установлено, что на территории населенного пункта с.ФИО2 имеется лесной массив, который включен в границы данного населенного пункта. На территории населенного пункта д.Юрьевец лесной массив отсутствует.
Вместе с тем, земельные участки, которые находятся рядом с границей застройки населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец, и на которых необходимо проведение работ по противопожарному обустройству защитной полосой являются государственной собственностью, предназначены для эксплуатации лесного фонда и включены в Опеческое и Перелучское участковое лесничество Боровичского лесничества. Участки лесного фонда, прилегающие к границе застройки <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения, относятся к защитным лесам зеленой зоны.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса и леса, расположенные на особо защитных участках лесов, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, а также настоящими Особенностями.
В соответствии с ч.1 ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
В соответствии с ч.4 ст.53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.ст. 12, 102 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с ч. 1 ст. 104, ч.ч. 1, 5 ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
Частью 4 ст.17 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ в защитных лесах допускается осуществление сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей: осуществления работ геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; Использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты) не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан).
В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2 Постановления ФИО6
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 183 "О комитете лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес>" (вместе с "Положением о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес>") Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> (далее - комитет) является органом исполнительной власти <адрес>, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Таким образом, ФИО5 сельского поселения ненадлежащим образом осуществляются меры пожарной безопасности на территории населенных пунктов <адрес>ФИО2, а Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> ненадлежащим образом осуществляются меры пожарной безопасности на участках лесного фонда, граничащих с <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения.
ФИО1 сельского поселения и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> по проведению мероприятий по противопожарному обустройству границ населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения может повлечь в случае возникновения пожара переброс огня на здания и сооружения, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Основываясь на том, что меры пожарной безопасности в лесах не обеспечены в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ заявляет исковые требования в защиту прав неопределенного круга лиц.
Просят суд:
ФИО4 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях предупреждения лесных пожаров произвести мероприятия по противопожарному обустройству лесов путем снижения природной пожарной опасности лесов посредством регулирования породного состава лесных насаждений, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, устройства противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда в непосредственной близости от границы застройки населенных пунктов с. ФИО2 сельского поселения (на протяжении 1950 метров на участках 10, 12, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22 и 24 выделов 149 квартала ФИО7 участкового лесничества прилегающих к застройке жилыми домами ул. 2-я линия <адрес> 53:02:0070105:21, №:02:0070105:22, №:02:0070105:23, №:02:0070105:20, ул. 5-я линия <адрес> 53:02:0070108:13, <адрес> 53:02:0070109:1, №:02:0070109:2, №:02:0070109:3, №:02:0070109:4, №:02:0070109:5, №:02:0070109:6, №:02:0070109:7, №:02:0070109:8, №:02:0070109:9, №:02:0070109:11, №:02:0070109:12, №, №, № (нет кадастрового номера), ул. 7-я линия <адрес> 53:02:0070109:41, №:02:0070109:40, №:02:0070109:42, №:02:0070109:69, №:02:0070109:53, №:02:0070109:52, №:02:0070109:66, №:02:0070109:65, №:02:0070109:64, №:02:0070109:50, №:02:0070109:49) и д. Юрьевец ФИО7 сельского поселения (на протяжении 240 метров на участках 15 и 17 выделов 133 квартала Перелучского участкового лесничества прилегающих к застройке жилыми домами №:02:0090101:14, №:02:0090101:5, №:02:0090101:10, №:02:0090101:9, №:02:0090101:4);
ФИО4 сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях предупреждения лесных пожаров произвести мероприятия по противопожарному обустройству границы застройки населенного пункта с. ФИО2 сельского поселения путем оборудования противопожарного разрыва от границы застройки <...> <адрес> 53:02:0070108:28, №:02:0070108:29, №:02:0070108:30, №:02:0070108:31, №:02:0070108:32, №:02:0070108:33, №:02:0070108:34, №:02:0070108:37, №:02:0070108:38, №:02:0070108:39, №:02:0070108:40, №:02:0070108:41, №:02:0070108:55, ул. 4-я линия <адрес> 53:02:0070107:61, №:02:0070107:62, №:02:0070107:5, №:02:0070107:64, № (нет кадастрового номера), №:02:0070107:66, №А 53:02:0070107:10, №:02:0070107:69, №:02:0070107:70, №:02:0070107:16, до лесного массива путем вырубки деревьев, кустарников, очистки от захламления на расстоянии не менее 15 метров от границы застройки населенного пункта до границ населенного пункта, а также оборудования на данных разрывах минерализованных полос.
В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО9 поддержала заявленные требования в полном объеме, уточнила срок проведения противопожарных мероприятий - до ДД.ММ.ГГГГ; просила суд иск удовлетворить, пояснила следующее.
На землях лесного фонда защитной природоохранной зоны, которые прилегают к землям населенных пунктов, не запрещены выборочные рубки, как противопожарные мероприятия.
В судебном заседании представитель ответчика - Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> - по доверенности ФИО10 иск не признала, пояснила следующее.
Ими выполняются обязанности по противопожарным мероприятиям. По границам земельных участков населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения имеется спо<адрес>, предложенный прокурором для проведения противопожарных мероприятий на землях лесного фонда населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения, нереален, поскольку заключение контракта сопряжено с объявлением конкурса.
В судебном заседании представитель ответчика - ФИО3 сельского поселения ФИО11 - иск признал, пояснил, что мероприятия по противопожарному обустройству границы населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения на землях лесного фонда не произведены своевременно из-за отсутствия денежных средств. (л.д.148)
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Признание иска представителем ответчика заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем ответчика.
В судебном заседании представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и <адрес>м - ФИО12 - настаивал на удовлетворении иска прокурора, но в ином виде. Полагал, что для реализации противопожарных мероприятий необходима сплошная вырубка леса полосой в 15 метров от земель населенного пункта до лесного массива.
Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
В населенных пунктах <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения отсутствуют противопожарные расстояния от границ застройки населенных пунктов до лесного массива. Отсутствие противопожарного расстояния является нарушением п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№) (в настоящее время нормативный правовой акт утратил силу), ст.69 Технического регламента, которые неоднократно выявлялись в деятельности ФИО5 сельского поселения Отделом надзорной деятельности по Боровичскому и <адрес>м (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, акт проверки от 27 марта.2012 №).
На территории населенного пункта с.ФИО2 имеется лесной массив, который включен в границы данного населенного пункта. На территории населенного пункта д.Юрьевец лесной массив отсутствует.
Земельные участки, которые находятся рядом с границей застройки населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец, и на которых необходимо проведение работ по противопожарному обустройству защитной полосой являются государственной собственностью, предназначены для Эксплуатации лесного фонда и включены в Опеческое и Перелучскойе участковое лесничество Боровичского лесничества.
Участки лесного фонда, прилегающие к границе застройки <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения, относятся к защитным лесам зеленой зоны.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с положениями ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности» совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года веды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с ч. I ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) противопожарные расстояния Между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12;, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.69 Технического регламента противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков); 2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
В соответствии с ч.1 ст.37 Технического регламента противопожарные
преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных
факторов пожара подразделяются на следующие типы: 1) противопожарные стены; 2) противопожарные перегородки; 3) противопожарные перекрытия; 4) противопожарные разрывы; 5) противопожарные занавесы, шторы и экраны; 6) противопожарные водяные завесы; 7) противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии с пунктом 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (Лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса и леса, расположенные на особо защитных участках лесов, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, а также настоящими Особенностями.
В соответствии с ч.1 ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
В соответствии с ч.4 ст.53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.ст.12, 102 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с ч. 1 ст. 104, ч.ч. 1, 5 ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
Частью 4 ст.17 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с ч.5.1 ст.21 Лесного кодекса РФ в защитных лесах допускается осуществление сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей: осуществления работ геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты) не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан).
В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2 Постановления ФИО6
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 183 "О комитете лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес>" (вместе с "Положением о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес>") Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> (далее - комитет) является органом исполнительной власти <адрес>, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
ФИО5 сельского поселения ненадлежащим образом осуществляются меры противопожарной безопасности на территории населенных пунктов <адрес>ФИО2, а Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> ненадлежащим образом осуществляются меры противопожарной безопасности на участках лесного фонда, граничащих с <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения.
ФИО1 сельского поселения и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> по проведению мероприятий по противопожарному обустройству границ населенных пунктов <адрес>ФИО2 и д.Юрьевец ФИО7 сельского поселения может повлечь в случае возникновения пожара переброс огня на здания и сооружения, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> и ФИО5 сельского поселения <адрес> об обязании произвести мероприятию по противопожарному обустройству границы населенных пунктов - удовлетворить.
ФИО4 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях предупреждения лесных пожаров произвести мероприятия по противопожарному обустройству лесов путем снижения природной пожарной опасности лесов посредством регулирования породного состава лесных насаждений, проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, устройства противопожарных минерализованных полос на землях лесного фонда в непосредственной близости от границы застройки населенных пунктов с. ФИО2 сельского поселения (на протяжении 1950 метров на участках 10, 12, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22 и 24 выделов 149 квартала ФИО7 участкового лесничества прилегающих к застройке жилыми домами ул. 2-я линия <адрес> 53:02:0070105:21, №:02:0070105:22, №:02:0070105:23, №:02:0070105:20, ул. 5-я линия <адрес> 53:02:0070108:13, <адрес> 53:02:0070109:1, №:02:0070109:2, №:02:0070109:3, №:02:0070109:4, №:02:0070109:5, №:02:0070109:6, №:02:0070109:7, №:02:0070109:8, №:02:0070109:9, №:02:0070109:11, №:02:0070109:12, №, №, № (нет кадастрового номера), ул. 7-я линия <адрес> 53:02:0070109:41, №:02:0070109:40, №:02:0070109:42, №:02:0070109:69, №:02:0070109:53, №:02:0070109:52, №:02:0070109:66, №:02:0070109:65, №:02:0070109:64, №:02:0070109:50, №:02:0070109:49) и д. Юрьевец ФИО7 сельского поселения (на протяжении 240 метров на участках 15 и 17 выделов 133 квартала Перелучского участкового лесничества прилегающих к застройке жилыми домами №:02:0090101:14, №:02:0090101:5, №:02:0090101:10, №:02:0090101:9, №:02:0090101:4).
ФИО4 сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях предупреждения лесных пожаров произвести мероприятия по противопожарному обустройству границы застройки населенного пункта с. ФИО2 сельского поселения путем оборудования противопожарного разрыва от границы застройки <...> <адрес> 53:02:0070108:28, №:02:0070108:29, №:02:0070108:30, №:02:0070108:31, №:02:0070108:32, №:02:0070108:33, №:02:0070108:34, №:02:0070108:37, №:02:0070108:38, №:02:0070108:39, №:02:0070108:40, №:02:0070108:41, №:02:0070108:55, ул. 4-я линия <адрес> 53:02:0070107:61, №:02:0070107:62, №:02:0070107:5, №:02:0070107:64, № (нет кадастрового номера), №:02:0070107:66, №А 53:02:0070107:10, №:02:0070107:69, №:02:0070107:70, №:02:0070107:16, до лесного массива путем вырубки деревьев, кустарников, очистки от захламления на расстоянии не менее 15 метров от границы застройки населенного пункта до границ населенного пункта, а также оборудования на данных разрывах минерализованных полос.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Л.Кондратьева.
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Л.Кондратьева.