ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/17 от 03.10.2017 Тоджинского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-120/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 октября 2017 года с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сата А. К.,

при секретаре Сарыглар А. Б.,

с участием истца – помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Намажапа В. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах муниципального образования Тоджинский кожуун Республики Тыва к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности завести карты учета на каждый объект основных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах в интересах муниципального образования Тоджинский кожуун Республики Тыва к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о возложении обязанности завести карты учета на каждый объект основных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой во исполнение решения коллегии Прокуратуры Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка за соблюдением законодательства, регламентирующего использование муниципального имущества, в ходе которой установлено, что ответчиком в нарушение требований федерального законодательства в сфере использования муниципального имущества карты учета на каждый объект основных средств не заведены и не обновлены. Отсутствие карт учета на каждый объект основных средств создает условия, при которых объект муниципального имущества может быть утрачен, что нарушает права собственника – муниципального образования «Тоджинский кожуун».

В судебном заседании прокурор иск полностью поддержал.

Представитель ответчика Администрации в судебное заседание, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Выслушав истца, изучив исковое заявление, исследовав все доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 3 статьи 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" действие настоящего Федерального закона распространяется на органы местного самоуправления.

В силу ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете" активы и обязательства подлежат инвентаризации, при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

На основании п. 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" проведение инвентаризации обязательно: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года), инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года; при смене материально ответственных лиц; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1.2, 1.3 и 1.4 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

В соответствии с п. 54 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества, инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств.

При этом, согласно п. 41 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н, объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств (п. 37).

Как видно из материалов дела, ответа Администрации Тоджинского кожууна на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, где сообщается, что сельскими клубами Тоджинского района, сельскими филиалами библиотек и центральной библиотечной системой, муниципальными унитарными предприятиями «Тоджинская ДЭС», «Одуген», «Тоора-Хем» по окончании 2016 года инвентаризация не произведена, уведомления в Администрацию о проведении инвентаризации для обеспечения участия представителя Администрации не направлялись, указанными учреждениями и организациями карточки учета на каждый объект основных средств не заведены и не обновлены, в КУМИ Администрации не предоставлены. Администрацией Тоджинского кожууна проведена инвентаризация за 2016 год, однако карточки учета на каждый объект основных средств заведены и не обновлены, в КУМИ Администрации также не предоставлены.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком карты учета на каждый объект основных средств заведены и не обновлены, а отсутствие карт учета на каждый объект основных средств создает условия, при которых объект муниципального имущества может быть утрачен, что нарушает права собственника – муниципального образования «Тоджинский кожуун».

Ответчиком каких-либо возражений или документов, подтверждающих факт полного или частичного исполнения исковых требований прокурора, не предоставлено.

При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит полному удовлетворению.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Тоджинского района Республики в интересах муниципального образования Тоджинский кожуун Республики Тыва к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение 2 месяцев с момента вступления судебного решения в силу завести карты учета на каждый объект основных средств.

Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия через Тоджинский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий А. К. Сат