ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/19 от 05.06.2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-120/2019

24RS0017-01-2018-002900-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2019 года г.Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шамовой О.А.,

при секретаре Житникове Д.И.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ПАО «МРСК Сибири» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «МРСК Сибири» о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты> В мае 2018 года в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в непосредственной близости от границ принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, ответчиком была произведена установка столбов высоковольтной линии электропередач напряжением <данные изъяты>. Согласно схеме расстояние от границ земельного участка истца до столбов составляет <данные изъяты> м, а фактически проекция крайних проводов оказывается на границе земельного участка истца, что нарушает права истца как собственника. Из схемы расположения столбов ВЛ вокруг участка истца видно, что с другой (северной) стороны проходит еще одна рабочая 10 кВ линия, установленная ранее, которая также накладывает ограничения на строительство и использование истцом своего земельного участка. Если истец будет вынужден с учетом вреда здоровью не использовать землю ближе <данные изъяты> метров до ВЛ, находящихся с двух из четырех сторон земельного участка истца, то суммарно из <данные изъяты> соток для использования у истца останется меньше <данные изъяты> соток. Для урегулирования вопроса в досудебном порядке 21.05.2018 года истцом было направлено письмо ответчику с просьбой в срочном порядке решить вопрос о демонтаже высоковольтных линий и переносе их от границ участка истца на предусмотренное законодательством расстояние. 14.06.2018 года истцу был дан ответ от ответчика, что основания для выноса ВЛ отсутствуют, так как ее установка согласована с <данные изъяты>. С учетом уточнений просит обязать ответчика изменить расположение высоковольтной линии электропередач, проходящей по участку с кадастровым номером <данные изъяты>, чтобы несущие столбы линий и проекции крайних проводов на землю располагались не ближе <данные изъяты> м от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>, принадлежащего истцу на праве собственности; взыскать с ответчика в свою пользу издержки в размере 3000 рублей, уплаченные истцом кадастровому инженеру за услуги по составлению схемы расположения установленных 17.05.2018 года в <адрес> на участке с кадастровым номером <данные изъяты> высоковольтных столбов линий электропередач по отношению к границам земельного участка истца, для предъявления указанной схемы в суд в качестве доказательства того факта, что столбы линии электропередач установлены с нарушением; взыскать с ответчика в пользу истца издержки в размере 300 рублей, уплаченные истцом в качестве государственной пошлины за подачу искового заявления.

Истец ФИО3 в зал судебного заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, направила в суд своего представителя в силу ст.48 ГПК РФ.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности (доверенность представлена в материалы дела), в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, ответе на отзыв ответчика на исковое заявление. Согласно ответу на отзыв ответчика на иск, письменных пояснениям на иск истца не устраивает близость расположения ВЛ <данные изъяты> с его земельным участком, поскольку это ограничивает права истца как собственника земельного участка. Количество столбов, а также место, куда их переносить, должен решать ответчик. <данные изъяты><данные изъяты> выделили для строительства ВЛ земельный участок <данные изъяты>, ширина которого составляет <данные изъяты> м, ответчик установил столб на расстоянии <данные изъяты> м от края выделенного ему земельного участка. Учитывая ширину выделенного для ВЛ земельного участка, имеется возможность без дополнительного согласования с <данные изъяты> перенести на <данные изъяты> м ВЛ от земельного участка истца, при этом столбы останутся на выделенном для строительства ВЛ земельном участке. Только два дома заселены и пользуются электроэнергией, три дома еще не достроены и в них не живут люди. На данном этапе ведется подключение оставшихся 2 участков из 6 предусмотренных к подключению. Отключить электроэнергию на время проведения работ по переносу столбов не составит проблем. Охранная зона для ВЛ <данные изъяты>, размещенных в границах населенных пунктов, составляет <данные изъяты> м, что запрещает иметь в данное зоне объекты, указанные в постановлении Правительства РФ от 24.02.2009 года №160. Работы по устранению возможных аварий могут проводится без предварительного уведомления собственника земельного участка, находящегося в охраняемой зоне, и работники сетевой организации будут иметь право вторгаться на земельный участок истца без разрешения, что также нарушает права истца как собственника земельного участка. Строительство истцом капитального забора подпадает под запрет, поскольку такой забор будет находится ближе <данные изъяты> м от столба построенной ВЛ, то есть в охранной зоне, и будет препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства. Ответчик в отзыве указывает, что рядом с земельным участком истца проходит линия <данные изъяты> которая не требует соблюдение требований охранной зоны. В иске истец указывает на строительство ВЛ <данные изъяты>, которая уже построена и требует разносторонних охранных мероприятий в радиусе нескольких метров от проекции крайних проводов на землю.

Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» ФИО2, действующая на основании доверенности (доверенность представлена в материалы дела), в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительных пояснениях к отзыву на исковое заявление. Согласно отзыву на исковое заявление, дополнительным пояснениям к отзыву истцом заявлено несколько самостоятельных требований. Первым требованием является возложение обязанности на ответчика произвести перенос столбов, расположенных в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец не сформулировал ни количество столбов, которые следует перенести, ни взаимосвязанность столбов с иными объектами. В иске не указано, каким образом и куда необходимо демонтировать и перенести столбы. Перенос ВЛ на иное место требует предварительного согласования с собственником земельного участка, на котором будет размещен объект, отключения электроэнергии у потребителей, объекты которых запитаны от настоящей воздушной линии. Истцом не определен предмет исковых требований, не указано, куда необходимо перенести воздушную линию, не указан способ исполнения данной обязанности, в связи с чем удовлетворение требований сделало бы неисполнимым решение суда. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. В адрес ответчика поступила заявка на технологическое присоединение от заявителей льготной категории. В связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения ответчиком разработаны технологические условия, включающие в себя строительство объектов электросетевого хозяйства. На основании ряда заявок была подготовлена проектная документация - шифр проекта <данные изъяты>. Проектом предусмотрено строительство новых объектов электроэнергетики, в том числе воздушной линии <данные изъяты>. В рамках выполнения работ по строительству <данные изъяты> для технологического присоединения жилых домов заявителем (шифр проекта <данные изъяты>) специалистами управления проектирования проведены мероприятия по внесению в ЕГРН записи о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> Заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с <данные изъяты>. По земельному участку истца линия не проходит. В соответствии с разделом 1 «Общая часть» пояснительной записки к проектной документации (шифр <данные изъяты>) технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий. Согласно разъяснениям <данные изъяты> в соответствии с Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, защита населения от воздействия электрического поля воздушной линии электропередачи напряжением <данные изъяты> кВ и ниже, удовлетворяющей требования Правил устройства электроустановок и Правил охраны высоковольтных электрических сетей, не требуется. Установлена охранная зона в отношении <данные изъяты> не пересекает земельный участок истца, имеет иную схему размещения. Сведения по охранной зоне учтены в 2015 году. Зарегистрирована <данные изъяты> в 2008 году, размещена, введена в эксплуатацию в 1968-1973 годах, на дату предоставления земельного участка истцу являлась действующей. Установка охранной зоны возможна только по введенному, зарегистрированному объекту <данные изъяты>. По <данные изъяты> в отношении которой обратился истец, охранная зона не установлена, объект не зарегистрирован, поэтому Правила установления охранных зон не распространяются на предмет спора. Истец предлагает перенести опоры ЛЭП с учетом того, что на схеме кадастрового инженера (предоставленной истцом) ширина земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выделенного ответчику составляет <данные изъяты> м. Однако предоставленный ответчику земельный участок используется не только для размещения объекта электросетевого хозяйства, но также в качестве проезда жителями <данные изъяты> самим истцом и ограничен с двух сторон огороженными земельными участками. Смещение опор воздушной линии повлечет перенос опор ЛЭП на проезжую часть дороги, что создаст угрозу дорожного движения. Относительно довода истца о применении п.2.5.217 ПУЭ-7 изд., по которому допускается принимать для <данные изъяты> расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее <данные изъяты> м.. В данном случае в ПУЭ содержится информация об <данные изъяты>, а прокладка произведена <данные изъяты>. В настоящем пункте не содержится информация по использованию провода <данные изъяты>. При строительстве спорной <данные изъяты> использован самонесущий изолированный провод <данные изъяты>). <данные изъяты> - скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута. Согласно пункту 2.4.27 ПУЭ на опорах допускается любое расположение изолированных и неизолированных проводов ВЛ независимо от района климатических условий. Прохождение ВЛ с неизолированными проводами над зданиями и сооружениями не допускается. При установлении охранной зоны ЛЭП учитывается категория провода и в случае с <данные изъяты> охранная зона сокращается в 2 раза, в связи с чем отсутствуют нарушения действующего законодательства РФ при размещении <данные изъяты> Также границы земельного участка определяют в соответствии с земельно-кадастровой документацией. На местности их устанавливают на основе технической документации по землеустройству, которая определяет местоположение поворотных точек земельных границ. Границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> во время проведения работ по размещению BJI, а также в период разработки проектной документации установлены не были. Соответственно нарушения в части размещения объекта электросетевого хозяйства в отношении границ земельного участка не имеется. Размещение <данные изъяты> производилось на основании заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Красэлектросервис» договора подряда <данные изъяты> от 18.06.2018 года по строительству <данные изъяты> для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей в рамках исполнения договоров ТП в зоне обслуживания <данные изъяты> с разработкой проектно-сметной документации и проведением инженерно-геодезических изысканий для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго». Размещение спорной опоры относительно земельного участка истца происходило в целях осуществления технологического присоединения земельного участка истца. Истец согласился с техническими условиями договора об осуществлении технологического присоединения от 13.11.2014 года <данные изъяты> в соответствие с которым предусмотрено строительство новых объектов электроэнергетики, в том числе ответчик осуществляет с учетом дополнительного соглашения от 28.12.2016 года: а) запроектировать и построить <данные изъяты>. Тип и мощность силового трансформатора определить проектом; б) от <данные изъяты> запроектировать и построить <данные изъяты>. Номер отпаечной опоры, способ прокладки ЛЭП, марку и сечение линии определить проектом; в) установить линейный разъединитель на отпаечной <данные изъяты>. Тип разъединителя и место установки определить проектом; г) от проектируемой <данные изъяты> до границы земельного участка заявителя запроектировать и построить <данные изъяты>. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом. Также относительно точки присоединения: максимальная мощность <данные изъяты> кВт, в том числе <данные изъяты> кВт электроотопление, <данные изъяты> кВт электроплита. При этом точка присоединения должна находиться не далее <данные изъяты> м. от границы земельного участка заявителя. Также согласно <данные изъяты> от 02.10.2018 года на балансе сетевой организации находятся <данные изъяты> опора <данные изъяты>; на балансе заявителя находятся провод <данные изъяты> от опоры <данные изъяты> до <данные изъяты>, установленного на опоре <данные изъяты>. <данные изъяты>, ввод в жилой дом и все электрические сети жилого дома по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>. При этом, согласно актам <данные изъяты> от 02.10.2018 года заявитель претензий к оказанию услуг сетевой организацией не имеет. Воздушная линия <данные изъяты>, расположена за границами принадлежащего истцу земельного участка. На ответчика не возлагается обязанность по согласованию действий по строительству ЛЭП с собственником земельного участка, права которого не затрагиваются ее проведением. Установление же охранной зоны для данного типа ВЛ не означает и не может повлечь ее перенос (ликвидацию), как того требует истец, поскольку охранные зоны электрических сетей прежде всего устанавливаются для обеспечения безопасной эксплуатации и сохранности сетей. Само по себе нахождение воздушной ЛЭП в месте ее расположения не может рассматриваться как обстоятельство, нарушающее права истца на землю или создающее угрозу их нарушения. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. В этой связи при рассмотрении спора об устранении препятствий в пользовании имуществом собственника или законного владельца подлежит доказыванию факт наличия у истца прав на имущество, а также факт нарушения его прав действиями ответчика. Основанием иска служат обстоятельства, основывающие право истца на пользование и распоряжение имуществом и подтверждающие создание ответчиком препятствий в осуществлении правомочий законного владельца. Нарушение должно затрагивать право на имущество не косвенно, а непосредственно. Способы защиты по заявленному требованию должны быть разумными и соразмерными, что вытекает также по смыслу ст.10 ГК РФ. Истцом не представлено надлежащих доказательств того, что наличие спорной <данные изъяты> нарушает права и законные интересы истца по владению и пользованию принадлежащим ему земельным участком, а также создает препятствия к его использованию по прямому назначению. Размещение спорного электросетевого объекта произведено на законном основании. Правила устройства электроустановок, на нарушение которых ссылается истец, носят рекомендательный характер. Нормативно закрепленная обязанность сетевых организаций осуществлять переустройство (перенос) объектов электросетевого хозяйства по заявлению 3-их лиц отсутствует. Вопрос осуществления реконструкции объектов общества в связи со строительством объектов 3-их лиц должен решаться обществом с учетом возможных неблагоприятных последствий, в том числе финансового характера. При рассмотрении требований истца необходимо также учитывать интересы третьих лиц, электроустановки которых запитаны от спорного источника присоединения. Учитывая законность размещения объектов, того факта, что право собственности на участок истца сетевой организацией не нарушалось, перенос ЛЭП является правом сетевой организации, а не обязанностью и может быть осуществлен за счет истца при условии согласования такого переноса с собственниками земельных участков, на которые будет осуществляться перенос.

Представитель третьего лица ООО «Красэлектросервис» в зал судебного заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в зал судебного заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В силу ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу п.1, 2 ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Бремя доказывания неправомерности действий (бездействия) ответчика, которые предполагаются таковыми, возлагается на истца, если сам ответчик не докажет правомерности своего поведения.

Таким образом, необходимым условием для удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является доказанность всех следующих обстоятельств: наличия вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении права истца; обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчиками чинятся препятствия в использовании истцом имущества; факта того, что препятствия имеют реальный, а не мнимый характер.

В силу ст.40, 42 ЗК РФ, ст.263 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать его по своему усмотрению в пределах определяемых его назначением, а также с учетом иных установленных публичных ограничений.

Согласно пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Пунктом 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 года N486 установлено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

При этом в соответствии с пунктами 5, 6, 7 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений. После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

В соответствии с действующими Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года N160), охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи на расстоянии 10 метров (5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов) для проектного номинального класса напряжения 1 - 20 кВ.

В соответствии с п.п."б" п.8 указанного Постановления в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

А согласно ч.4 этой же статьи, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен ч.7 ст.51 ГрК РФ, при этом названной статьей установлен запрет требовать какие-либо иные документы для получения разрешения на строительство.

Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением <данные изъяты><данные изъяты> от 14.03.2016 года предварительно согласовано предоставление ПАО «МРСК Сибири»-<данные изъяты> земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – <данные изъяты>

Как следует из постановления <данные изъяты><данные изъяты> от 16.01.2017 года ПАО «МРСК Сибири» предоставлен в аренду земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 685 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, из категории земель – <данные изъяты>

Согласно договору аренды <данные изъяты> находящегося в государственной собственности земельного участка от 16.01.2017 года <данные изъяты> передала ПАО «МРСК Сибири» в аренду на 10 лет земельный участок из категории земель – <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – <данные изъяты>, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Данный участок имеет ограничение прав в учетной части <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., предусмотренные ст.56 ЗК, согласно п.п.8-15 Постановления Правительства РФ «о порядке установления охранных зон и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» №160 от 24.02.2009 года, охранная зона <данные изъяты>, зона с особыми условиями использования территорий <данные изъяты>.

Актом приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды от 16.01.2017 года подтверждается передача в аренду указанного выше земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН от 31.10.2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, право собственности не зарегистрировано, категория земель – <данные изъяты>, вид разрешенного использования - <данные изъяты>

Таким образом, земельный участок участка с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен ПАО «МСРС Сибири» на законном основании для коммунального обслуживания.

В соответствии с договором <данные изъяты> об осуществлении технологического присоединения от 13.11.2014 года, заключенным между ОАО «МРСК Сибири» (сетевая организация) и ФИО4 (заявитель), сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, электроустановки жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов энергетики). Технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно договору купли-продажи земельного участка от 08.07.2015 года <данные изъяты> продал <данные изъяты> земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 12.09.2015 года <данные изъяты> продала ФИО3 земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН от 31.10.2018 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО3.

В соответствии с договором уступки прав (требования) от 21.10.2016 года <данные изъяты> уступил ФИО3 права и обязанности по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <данные изъяты> от 13.11.2014 года.

Судом установлено, что собственником земельного участка<данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> является ФИО3, к которому перешли права и обязанности по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <данные изъяты> от 13.11.2014 года с ПАО «МРСК Сибири».

Приказом ПАО «МРСК Сибири» <данные изъяты> от 26.04.2017 года утверждена проектная документация: <данные изъяты><данные изъяты> «Строительство <данные изъяты> для технологического присоединения жилых домов <данные изъяты>

Строительство и установка <данные изъяты> для энергоснабжения жилых домов производилось согласно проекту «Строительство <данные изъяты> для технологического присоединения жилых домов <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Строительство <данные изъяты> для технологического присоединения жилых домов <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес>, производилось в соответствии с рабочей документацией <данные изъяты>

Как следует из договора подряда <данные изъяты> от 18.06.2018 года, заключенного между ПАО «МРСК Сибири» (заказчик) и ООО «Красэлектросервис» (подрядчик), подрядчик обязуется по заданию заказчика в соответствии со сводным планом работ (приложение <данные изъяты>) и техническим заданием (приложение <данные изъяты>) осуществить работы по разработке проектно-сметной документации, с последующим выполнением работ по строительству <данные изъяты> для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей в рамках исполнения договоров ТП в зоне обслуживания <данные изъяты> с разработкой проектно-сметной документации и проведением инженерно-геодезических изысканий для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» и сдать результаты заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить его в порядке, предусмотренном договором.

Согласно акту об осуществлении технологического присоединения <данные изъяты> от 02.10.2018 года между ПАО «МРСК Сибири» (сетевая организация) и ФИО3 (заявитель) сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя в соответствии с условиями по договору об осуществлении технологического присоединения от 13.11.2014 года <данные изъяты> в полном объеме. Объекты электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон находятся по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>

Таким образом, спорный столб <данные изъяты> был установлен ПАО «МРСК Сибири» на основании проектной документации на отведенном для этих целей земельном участке, в том числе, для исполнения обязательств по технологическому присоединению дома истца на основании договора об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.07.2018 года ОАО «МРСК Сибири» принадлежит на праве собственности сооружение – <данные изъяты>

Из схемы границ земельного участка истца с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, от 26.05.2018 года следует, что расстояние от спорной опоры ВЛ <данные изъяты> до границы земельного участка равно <данные изъяты> м, ширина участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного в аренду ПАО «МРСК Сибири», равна <данные изъяты> м.

Согласно ответу на обращение <данные изъяты> от 29.05.2019 года исх.<данные изъяты><адрес><адрес><адрес> относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного назначения и внесены в реестр улично-дорожной сети муниципального образования <данные изъяты>. Земельный участок, являющийся проездом между данными улицами (предоставленный для строительства ЛЭП) на кадастровом учете не состоит, в реестре улично-дорожной сети муниципального образования <данные изъяты> не включался, входит в черту населенного пункт <адрес>. Посредством данного участка осуществляется проезд к 8 земельным участкам, расположенным в данном переулке. Проектирование и строительство участка дороги (переулка) между <данные изъяты> в связи с отсутствием жилой застройки до настоящего времени не осуществлялось и в планы работ по осуществлению дорожной деятельности <данные изъяты> до 2020 года не включалось.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что строительство спорной <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> осуществлено для технологического присоединения объектов индивидуального жилого строительства, в том числе дома истца, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Строительство соответствует нормам действующего законодательства, произведено на земельном участке, отведенном надлежащим образом, имеется проект, нарушений градостроительных норм и строительных норм и правил при установке линии электропередач со стороны ответчика не имеется. <данные изъяты>, расположена за границами принадлежащего истцу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с чем не нарушает права и законные интересы истца по владению и пользованию принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, а также не создает препятствия к его использованию по прямому назначению.

Не могут быть признаны судом состоятельными ссылки истца на то, что спорная <данные изъяты> расположена в непосредственной близости на расстоянии <данные изъяты> м. от принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> чем нарушаются права истца как собственника указанного земельного участка, поскольку для спорной <данные изъяты> установлена охранная зона, что в том числе подтверждается представленными в материалы дела фотографиями с изображением столбов с наличием отметки об установленной охранной зоне, либо такие ограничения возникнут в будущем при установке охранной зоны.

В судебном заседании установлено, что в отношении спорной <данные изъяты> не установлена охранная зона, поскольку охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах, что на момент рассмотрения дела произведено не было.

Кроме того, установка охранной зоны для спорной <данные изъяты> не нарушает права истца и не может повлечь ее перенос (ликвидацию), поскольку охранные зоны электрических сетей устанавливаются для обеспечения безопасной эксплуатации и сохранности сетей.

По этим же основаниям не нарушаются права истца как собственника указанного земельного участка, расположенной с северной стороны земельного участка более ранней <данные изъяты>, в отношении которой установлена охранная зона, внесены соответствующие сведения в ЕГРН.

Доказательств реального нарушения на момент рассмотрения дела прав истца установкой опоры ЛЭП, на которую не установлена охранная зона, суду не представлено. Жилой дом на участке истца отсутствует. Опора была установлена, в том числе в интересах истца в целях технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе, его участка.

Кроме того, не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований довод истца о том, что с учетом ширины выделенного для ВЛ земельного участка имеется возможность без дополнительного согласования с <данные изъяты> перенести на <данные изъяты> м. ВЛ от земельного участка истца, при этом столбы останутся на выделенном для строительства ВЛ земельном участке.

Спорная ВЛ расположена за границами принадлежащего истцу земельного участка, а на ответчика не возлагается обязанность по согласованию действий по строительству ЛЭП с собственником земельного участка, права которого не затрагиваются ее проведением. Кроме того, перенос опоры ВЛ предполагает разработку проектной документации, что влечет для сетевой организации дополнительные расходы, несмотря на наличие земельного участка для переноса.

Оценивая доводы истца о возможности использования всей ширины предоставленного в аренду ответчику земельного участка, суд учитывает ответ <данные изъяты> от 29.05.2019 года, согласно которому земельный участок, предоставленный для строительства ЛЭП, на кадастровом учете не состоит, в реестр улично-дорожной сети <данные изъяты> не включался, однако посредством данного участка осуществляется проезд к 8 земельным участкам, расположенным в данном переулке. Таким образом, перенос опоры ВЛ на <данные изъяты> м при ширине участка (проезда) <данные изъяты> м может повлечь нарушение прав собственников иных земельных участков, на которые посредством данного участка осуществляется проезд.

Ссылка истца на нарушение его прав как собственника земельного участка, поскольку работы по устранению возможных аварий могут проводится без предварительного уведомления собственника земельного участка, находящегося в охранной зоне, и работники сетевой организации будут иметь право вторгаться на земельный участок истца без разрешения, не принимается судом во внимание, так как в случае нарушения прав истца при проведении работ по устранению возможных аварий, истец не лишен права обратиться за защитой и восстановлением своих прав в установленном законом порядке.

Несостоятельны и доводы истца о нарушении ответчиком при установке спорной ВЛ п.2.5.217 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 года №202, поскольку указанные правила как нормативно-правовой акт в установленном порядке не зарегистрированы и носят рекомендательный характер, обязательность их применения заключенным между сторонами договором об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств истца не предусмотрена.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств нарушения его прав по владению и пользованию принадлежащим ему на праве собственности земельным участком установкой спорной <данные изъяты>, наличия препятствий к его использованию по прямому назначению, тогда как опора ВЛ установлена на предоставленном для этих целей земельном участке на основании проектной документации, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 к ПАО «МРСК Сибири» о возложении обязанности изменить расположение высоковольтной линии энергопередач, проходящей по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, чтобы несущие столбы линии и проекции крайних проводов на землю располагались не ближе <данные изъяты> м. от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> взыскании судебных расходов на оплату услуг кадастрового инженера, расходов на оплату государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к ПАО «МРСК Сибири» о возложении обязанности изменить расположение высоковольтной линии электропередач, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.

Судья О.А. Шамова

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2019 года.