ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/20 от 11.01.2019 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-120/2020

УИД 33RS0011-01-2019-004960-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 03 марта 2020 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Ким И.Г.,

при секретаре Гадаловой К.Е.,

с участием представителя ответчика ГКУ "Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и Ковровскому району" А.М. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Ковровский городской суд с исковым заявлением к ГКУ «Отдел социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным решения <№> от 13.11.2019 об отказе в назначении меры социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим, одиноко проживающим гражданам», возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем выдачи справки о назначении мер социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам», взыскании неполученного дохода в виде социальной стипендии за ноябрь 2019 г. в сумме 3448 руб., взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что является студенткой 3 курса бакалавриата очной формы обучения факультета права <данные изъяты>. В период с ноября 2018 г. по октябрь 2019 г. она получала социальную стипендию. 07.11.2019 обратилась в ГКУ "Отдел социальной защиты населения <адрес>" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, на которое 14.11.2019 получила извещение <№> от 13.11.2019 об отказе в назначении меры социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам», ввиду превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее право на получение социальной стипендии, полагая социальную стипендию и социальную стипендию в повышенном размере не подлежащими включению при расчете уровня среднедушевого дохода семьи.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика ГКУ "Отдел социальной защиты населения по <адрес>" А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила отзыв, согласно которому государственная социальная стипендия действительно не подлежит включению в расчет среднедушевого дохода, при этом государственная социальная стипендия в повышенном размере не является государственной социальной помощью, т.к. ее получение зависит от успеваемости по освоению учебной программы студента, а не от его материального положения.

Представители третьих лиц <данные изъяты> департамента социальной защиты населения и департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации <адрес>, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со ст. 7, 8, 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и в виде натуральной помощи.

В силу ст. 1 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во <адрес>» под социальной поддержкой понимается комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для граждан, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в их самоопределении; под мерами социальной поддержки - система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной форме.

Согласно ч. 1, 2 ст. <адрес> от 02.10.2007 N 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во <адрес>», получателями мер социальной поддержки являются малоимущие семьи (малоимущие одиноко проживающие граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во <адрес> и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, а также граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Под среднедушевым доходом для данной категории лиц понимается общий доход в среднем на каждого члена семьи.

Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственными казенными учреждениями социальной защиты населения <адрес> государственной услуги по осуществлению денежной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (утвержденного постановлением Департамента социальной защиты населения администрации <адрес> от 07.12.2015 <№>) (далее – Административный регламент), малоимущим гражданам денежная выплата предоставляется на основании заявления в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, предоставляемого в ГКУСЗН по месту жительства, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления данной государственной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, отсутствует.

В соответствии с п. 3.2.3 Административного регламента, решение о назначении или отказе в назначении денежной выплаты принимает руководитель ГКУ СЗН в 10-дневный срок после подачи всех требуемых документов. В случае отказа заявитель уведомляется письменно в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения.

Пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, одним из которых является превышение среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, утвержденной в области на момент обращения (п. 2.8.2).

В силу ч. 2 ст. 1 Закона <адрес> от 05.03.2005 N 24-ОЗ "О порядке установления величины прожиточного минимума во <адрес>", величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения во <адрес> (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) устанавливается ежеквартально администрацией <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от 25.10.2019 N 737 "Об утверждении величины прожиточного минимума на территории <адрес> за III квартал 2019 года" установлена величина прожиточного минимума на территории области за третий квартал 2019 года для трудоспособного населения в размере 11437 рублей; для пенсионеров – 8827 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме (п. 1).

При этом в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи (п. 2).

В соответствии с ч. 1, 2, 3, 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Государственная социальная стипендия студентам является одним из видов стипендий, установленных в Российской Федерации.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Государственная социальная стипендия назначается студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

Пунктом 13 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.12.2016 N 1663 (далее - Порядок) также регламентировано назначение государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, получившим государственную социальную помощь.

Согласно п. 14 Порядка, студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости "отлично" или "хорошо" или "отлично" и "хорошо" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы, назначается государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия в повышенном размере.

Судом установлено, что истец ФИО1 является студенткой 3 курса бакалавриата очной формы обучения факультета права <данные изъяты>

07.11.2019 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки «Денежной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданами».

Решением ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения <адрес>» от 13.11.2019 <№>ФИО1 отказано в назначении такой меры социальной поддержки, в связи с превышением среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума.

Как установлено в судебном заседании, для расчета среднедушевого дохода семьи К-ных ответчиком учитывался доход истца ФИО1 и доход ее матери – третьего лица по делу ФИО2, при этом, полученные ФИО1 государственная социальная стипендия и государственная социальная стипендия в повышенном размере также были включены в указанный расчет.

На основании предоставленной справки ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес>» от 22.11.2018 <№> о назначении государственной социальной помощи, ФИО1 была назначена государственная социальная стипендия на период с 28.11.2018 по 21.11.2019, а в период с 01.07.2019 по 31.10.2019 ей назначена государственная социальная стипендия в повышенном размере.

Таким образом, в период с 28.11.2018 по 21.11.2019 ФИО1 относилась к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, такая стипендия была ей назначена, выплаты не отменялись.

В период сохранения статуса лица, имеющего право и получающего государственную социальную стипендию (в обычном размере), по результатам промежуточной аттестации у истца возникло право на получение государственной социальной стипендии в повышенном размере, представляющей собой тот же вид социальных гарантий и отличающийся только размером выплаты.

Анализ действующего законодательства свидетельствует об отсутствии разграничений между понятиями «государственная социальная стипендия» и «государственная социальная стипендия в повышенном размере», вследствие чего они тождественны и представляют собой одну и ту же социальную гарантию, а ее размер зависит от результатов промежуточной аттестации студента, обучающегося на первом или втором курсе государственных образовательных организациях высшего образования.

В этой связи суд считает необоснованным включение указанных видов стипендии в расчет среднедушевого дохода семьи ФИО1

Исходя из представленных документов, среднедушевой доход семьи К-ных на момент обращения (07.11.2019) составлял 19910,33 руб., что не превышало величину прожиточного минимума (20264 руб.).

При таких обстоятельствах решение ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес>» от 13.11.2019 <№> не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности выдать ей справку о назначении мер социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим, одиноко проживающим гражданам», поскольку справка о назначении мер социальной поддержки выдается органом социальной защиты населения при осуществлении указанной выплаты, а в компетенцию суда не входит разрешение вопросов о назначении мер социальной поддержки, судебный контроль заключается в проверке законности и обоснованности решения, принятого органом социальной защиты населения.

Определяя способ восстановления нарушенного права истца, суд находит целесообразным возложение на ответчика обязанности повторно в установленные законом порядке и сроки рассмотреть заявление ФИО1 от 07.11.2019.

В этой связи суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании неполученного дохода в виде социальной стипендии за ноябрь 2019 года в сумме 3448 руб., поскольку в силу п. 19 Порядка назначение государственной социальной стипендии производится распорядительным актом руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании (в данном случае) доказательств получения государственной социальной помощи (соответствующей справки).

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований ФИО1, уплаты ею при подаче иска государственной пошлины в размере 300 руб., а также принимая во внимание, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает требование ФИО1 о возмещении расходов по уплате государственной пошлины не подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения «Отдел социальной защиты населения по городу <адрес>» от 13.11.2019 <№> об отказе в назначении меры социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» на основании <адрес> от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во <адрес>».

Обязать Государственное казенное учреждение «Отдел социальной защиты населения <адрес>» в установленные законом порядке и сроки повторно рассмотреть заявление ФИО1 (с приложенными документами) от 07.11.2019 о назначении мер социальной поддержки «Денежная выплата малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданами».

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Г. Ким

<данные изъяты>