ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/19 от 29.07.2019 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-120/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2019 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой ФИО20

с участием:

истца Солянова ФИО21

представителя ответчика Администрации Бикинского муниципального района <адрес> Шеиной ФИО22 действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солянова ФИО23 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Солянов ФИО24. обратился в <адрес> городской суд <адрес> с иском к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным распоряжения главы Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> «О привлечении к дисциплинарной ответственности» и его отмене, взыскании компенсации морального вреда в размере рублей.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что распоряжением администрации <адрес> муниципального района от <дата> Солянов ФИО26 заместитель главы администрации <адрес> муниципального района по социальным вопросам, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде «выговора». В распоряжении указанно, что Соляновым ФИО25 допущено нарушение ст. 14.2 Федерального закона от <дата> – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. «и», «к», «м», п. 10 раздела 2 Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района <адрес>, утвержденного распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>-р, п. 2.12 должностной инструкции заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, утвержденной <дата> Нарушение выразилось якобы в некорректном поведении истца на аппаратном совещании при главе муниципального района <дата> Поводом для объявления Солянову ФИО27 дисциплинарного взыскания явилась служебная записка Абашеева ФИО29 – председателя Собрания депутатов, на имя главы муниципального района, в которой указано, что на аппаратном освещении <дата> Солянов ФИО28 вел себя не корректно, негативно высказывался в адрес председателя Совета депутатов, чем грубо нарушил кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих.

С распоряжением администрации <адрес> муниципального района от <дата> о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде «выговора» не согласен, так как фактически дисциплинарного проступка, в том понимании, в котором от определен ст. 192 ТК РФ, ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», истец не совершал, а состоявшийся факт юридической ответственности расценивает не иначе, как личную неприязнь главы муниципального района Королева ФИО30 из – за объективных, обоснованных требований, справедливых предложений, замечаний и неудобных для главы муниципального района вопросов. Действительно, в ходе аппаратного совещания, которое проводил глава муниципального района Соляновым ФИО31 было сделано замечание Абашеву ФИО39., так он неоднократно перебивал его разговор с главой района, с сарказмом предложил главе района не слушать Солянова ФИО32 и прекратить его разговор, несмотря на то, что Солянов ФИО40. старше его по возрасту, имеет большой опыт работы в органах власти, и прилагал главе района Королеву ФИО33 незамедлительно решить вопрос по отоплению в муниципальном учреждении. Попросил Абашева ФИО43 не перебивать его и закрыть рот. Каких – либо негативных высказываний в адрес Абашева ФИО36 не высказывал. Замечания Солянова ФИО42 не нарушили права, интересы Абашева ФИО44, не понизили его авторитет. Из этого следует, что установленные требования к служебному поведению муниципальных служащих Солянов ФИО41 не нарушал, а негативная оценка его замечаний Абашевым ФИО34 И главой муниципального района Королевым ФИО37 не может быть основанием юридической ответственности. Объявленным незаконно дисциплинарным взысканием Солянову ФИО35. причинен моральный вред. За период своей рабочей деятельности на различных должностях дисциплинарных взысканий не имел, за свою трудовую деятельность имеет только поощрения, награждения, в том числе ведомственными почетными грамотами.

Инициированная главой муниципального района Королевым ФИО38. процедура дисциплинарной ответственности, объявление дисциплинарного взыскания с нарушением федерального законодательства в значительной мере отрицательно повлияло на его авторитет, как заместителя главы администрации по социальным вопросам, побудило в истце личные переживания, в связи с чем он заявляет о компенсации морального вреда, в сумме рублей.

Определением городского суда <адрес> от <дата> производство по делу приостановлено до окончания нахождения истца Солянова ФИО45 в лечебном учреждении КГБУЗ «».

В связи с тем, что основания для приостановления производства по делу отпали определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата>, производство по делу возобновлено.

В судебном заседании истец Солянов ФИО46 исковые требования увеличил, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме рублей. В остальном, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, дав пояснения, соответствующие изложенному в исковом заявлении. Также добавил, на аппаратном совещании, как и положено, все присутствующие начальники отделов, секторов и заместители, высказывают свои проблемы. Когда дошла очередь до Солянова ФИО50 он начал говорить о проблемах в социальной сфере. Один из важных вопросов был-это отсутствие денежных средств и топливного керосина на отопление Молодежного центра. Он пытался донести до присутствующих, что температурный режим в Молодежном центре был 14 градусов, что противоречит нормам СанПиНа. На это Абашев ФИО49. сначала ухмылялся, а потом, перебивая Солянова ФИО47 очень громко сказал: «Сергей ФИО53, хватит слушать этого артиста, заканчивайте». Это обидело Солянова ФИО51. На что он попросил Абашеева ФИО48 не перебивать его и закрыть рот. <адрес> на это никак не отреагировал. После чего Солянов ФИО52 продолжил говорить об имеющейся проблеме. В период проведения разбирательства были допущены серьёзные нарушения. В соответствии с п.4.2., 5.1. и 5.2. решения Собрания <адрес> муниципального района от <дата>, утвердившего Положение о муниципальной службе в <адрес> муниципальном районе нарушен порядок субординации. Инициированная главой муниципального района Королевым ФИО54 процедура назначения и проведения служебной проверки, утверждения комиссии в составе: председателя - заведующего сектором и членов комиссии - главных специалистов в значительной мере отрицательно повлияла на его авторитет, как заместителя главы администрации по социальным вопросам, (по соотношению должность приравнивается к заместителю министра). Считает, что это было сделано намерено, чтобы в очередной раз подорвать авторитет заместителя главы администрации. Иной порядок в администрации Бикинского муниципального района не разработан. Проверка проводилась в соответствии с распоряжением главы <адрес> муниципального района от <дата>р с нарушением. Утверждённое данным распоряжением «Положение о порядке проведения служебных проверок в администрации <адрес> муниципального района» определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок по основаниям (п.1.1.). На основании этого служебная проверка в отношении Солянова ФИО55 не законна. Поскольку, дисциплинарное взыскание к муниципальному служащему может быть применено за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок, которым признаются такие противоправные действия (бездействия) муниципального служащего, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Необходимость установления вины в совершении конкретного дисциплинарного проступка являются обязательным условием её наступления. В результативной части Акта служебной проверки они не определены. Проступок не может характеризоваться как понятие неопределённое, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности муниципального служащего не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке. В акте служебной проверки от <дата> не содержится доказательств совершения проступка, за которые привлечён к ответственности. В соответствии с п.п. 2.2. нарушен порядок проведения служебной проверки, т.к. резолюции руководителя нет на документе, содержащем сведения о наличии оснований для её проведения. В самом документе нет конкретных данных, в чём и какие «негативные высказывания в адрес председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района» им были высказаны и в чём конкретно проявилось «некорректное поведение» должностного лица. В акте служебной проверки от <дата> не указано, какие конкретно нарушения Соляновым ФИО57. совершены, с указанием ссылок на документы. Это ещё раз подтверждает предвзятые отношения к нему со стороны главы муниципального района. Информация, указанная в обращении председателя Собрания депутатов Абашева ФИО56 «О решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица администрации <адрес> муниципального района» не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Некорректное поведение подразумевает: замечания оскорбительного характера; использование ненормативной лексики в разговоре; грубость, превышение полномочий, навязчивое поведение; нетактичные жесты относительно коллег и клиентов. Негативных высказываний в адрес председателя Собрания депутатов Бикинского муниципального района, связанных, как с его служебной деятельностью, личной жизнью и моральными качествами на аппаратном совещании <дата> Солянов ФИО58. не делал. Кроме того, имеется факт, что Акт служебной проверки несколько раз переписывался комиссией, пока в нём не появилась запись о том, что в действиях истца усматривается состав дисциплинарного проступка и рекомендация о привлечении к дисциплинарной ответственности. Данный факт ещё раз подтверждает предвзятые отношения к истцу со стороны главы муниципального района, который сложился после выборов главы муниципального района. Факт привлечения к дисциплинарной ответственности расценивает не иначе, как личную неприязнь главы муниципального района Королева ФИО59 из-за объективных, обоснованных требований, справедливых предложений замечаний и неудобных для главы муниципального района вопросов, которые решал в повседневной жизнедеятельности в интересах муниципального района и его жителей.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Бикинского муниципального района <адрес> – Шеина ФИО60., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, согласно п. 10 ст. 12 ФЗ на муниципальных служащих распространяются ограничения и запреты, установленные ст. ст. 14,14.2 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п. 9 ст. 14.2 указанного Закона требует от муниципального служащего не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа. Распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>-р утвержден Кодекс Этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района (далее по тексту – Кодекс) возлагающий на муниципального служащего определенные нравственные обязательства.

Поскольку истцом нарушены положения указанных требований законодательства, обязательств по трудовому договору, должностной инструкции, Кодекса представителем нанимателя в соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания была назначена служебная проверка, затребовано от работника письменное объяснение.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а так же времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Распоряжением администрации <адрес> муниципального района от <дата>, заместитель главы администрации <адрес> муниципального района по социальным вопросам Солянов ФИО61 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, за нарушение ст. 14.2 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской федерации», п. 2.12 должностной инструкции заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, утвержденной <дата>, п. «и», «к», «м» п. 10 раздела II Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района, утвержденного распоряжением главы <адрес> муниципального района от <дата>-р, выразившееся в некорректном поведении на аппаратном совещании при главе Бикинского муниципального района <дата>.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности послужил акт служебной проверки от <дата>, в котором отражены факты совершения дисциплинарного проступка, нарушения п. 2.12. должностной инструкции.

<дата> было издано распоряжение администрации Бикинского муниципального района -р от <дата> «О проведении служебной проверки по факту некорректного поведения Солянова ФИО62 заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, на аппаратном совещании <дата>», разработан план служебной проверки.

В ходе служебной проверки было установлено, что <дата> на аппаратном совещании при главе <адрес> муниципального района произошла конфликтная ситуация, между заместителем главы администрации <адрес> муниципального района по социальным вопросам Соляновым ФИО64 председателем Собрания депутатов <адрес> муниципального района Абашевым ФИО63 в ходе которой, заведующему сектором кадров администрации <адрес> муниципального района Трепетен ФИО65 было устно указано обратить внимание на некорректное поведение Солянова ФИО66

<дата> на имя главы Бикинского муниципального района Королева ФИО67 поступило служебное письмо от Абашева ФИО68 председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района (вх. от <дата>) о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам за грубое нарушение Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района, проявившееся в некорректном поведении должностного лица на аппаратном совещании <дата> и негативных высказываниях в адрес председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района.

Согласно плана, утвержденного главой <адрес> муниципального района, комиссией по проведению служебной проверки истребованы и изучены письменные объяснения Солянова ФИО69 заместителя главы администрации по социальным вопросам.

Также в соответствии с п. 3.2. Положения «О порядке проведения служебных проверок в администрации Бикинского муниципального района», утвержденного распоряжением главы администрации Бикинского муниципального района от <дата>р было предложено лицам, присутствующим на аппаратном совещании <дата> предоставить письменные пояснения.

Так, из служебной записки Солянова ФИО70 следует, что информация, указанная в обращении председателя Собрания депутатов Абашева ФИО71 «О решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица администрации <адрес> муниципального района» явно не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Негативных высказываний в адрес председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района, связанных, как с его служебной деятельностью, личной жизнью и моральными качествами на аппаратном совещании <дата> он не делал.

Считает, что некорректное поведение на аппаратном совещании было со стороны председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района. Абашев ФИО73 перебил его в грубой форме с пафосом и надменностью в голосе фразой: «Сергей ФИО72 Хватит уже слушать этот театр одного актера, заканчивайте!» в тот момент, когда он задавал вопросы в целях их решения в интересах администрации и жителей района. Этими словами он нанес ему публичное оскорбление перед присутствующими на аппаратном совещании.

Вместе с тем, в исковом заявлении истцом признается факт некорректного поведения.

Из пояснений лиц, участвующих на аппаратном совещании комиссия пришла к выводу, что Соляновым ФИО74. были нарушены нормы Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района.

Комиссия по проведению служебной проверки, руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Рекомендациями по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, направленные письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от <дата> N 18-4/10/В-7931, Кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района, утвержденным распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>-р (далее - Кодекс), должностной инструкцией заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, установила следующее: В статье 12 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» перечисленные обязанности муниципального служащего, к которым, в частности, относятся: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов и обеспечение их исполнения; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций.

Дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору от <дата> с Соляновым ФИО75 также содержит обязанность знать и неукоснительно исполнять положения Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района. Аналогичные нормы закреплены в п. 2.12 должностной инструкции Солянова ФИО76

Комиссия пришла к выводу, что в действиях Солянова ФИО77 заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам усматривается состав дисциплинарного проступка и рекомендовала главе Бикинского муниципального района применить дисциплинарное взыскание в отношении Солянова ФИО78

<дата> глава <адрес> муниципального района утвердил акт служебной проверки и поставил резолюцию о привлечении к дисциплинарной ответственности Солянова ФИО79 в виде выговора.

Таким образом, процедура наложения дисциплинарного взыскания на заместителя главы администрации по <адрес> по социальным вопросам была соблюдена. Каких-либо дискриминационных действий, а так же действий, ущемляющих права муниципального служащего Солянова ФИО80 не имелось, а обратных доказательств истцом не представлено.

При наложении взыскания на муниципального служащего Солянова ФИО81. учитывались все обстоятельства и уважительные причины, по которым муниципальный служащий не исполнил должностную обязанность надлежащим образом.

Учитывая, что дисциплинарное взыскание в отношении истца было применено законно, полагала требования Солянова ФИО82 о взыскании компенсации морального вреда необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании, опрошенный в качестве свидетеля председатель Собрания депутатов <адрес> Абашев ФИО83суду пояснил, что <дата> он присутствовал на аппаратном совещании при главе района. На данном совещании от заместителя главы администрации по социальным вопросам Солянова ФИО84 в адрес муниципальных служащих - руководителей структурных подразделений были некорректные высказывания, он перебивал должностных лиц, высказывался в отношении тех доводов, которые приводились, нарушал кодекс этики служебного поведения муниципальных служащих. Солянов ФИО85 на заседании в целом вел себя некорректно Когда речь зашла об обсуждении вопроса доведения бюджета до глав сельского поселения Солянов ФИО86 начал высказываться в адрес заместителя главы начальника финансового управления Трифоновой ФИО88 что она якобы преподносит искаженную информацию на заседании. Трифонова ФИО87 в этот момент обратилась к нему (Абашеву ФИО94.), чтобы подтвердить что её слова правдивы. Абашев ФИО89 эти слова подтвердил и попросил главу района прекратить театр одного актера, потому что планерка при главе переросла в ярые обсуждения одного лица. Абашев ФИО90. обратился непосредственно к главе района с просьбой прекратить происходящую ситуацию и с целью соблюдения каждым муниципальным служащим Кодекса этики служебного поведения. На это замечание Абашев ФИО91 в ответ от Солянова ФИО92 получил высказывание: «Закрой свой рот, молодой человек. Ты кто тут такой». Считает, что это было не корректно от должностного лица такого статуса. На это он просил главу района применить к Солянову ФИО93 меру дисциплинарного взыскания.

В судебном заседании, опрошенный в качестве свидетеля глава Бикинского муниципального района <адрес> Королев ФИО95 пояснил, что <дата> походило аппаратное совещание, на котором присутствуют заместители главы, начальники отделов, управления. На совещании обсуждались рабочие вопросы. В этот день обсуждался вопрос, связанный с бюджетом, финансами. Заместитель главы начальник финансового управления Трифонова ФИО101 докладывала об остановке дел. Заместитель главы по социальным вопросам Солянов ФИО96 задавал вопросы, потом разговор перешел на высокие тона со стороны Солянова ФИО102. Председатель собрания депутатов Абашев ФИО98 обратился к свидетелю (Королеву ФИО97 и сказал, что долго мы будем слушать театр одного актера. После этого Солянову ФИО103 было сделано замечание. На что Солянов ФИО99 в адрес Абашева ФИО106 высказался: «А ты мальчик, что здесь делаешь. Ты кто такой. Закрой рот». После совещания Абашев ФИО104 написал служебную записку. Солянов ФИО100 был привлечен к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании, опрошенная в качестве свидетеля Трепетен ФИО105. суду пояснила, что <дата> присутствовала на аппаратном совещании в должности заведующего сектора кадров. <дата> конфликт на аппаратном совещании состоялся, глава района замечаний Солянову ФИО107. не делал. После совещания Королев ФИО111 сказал ей назначить служебное расследование. Была создана комиссия из трех человек в неё вошла она, главный специалист сектора кадров и специалист отдела правового обеспечения. Они подготовили первый акт, в котором рекомендовали главе вынести данный вопрос на комиссию по конфликту интересов, так как в обращении Абашева ФИО112 было прописано, что Солянов ФИО110 нарушил кодекс этики. Данный акт главу не устроил, так как не были опрошены все присутствующие на аппаратном совещании. Был подготовлен следующий акт, в котором рекомендовали главе не привлекать Солянова ФИО108 к ответственности, так как нарушение кодекса этики это не трудовая функция. Этот акт опять же был отклонен. В третьем акте было рекомендовано главе, привлечь Солянова ФИО109. к дисциплинарной ответственности. Этот акт был подписан и утвержден главой.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федеральным законом от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В силу ст. 4 Федеральным законом от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из основных принципов муниципальной службы является ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Согласно п. 10 ст. 12 Федеральным законом от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяются ограничения и запреты, установленные ст. ст. 14, 14.2 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п. 9 ст. 14.2 указанного Закона требует от муниципального служащего не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

В силу ст. 12 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать основные обязанности, в частности, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.

Муниципальный служащий обязан не допускать конфликта интересов в муниципальной службе (ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).

Согласно ст. 14.2 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан, в частности, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; проявлять корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании <дата> между Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> и Соляновым ФИО113 заключен трудовой договор, в соответствии с которым последний назначен на муниципальную должность муниципальной службы Бикинского муниципального района заместителя главы администрации по социальным вопросам на неопределенный срок. Договор подписан сторонами.

Распоряжением главы администрации муниципального района от <дата>-р утвержден Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района (далее по тексту Кодек этики).

<дата> между Администрацией <адрес> муниципального района <адрес> и Соляновым ФИО114 заключено дополнительное соглашение о внесении дополнения в п. 8 трудового договора от <дата>: знать и неукоснительно исполнять положение Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района.

<дата> главой Бикинского муниципального района Королевым ФИО115 утверждена должностная инструкция заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, с которой Солянов ФИО116 ознакомлен под роспись <дата>.

Из п. 1.1 указанной должностной инструкции следует, что должность заместителя администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам относится к высшей группе должностей муниципальной службы.

Согласно п. 2.12. должностной инструкции заместитель главы администрации по социальным вопросам обязан соблюдать Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района.

<дата> состоялось аппаратное совещание при главе <адрес> муниципального, на которой присутствовал Солянов ФИО117

<дата> на имя главы <адрес> муниципального района от председателя Собрания депутатов Абашевым ФИО118 подана служебная записка о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам за грубое нарушение кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района, проявившееся в некорректном поведении должностного лица на аппаратном освещении <дата> и негативных высказываниях в адрес председателя Собрания Советов депутатов Бикинского муниципального района.

В соответствии с распоряжением главы <адрес> района от <дата>-р «Об утверждении Положения о порядке проведения служебных проверок в администрации <адрес> муниципального района», с целью проведения проверок по факту грубого нарушения Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района, проявившегося в некорректном поведении Солянова ФИО124 заместителя главы администрации <адрес> муниципального района по социальным вопросам на аппаратном освещении 26.11.2018г. и негативных высказываниях в адрес председателя Совета депутатов <адрес> муниципального района. Главой муниципального района Королевым ФИО119 принято распоряжение -р от <дата> «О проведении служебной проверки по факту некорректного поведения Солянова ФИО121 заместителя по социальным вопросам, на аппаратном совещании 26.11.2018г.». Вышеуказанным распоряжением назначена служебная проверка по факту некорректного поведения Солянова ФИО120 заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, на аппаратном совещании <дата>

Создана комиссия по проведения служебной проверки, в состав которой вошли: Трепетен ФИО123 – заведующий сектором кадров администрации <адрес> муниципального района, председатель комиссии; Синицина ФИО122 – главный специалист сектора кадров администрации Бикинского муниципального района; Щитова ФИО125.- главный специалист отдела правового обеспечения администрации Бикинского муниципального района.

Комиссии поручено предоставить акт служебного расследования главе <адрес> муниципального района в срок до <дата>

Главой <адрес> муниципального района утвержден план служебной проверки по факту некорректного поведения Соляновым ФИО126., заместителем главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, на аппаратном совещании <дата>

<дата> на имя главы <адрес> муниципального района поступила служебная записка от заместителя главы по социальным вопросам Солянова ФИО127, согласно которой считает, что действия главы <адрес> муниципального района в части инициирования рассмотрения комиссией по проведению служебной проверки в отношении него является незаконным.

В ходе проверки <дата> на имя заведующего кадров администрации <адрес> муниципального района от начальника отдела строительства и архитектуры были направлены пояснения Кудриной ФИО128 согласно которым при очередном высказывании заместителя главы по социальным вопросам, председатель Собрания депутатов <адрес> муниципального района Абашев ФИО129.в спокойном тоне обратился к главе <адрес> муниципального района с просьбой прекратить разговоры. На что Солянов ФИО134 повышенном тоне ответил Абашееву ФИО130 «Да замолчи ты уже!» и повторил это несколько раз не слушая доводы Абашева ФИО132. На сто Абашеев ФИО133. обратился к Королеву ФИО135. о принятии мер по недопустимому поведению Солянова ФИО131 на аппаратном освещении.

Из объяснительной Чагиной ФИО136. от <дата> следует, что заместитель главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам ФИО2, когда подошла его очередь докладывать, начал говорить. Содержание речи конкретно вспомнить не смогла. Абашев ФИО137 его прервал и обратился к ФИО138 Королеву, что это выступление одного актера надо прекратить. После этого ФИО139. Солянов сказал, что обращается не к нему, а к Главе и сказал: «Закрой рот!»

Согласно пояснений главного редактора Ровнова ФИО140 следует, что в ходе обсуждений и высказываний начальников отдела и заместителей рабочих моментов, произошел конфликт между Соляновым ФИО141., заместителем главы и Абашевым ФИО144, председателем Совета депутатов. В начале Солянов ФИО148 высказал свое мнение в адрес Трифоновой ФИО149 заместителя главы, что он «лукавит» и «не договаривает», на что Елена Викторовна спросила: «Как именно?» Тогда чтобы оградить Елену Викторовну, от неуместных высказываний, ФИО142, попытался, обратиться к главе, остановить нападки Солянова ФИО145 в адрес ФИО147 Трифоновой. И тогда в ответ ФИО150 сказал ФИО151Тебя молодой человек не спрашивают», «Закрой рот». Хотя ФИО146 не пытался оскорбить ФИО2.

Из объяснения от <дата> направленных начальником отдела по делам молодежи и спорту ФИО16 на имя Главы <адрес> муниципального района, следует, что объяснений по поводу конфликтной ситуации, произошедшей на аппаратном совещании при главе администрации Бикинского муниципального <дата>, дать не смогла, так как считает, что рассмотрение данного вопроса в компетенции комиссии администрации Бикинского муниципального района по соблюдению требований к служебному поведению. Муниципальных служащих и урегулированию конфликтных интересов.

Согласно объяснениям начальника отдела правового обеспечения Смирногой ФИО152<дата> во время проведения аппаратного совещания Солянов ФИО153. высказался некорректно в адрес заместителя главы – начальника финансового управления Трифоновой ФИО154. говоря о том, что она лукавит в решении вопроса по передаче полномочий по библиотечному обслуживанию. При этом Абашев ФИО155 сделал замечание Солянову ФИО156 и попросил его вести монолог корректнее. На что Солянов ФИО157 в свою очередь обратился к Абашееву ФИО158. сказал: «молодой человек, успокойся!» затем Солянов ФИО160 повторил слова «успокойся» несколько раз, обращаясь к председателю Собрания депутатов Бикинского муниципального района Абашеву ФИО159. на «ты». Также Солянов ФИО161 попросил Абашеева ФИО163 быть корректнее. После чего Абашеев ФИО167. обратился к главе муниципального района и сообщил о необходимости прекратить подобное поведение Солянова ФИО162. Далее Солянов ФИО164 сказал на совещании, что Абашеев ФИО166 «надоел уже, закрой рот».

Из пояснения начальника отдела культуры Демин ФИО168., следует, что в то время когда говорил Солянов ФИО169. по поводу передачи определенных полномочий, Абашеев ФИО170 фразой «хватит слушать этот театр одного актера» вмешался в этот разговор, поэтому считает, что совещание вел глава, и только он имеет право остановить прервать выступления. Какой – либо конфликтной ситуации в этом не усматриваю.

<дата> глава Бикинского муниципального района утвердил акт служебной проверки и поставил резолюцию о привлечении к дисциплинарной ответственности Солянова ФИО171 в виде выговора.

Согласно акта служебной проверки от <дата>., комиссия пришла к выводу, что в действиях Солянова ФИО172 заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам усматривается состав дисциплинарного проступка.

Распоряжением администрации <адрес> муниципального района от <дата>, заместитель главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам Солянов ФИО173. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, за нарушение ст. 14.2 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской федерации», п. 2.12 должностной инструкции заместителя главы администрации Бикинского муниципального района по социальным вопросам, утвержденной <дата>, п. «и», «к», «м» п. 10 раздела II Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Бикинского муниципального района, утвержденного распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>-р, выразившееся в некорректном поведении на аппаратном совещании при главе Бикинского муниципального района <дата>.

Как следует из раздела II Кодекса этики муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в частности, исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы администрации Бикинского муниципального района <адрес> (п.п. «а» п.10); соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы (п.п. «ж»); соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения (п.п. «и»); проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами (п.п. «к»); воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Администрации (п.п. «м»).

Основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужил акт служебной проверки от <дата> согласно которого на основании распоряжения администрации Бикинского муниципального района от <дата>-р «О проведении служебной проверки по факту некорректного поведения Солянова ФИО174 заместителя главы администрации муниципального района по социальным вопросам, на аппаратном совещании <дата> года».

Нарушение муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к муниципальному служащему мер юридической ответственности (что предусмотрено пунктом 29 Кодекса этики).

Как разъяснено в п. 53 Постановления пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч.1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ч.1 ст. 27 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О Муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии со ст.27 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Применение к муниципальному служащему мер дисциплинарной ответственности является правом работодателя и производится в порядке, установленном законом.

Дисциплинарное взыскание может быть применено за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок, которым признаются такие противоправные действия (бездействие) муниципального служащего, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Необходимость установления вины муниципального служащего в совершении конкретного дисциплинарного проступка при привлечении его к дисциплинарной ответственности является обязательным условием ее наступления

Проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности муниципального служащего не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке.

В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», бремя доказывания факта совершения работником дисциплинарного проступка лежит на работодателе.

Между тем материалы дела не содержат допустимых и достаточных доказательств совершения проступка, за которое истец работодателем был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Ответчиком не представлено какое-либо письменное подтверждение фиксации факта нарушения Соляновым ФИО175 служебной дисциплины, а именно: протокол (стенограмма) либо аудио-, видеозапись аппаратного совещания <дата>, имевшей место <дата>, из содержания которых суд мог бы сделать вывод о характере поведения истца, его соответствия нормам Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района.

Подпунктами «и», «к» пункта 10 раздела II Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации <адрес> муниципального района, утвержденного распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>-р, несоблюдение которых работодателем вменено Солянову ФИО176 предусмотрено, что муниципальные служащие призваны: соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами.

Показания свидетелей, содержание составленной Абашеевым ФИО177. служебной записки, с учетом оспаривания указанных обстоятельств Соляновым ФИО179 доводы работодателя о некорректном поведении истца достоверно не подтверждают.

Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей основаны на собственной оценке поведения и высказываний истца, в отсутствие протокола либо иного документа.

Поскольку ответчиком не представлено убедительных доказательств в соответствии со ст.56 ГПК РФ допущения Соляновым ФИО178 нарушения Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, и, учитывая, что все неустранимые сомнения и противоречия о факте совершения истцом дисциплинарного проступка толкуются в пользу работника, суд приходит к выводу об отсутствии факта совершения им проступка, послужившего основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено право работника требовать от работодателя компенсировать моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями или бездействием работодателя. В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействиями работодателя. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Поскольку истцом не предоставлено допустимых доказательств о размере и степени причиненных страданий суд оценивает причиненный моральный вред по обстоятельствам дела. Так как суд пришел к выводу о нарушении трудовых прав истца и, учитывая требованиям разумности и справедливости полагает возможным взыскать с администрации Бикинского муниципального района <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Солянова ФИО180 к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение главы <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> о привлечении Солянова ФИО181. к дисциплинарной ответственности.

Взыскать с администрации <адрес> муниципального района <адрес> в пользу Солянова ФИО182 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме принято <дата>