ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/20 от 25.09.2020 Северо-енисейского районного суда (Красноярский край)

дело № 2-120/2020

УИД 24RS0047-01-2020-000097-79

Решение

Именем Российской Федерации

гп. Северо-Енисейский 25 сентября 2020 года

Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

судьи Ивановой Л.В., при секретаре судебного заседания Яриной Р.Г.

с участием:

представителя истца Ерохина – Зябликова Н.А., действующего по доверенности 24 АА №3041091 от 02.03.2020 года,

третьего лица Ерохиной Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерохина Андрея Александровича к Министерству строительства Красноярского края, администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности выдачи государственного жилищного государственного сертификата,

установил:

Ерохин Андрей Александрович ( далее истец) обратился в суд с первоначальным исковым заявлением к ответчикам : Министерству строительства Красноярского края, администрации Северо-Енисейского района Красноярского края, в котором просил обязать Министерство строительства Красноярского края и Администрацию Северо-Енисейского района Красноярского края выдать ему, Ерохину Андрею Александровичу, государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы", и ее подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на состав один человек.

Заявленные требования мотивированы следующим.

Ерохин А.А. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации Федерального закона от 25.10.20 02 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 20.01.2015 года, Ерохин А.А. с 1984 года состоял в браке с Ерохиной Зинаидой Николаевной, которая также была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера, с 20.01.2015 года, но в связи со смертью 03.03.2016 года исключена из очередности, не получив при жизни социальную выплату. На момент включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Ерохина З.Н. и её Ерохин А.А. ( истец) с 02.02.1994 года были зарегистрированы и фактически проживали по адресу: <адрес>, ФИО6-<адрес>, <адрес>, <адрес>.

На основании договора дарения квартиры от 18.12.2014 года Ерохина Зинаида Николаевна подарила своей дочери - Ерохиной Данииле Андреевне указанную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.Право собственности Ерохиной Д.А. на указанную квартиру зарегистрировано с 26.12.2014 года.

16.05.2016 года между Ерохиной Д.А. и истцом заключён договор безвозмездного пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, с целью проживания истца до момента получения им социальной выплаты и переезда его на избранное им место постоянного жительства.

22.07.2019 года истец в письменном заявлении на имя Главы Северо-Енисейского района Красноярского края подтвердил своё участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году.

27.11.2019 года истец в письменной форме, на имя Министра строительства Красноярского края принял на себя обязательства выполнения условий участия в программе.

Письмом от 16.12.2019 исх. № 82-5347/9 от Министерства строительства Красноярского края, истцу при вышеуказанных обстоятельствах отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по причине регистрации Ерохина А.А. ( истца) и его дочери Ерохиной Д.А. в одном жилом помещении и не включении Ерохиной Д.А. в состав семьи истца для переселения из районов Крайнего Севера.

Кроме того, Министерством указано в качестве основания для указа в предоставлении социальной выплаты истцу, отказ истца от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, в 2012-м году, продолжающееся проживание истца в этом же жилом помещении в качестве члена семьи Ерохиной Д.А. и не передача этого жилого помещения безвозмездно в государственную или муниципальную собственность.

Полагает данный отказ незаконным, так как Ерохин А.А. на момент признания за ним права на получение социальной выплаты по условиям вышеуказанной программы не имел и по настоящее время не имеет в собственности жилых помещений, а также не владеет жилыми помещениями на условиях договора социального найма или договора найма специализированного жилого помещения, за исключение нежилого здания, площадью 33 кв. м расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А/10, право собственности на которое зарегистрировано за истцом с 29.11.2013г. Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 40 лет 3 месяца и 1 день.

В заявлении истца от 12.10.2018 года о выдаче ему государственного жилищного сертификата, в графе «состав семьи» никто не указан, поскольку не зависимо от того, что на тот момент истец проживал в квартире своей дочери - Ерохиной Д.А., членом её семьи истец фактически не являлся, родительские права истца в отношении своей дочери Ерохиной Д.А. (собственника жилого помещения) прекратились по достижению Ерохиной Д.А. совершеннолетия. Истец на момент своего волеизъявления на получения социальный выплаты уже не являлся членом семьи собственника жилого помещения, в котором он фактически проживал по договору безвозмездного пользования, в том понимании в котором это установлено в статье 31 ЖК РФ.

Не является также правомерным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты и факт невключения Ерохиной Д.А. в состав членов семьи истца для получения указанной социальной выплаты, поскольку основополагающим в данном случае является желание гражданина воспользоваться предоставленным ему государством правом, а не обязанностью на получение сертификата.

Ерохина Д.А. не пожелала воспользоваться своим правом на участие в государственной программе наравне со своим отцом на получение государственного сертификата.

Наличие или отсутствие у Ерохиной Д.А. желания на реализацию своего права на получение сертификата, не может влиять на наличие или отсутствие этого же права у истца.

Выводы, изложенные в ответе Министерства строительства Красноярского края о невозможности получения истцом социальной выплаты на приобретения жилого помещения основаны на неправильном толковании норм материального права ввиду того, что в статье 5 Федерального закона № 125-ФЗ и в п. 17 Правил выпуск и реализации государственных жилищных сертификатов в рамка: реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации говорится о том, кто имеет право на получение субсидии, а не обязан её получать.

В пункте 6 данной Подпрограммы конкретно говорится, что получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям Подпрограммы и изъявившие такое желание.

Указанные нормы законодательства не содержат положений об обязанности или обязательности включения в состав семьи иных лиц, а также же не содержат норм о последствиях не включения указанных лиц в состав семьи. В Подпрограмме установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче сертификата.

Отчуждение квартиры по договору дарения в пользу Ерохиной Д.А., в которой проживает истец, состоялось в 2014-м году, т.е. до момента обращения заявителя Ерохиной З.Н. за получением социальной выплаты для приобретения жилья и принятия её на соответствующий учёт в 2015-м году. На момент обращения с заявлением о выдаче государственного сертификата для получения социальной выплаты на приобретение жилья, ни истец, ни его супруга Ерохина З.Н. не владели жилым помещением по договору социального найма который они могли бы расторгнуть и освободить занимаемое жилое помещение, а равно не имели в собственности жилого помещения, которое могли бы безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность. Также истец полагает, что необходимо учитывать длительный период ожидания социальных выплаты, и в указанный период он не может оставаться без жилища (жить на улице) на время рассмотрения государственными и муниципальными органами его вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

В дальнейшем 16.07.2020 года в суд поступило уточненное исковое заявление, подписанное электронно цифровой подписью, согласно которому истец просит, учитывая положенияч.3 ст.196 ГПК РФ, обязать Министерство строительства Красноярского края и Администрацию Северо-Енисейского района Красноярского края выдать ему, Ерохину Андрею Александровичу, в течение 2 месяцев с даты вступления решения в законную силу государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы", и ее подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на состав один человек. Основания заявленных требований не изменены ( л.д.240-243).

Представитель истца Зябликов Н.А. поддержал заявленные требования Ерохина А.А. с уточнениями, пояснив вышеизложенное.

Истец Ерохин А.А. в судебное заседание не явился, предоставил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Забликова Н.А.

Третье лицо на стороне истца Ерохина Д.А., привлеченная к участию в деле определением суда от 11.06.2020 года ( л.д. 207), в судебном заседании поддержала заявленные требования, также подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства о том, что 18.12.2014 года её матерью - Ерохиной Зинаидой Николаевной (умершей 03.03.2016) по договору дарения ей была подарена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Квартира была подарена в связи с тем, что она собиралась оставаться постоянно жить и работать на территории <адрес>, в то время как ее родители: Ерохина Зинаида Николаевна и Ерохин Андрей Александрович намеревались сменить своё постоянное место жительства и переехать в <адрес>. Её мама - Ерохина З.Н. при жизни подавала в Администрацию Северо-Енисейского района документа для участия в государственной программе на получение социальной выплаты для приобретения жилья. После смерти матери, участником вышеуказанной государственной программы стал ее отец. Поскольку вопрос выдачи Ерохину А.А. государственного сертификата от Администрации Северо-Енисейского района слишком затягивался, она предоставила ему свою квартиру по адресу: <адрес>, ФИО6<адрес>, для временного проживания на безвозмездных условиях до момента положительного решения его вопроса с государственным жилищным сертификатом. Сама она с ноября 2014 года фактически проживала отдельно от своих родителей, по адресу: <адрес><адрес>. Общего семейного бюджета с ноября 2014 года со своими родителями она не имеет, она имеет свой бюджет и своё личное хозяйство по месту своего фактического проживания <адрес>, на условиях осуществления безвозмездного ухода за жилым помещением и поддержания его в нормальном эксплуатационном состоянии данная квартира принадлежит на праве собственности её родственнице ( тёте (сестра ее матери) Борецкой Анне Степановне, Какую-либо денежную плату за пользование жилым помещением она не платит, В настоящее время она и ее отец пришли к соглашению о том, что он временно проживает в принадлежащей ей квартире, до момента получения государственного сертификата и приобретения жилья в г. Томске, после чего отец добровольно освобождает принадлежащую ей квартиру и в неё вселяется она (Ерохина Д.А.).

Представитель ответчика Министерства строительства Красноярского края министр Козупица С.А. с исковыми требованиями не согласился, предоставил письменный отзыв, в котором указывает, что заявленные требования необоснованны, проживающие совместно с получателями сертификатов их супруги, дети и родители, являются членами семьи получателя сертификата применительно к условиям ведомственной целевой программы, и, следовательно, в обязательном порядке должны учитываться принадлежащие супругам, детям и родителям на праве собственности жилые помещения (доли в праве собственности на жилые помещения). При рассмотрении министерством учетного дела Ерохина А.А. установлено, что его супруга - Ерохина З.Н. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 20.01.2015 в очереди инвалидов. Ерохина З.Н. 03.03.2016 умерла.Согласно информации, содержащейся в учетном деле, на дату смерти Ерохиной З.Н. в занимаемом жилом помещении совместно с ней проживали Ерохин А.А. и их дочь - Ерохина Д.А. с 02.02.1994 по настоящее время. В нарушение требований Федерального закона и Правил, при сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в состав семьи Ерохина А.А. не включена Ерохина Д.А. Ерохин А.А. отказался от приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, при этом продолжает проживать в данном жилом помещении. Собственником данного жилого помещения является дочь Ерохина А.А. - Ерохина Д.А. Полагает, что Ерохин А.А., отказавшись от приватизации жилого помещения, претендуя на получение жилищной субсидии, не может быть признан как не имеющий жилья для постоянного проживания, в связи с чем, предоставление ему жилищной субсидии должно осуществляться с учетом данного обстоятельства. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо, совместно проживающее с лицом, впоследствии приобретшим в собственность данное жилое помещение, исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер. Согласно ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" условием выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Аналогичное требование предусмотрены пунктами 16(3) и подпунктом «ж» пункта 44 Правил. Ерохин А.А. данное обязательство не предоставил. Федеральным законом и Правилами не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без предоставления данного обязательства, то есть законодатель, не предусмотрев иного механизма реализации права, исключил возможность получения гражданами жилищной субсидии (социальной выплаты) без выполнения установленных условий. Высвобожденные гражданами - участниками ведомственной целевой программы жилые помещения, передаются в собственность муниципального образования и предоставляются по договорам социального найма гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что способствуют решению их жилищных вопросов. Полагает, что министерством в пределах полномочий в соответствии с требованиями норм федерального законодательства, принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении Ерохину А.А. государственного жилищного сертификата.

Представитель ответчика администрации Северо-Енисейского района Маслов А.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, ранее в предыдущих судебных заседаниях с заявленными требованиями не соглашался, поясняя, что Ерохин А.А. не выполнил требования Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" и не предоставил обязательство о сдаче в собственность муниципального образования занимаемого им жилого помещения по адресу <адрес>. Ерохин А.А. отказался от приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, гп Северо-Енисейский, ул. Капитана Тибекина, д.4, кв. 11, при этом продолжает проживать в данном жилом помещении. Собственником данного жилого помещения является дочь Ерохина А.А. - Ерохина Д.А. Полагает, что при сложившихся обстоятельствах, Ерохин А.А., отказавшись от приватизации жилого помещения, претендуя на получение жилищной субсидии, не может быть признан как не имеющий жилья для постоянного проживания, в связи с чем, предоставление Ерохину А.А. жилищной субсидии должно осуществляться с учетом данного обстоятельства., Ерохин А.А. по настоящее время состоит на учете в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации Федерального закона от 25.10.20 02 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», данное право он не утратил, однако жилищная субсидия ему будет предоставлена только после того, как он даст обязательство о сдаче занимаемого им жилого помещения в собственность муниципального образования, также полагает, что истец не предоставил доказательства того, что его дочь Ерохина Д.А. перестала быть членом его семьи, она по прежнему состоит на регистрационном учете по адресу <адрес>, в котором проживает истец.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, привлеченного к участию в деле определением судьи от 20.03.2020 года ( л.д.1), полагает заявленные требования необоснованными, предоставил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, и указывает, что вывод истца о том, что он не является членом семьи Ерохиной Д.А., основан на неверном толковании пункта 2 статьи 61 СК РФ, поскольку прекращение родительских прав по основаниям, предусмотренным данным пунктом, не влечет прекращение правового статуса родителей и детей в качестве членов семьи. В частности, о продолжении семейных отношений свидетельствует пункт 1 статьи 87 СК РФ, согласно которому трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации дети являются наследниками первой очереди по закону. Кроме того, как было указано выше, согласно положениям статьи 5 Федерального закона 125-ФЗ, подпункта «в» пункта 17 Правил № 153 к членам семьи гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющего право на получение жилищной субсидии, относятся, в том числе постоянно проживающие совместно с ним дети. При этом вышеуказанные положения не содержат условия о том, что они применяются только в отношении детей, не достигших совершеннолетия, полной дееспособности по иным предусмотренным законом основаниям. Более того, положения Федерального закона № 125-ФЗ о членах семьи имеют буквальное толкование и предполагают, что реализация права на жилищное обеспечение семьи зависит от правового положения каждого члена семьи, в частности, наличия или отсутствия у него жилых помещений для постоянного проживания. В этой связи не состоятелен довод истца о том, что заявитель имеет право, но не обязан при подаче заявления об участии в ведомственной целевой программе включать своих членов семьи в состав семьи. Непредоставление сведений о составе семьи, а также соответствующих документов, в том числе обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности заявителя и (или) его членов семьи жилого помещения является несоблюдением условия получения государственного жилищного сертификата. Фактически действия Ерохиной З.Н. по передаче права собственности на жилое помещение Ерохиной Д.А. и последующей подаче заявления о включении в ведомственную целевую программу без указания Ерохиной Д.А. в составе семи направлены на одновременное сохранение права собственности на данное жилое | помещение и приобретение жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета, и представляют собой злоупотребление правом. Поскольку Ерохина Д.А. в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ и подпункта «в» пункта 17 Правил №153 обладает статусом члена семьи истца, зарегистрирована по месту жительства с истцом в одном жилом помещении, которое принадлежит ей на прав собственности, и при этом при подаче заявления об участии в ведомственной целевой программе требования пункта 44 Правил № 153 не соблюдены, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируется Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" ( далее по тексту Федеральный закон №125-ФЗ, указанный Закон).

Согласно статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Часть 2 статьи 6 указанного Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ предусматривает условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с частью 5 статьи 5 указанного Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подпунктом "ж" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 обязан предоставить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы", и ее подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", целью которой является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами подпрограммы являются: предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих право на получение социальных выплат) либо в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или поселки учреждений с особыми условиями хозяйствования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 "О

некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище " на 2015 - 2020 годы", которым утверждены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище " на 2015 - 2020 годы" (далее Правила), установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище " на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В этом же Постановлении указано, что Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (п.п. «з» п. 5 Правил).

Социальная выплата (за исключением граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из: норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 909).

В п. 15 Правил установлено, что при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 Правил, учитывается норматив предоставления жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, установленный статьей 5 Федерального закона " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который в соответствии с п. 16 Правил соответствует 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, и применяется, если: гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания (п.п. «а» п. 16.1 Правил).

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в отношении граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (п.п. «в» п. 17 Правил).

Из материалов дела видно, что 20.01.2015 года Ерохина Зинаида Николаевна <данные изъяты> (далее по тексту - супруга истца) обратилась с письменным заявлением на имя Главы Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о своём включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

В указанном заявлении, в качестве члена своей семьи Ерохина З.Н. указала своего супруга - Ерохина Андрея Александровича (истец).

Распоряжением Главы Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от 28.01.2015 № 71-ос, утверждён протокол № 6 от 26.01.2015 заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым определён список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей».

Согласно выписке из указанного протокола № 6 от 26.01.2015 г. Ерохина Зинаида Николаевна включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как гражданин прибывший в районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности не позднее 01.01.1992, имеющей стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 15 календарных лет, не имеющая других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами территории района Крацнего Севера и приравненных к нему местностей и не получавшая субсидии на эти цели, с учетом члена ее семьи - супруга Ерохина Андрея Александровича ( истец).

На момент включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Ерохина З.Н. и её супруг Ерохин А.А. с 02.02.1994 года были зарегистрированы и фактически проживали по адресу: <адрес>, <адрес>.

Распоряжением Главы Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от 12.03.2015 № 252-ос, утверждён протокол № 16 от 04.03.2015 заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым Ерохина З.Н. включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», состоящих на учёте в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

03.03.2016 года Ерохина Зинаида Николаевна умерла, не успев при жизни получить социальную выплату по вышеуказанным основаниям.

Распоряжением Главы Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от 14.04.2016 № 385-ос, утверждён протокол № 17 от 11.04.2016 заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым Ерохина З.Н. снята с учёта в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, с сохранением права на получение социальной выплаты за истцом Ерохиным А. А., как члена семьи умершего гражданина (с учётом даты постановки на учёт Ерохиной З.Н. 20.01.2015 и очерёдности предоставления социальной выплаты).

Распоряжением Главы Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края от 29.06.2018 № 1119-р, утверждён протокол № 39 от 28.06.2018 заседания районной жилищной комиссии, в соответствии с которым истец включён в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ. Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 40 лет 3 месяца и 1 день.

22.07.2019 года истец в письменном заявлении на имя Главы Северо-Енисейского района Красноярского края подтвердил своё участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году.

27.11.2019 года истец в письменной форме, на имя Министра строительства Красноярского края принял на себя обязательства выполнения условий участия в программе.

Пунктом 1 указанного обязательства является: отсутствие за участником жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пунктом 9 указанного обязательства является: обязательство участника программы и совершеннолетних членов его семьи о расторжении договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения

Пунктом 10 указанного обязательства является: принятие обязательства участником программы и членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Пунктом 11 указанного обязательства установлено: исполнение вышеперечисленных обязательств в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счёт социальной выплаты.

Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

Пунктом 12 указанного обязательства установлено: в случае, если после постановки гражданина на учёт в качестве имеющего право на получение социальной выплаты этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения.

Истец, на момент признания за ним права на получение социальной выплаты по условиям вышеуказанной программы не имел и по настоящее время не имеет в собственности жилых помещений, а также не владеет жилыми помещениями на условиях договора социального найма или договора найма специализированного жилого помещения, за исключение нежилого здания, площадью 33 кв. м расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>А/10, право собственности на которое зарегистрировано за истцом с 29.11.2013г, что подтверждается выписками из ЕГРН.

На основании договора дарения квартиры от 18.12.2014 года Ерохина Зинаида Николаевна подарила своей дочери - Ерохиной Данииле Андреевне квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.

Право собственности Ерохиной Д.А. на указанную квартиру зарегистрировано с 26.12.2014года.

16.05.2016 года между Ерохиной Д.А. и истцом заключён договор безвозмездного пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, с целью проживания истца до момента получения им социальной выплаты и переезда его на избранное им место постоянного жительства.

Письмом от 16.12.2019 исх. № 82-5347/9 от Министерства строительства красноярского края, истцу при вышеуказанных обстоятельствах отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по причине регистрации истца и Ерохиной Д.А. в одном жилом помещении и не включении Ерохиной Д.А. в состав семьи истца для переселения из районов Крайнего Севера.

Кроме того, Министерством указано в качестве основания для указа в предоставлении социальной выплаты истцу, отказ истца от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в 2012-м году, продолжающееся проживание истца в этом же жилом помещении в качестве члена семьи Ерохиной Д.А. и не передача этого жилого помещения безвозмездно в государственную или муниципальную собственность.

В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вместе с тем, судом установлено, что Ерохина Даниила Андреевна не является членом семьи истца Ерохина А.А. и не проживает с ним одной семьей с 2014 года, то есть до момента постановки Ерохина А.А. на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии( 20.01.2015 года).

Так, допрошенный в судебном заседании свидетель Солонченко А.А. пояснил что, он знает семью Ерохина Андрея Александровича давно, после смерти супруги он проживает в <адрес> один, его дочь Ерохина Даниила выехала из данного жилого помещения после окончания школы, уехала учиться в г.Томск, после обучения вернулась в гп Северо-Енисейский в 2014 году, однако с отцом не стала проживать, место проживания Ерохиной Даниилы ему неизвестно, но она иногда приходит в гости к отцу.

Свидетель Башкарева Т. Г. в судебном заседании пояснила, что она знает Ерохину Даниилу, Даниила с 2014 года проживает в <адрес><адрес>, квартиру не помнит, она живет одна, отца Даниилы она никогда в данной квартире не видела и не знает его.

Из пояснений самой Ерохиной Д.А. следует, что она после окончания школы перестала проживать с родителями, выехала на обучение в г.Томск, где училась и работала, затем в 2014 году вернулась в гп Северо-Енисейский, стала проживать отдельно по адресу <адрес><адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки на имя Ерохиной Д.А., из которой следует, что трудовая книжка выдана ей в 2011 году в г.Томске, где она работала до 25.08.2014 года ( записи под номерами 01-06).

Сама по себе регистрация Ерохиной Д.А. по адресу <адрес> не свидетельствует о постоянном ее проживании по месту регистрации и ведении общего хозяйства с родителями.

Право собственности Ерохиной Д.А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, возникло на основании договора дарения квартиры от 18.12.2014 года, согласно которому ее мать Ерохина Зинаида Николаевна подарила своей дочери - Ерохиной Данииле Андреевне указанную квартиру, право собственности Ерохиной Д.А. на указанную квартиру зарегистрировано с 26.12.2014г, то есть до момента постановки Ерохина А.А. и его супруги Ерохиной З.Н. на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии( 20.01.2015 года). Наличие в собственности жилого помещения у Ерохиной Д.А. также не свидетельствует о совместном проживании с отцом и ведении общего хозяйства.

Как следует из пояснений Ерохиной Д.А. и видно из заключенного между ней и отцом договора от 16.05.2016 года безвозмездного пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, истец имеет право проживать в данном жилом помещении лишь до момента получения им социальной выплаты и переезда его на избранное им место постоянного жительства.

Таким образом, истец на момент своего волеизъявления на получения социальный выплаты 20.01.2015 года уже не являлся членом семьи собственника жилого помещения Ерохиной Д.А., а Ерохина Д.А. не являлась членом его семьи, они фактически вместе не проживали, общее хозяйство не вели, общей совместной собственности не имели. Ни в одном из заявлений истца Ерохина А.А. и его супруги Ерохиной З.Н. на получение социальный выплаты, Ерохина Даниила Андреевна, как член семьи не была включена.

Следовательно, у истца не возникло обязанности по сдаче жилого помещения по адресу: <адрес><адрес> муниципальную собственность, поскольку с момента постановки на учет 20.01.2015 года ни истец, ни его супруга Ерохина З.Н. не владели жилым помещением по договору социального найма который они могли бы расторгнуть и освободить занимаемое жилое помещение, а равно не имели в собственности жилого помещения которое могли бы безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность.

Не является также правомерным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты и факт невключения Ерохиной Д.А. в состав членов семьи истца для получения указанной социальной выплаты, поскольку Ерохина Д.А. не являлась членом семьи истца и, кроме того, не пожелала воспользоваться правом на участие в государственной программе наравне со своим отцом на получение государственного сертификата.

Никто не вправе понуждать гражданина к реализации гарантированных ему прав.

Так, согласно п. 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы: В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. Включение гражданина в вышеуказанную программу носит исключительно заявительный характер. Заявление было подано только от истца, соответственно и в программу включён только он один.

Наличие или отсутствие у Ерохиной Д.А. желания на реализацию своего права на получение сертификата, не может влиять на наличие или отсутствие этого же права у истца.

Отказ Ерохина А.А. в 2012 году от участия в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> также не свидетельствует о сохранении за ним права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма, и о намеренном ухудшении своего положения.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Договор приватизации данной квартиры был заключен с Ерохиной Зинаидой Н. 16.02.2012 года, а на учет на получения социальный выплаты истец поставлен 20.01.2015 года

Поскольку квартира, расположенная по адресу <адрес><адрес>, принадлежит на праве собственности Ерохиной Д.А., которая не является членом семьи истца и с 2014 года не проживает с ним и не ведет общего хозяйства, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло обязанности по безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность в целях получения государственного жилищного сертификата данного жилого помещения, и обязанности по включению Ерохиной Д.А. в данную программу в качестве члена своей семьи, в связи с чем отказ Министерства строительства Красноярского края предоставить Ерохину Андрею Александровичу государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ является незаконным.

Истец в уточненном иске просит установить срок предоставления указанной субсидии в течение 2х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Вместе с тем, суд полагает, что данная обязанность у ответчика Министерства строительства Красноярского края возникает в порядке установленной очередности по дате постановки на учет истца, а у ответчика Администрации Северо-Енисейского района такой обязанности вообще не имеется.

При таких данных заявленные уточненные требования подлежат удовлетворению частично, то есть следует обязать ответчика Министерство строительства Красноярского края предоставить Ерохину Андрею Александровичу государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" на состав семьи один человек без условия предоставления Ерохиным А.А. обязательства о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес> в порядке установленной очередности.

Руководствуясь ст.ст.193, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

уточненное исковое заявление Ерохина Андрея Александровича к Министерству строительства Красноярского края, администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства Красноярского края предоставить Ерохину Андрею Александровичу государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" на состав семьи один человек без условия предоставления Ерохиным А.А. обязательства о сдаче жилого помещения по адресу: гп Северо-Енисейский ул.Капитана Тибекина, д.4 кв.11, в порядке установленной очередности.

В остальной части заявленные требования Ерохина А.А. оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Северо-Енисейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда

Мотивированное решение составлено 10 октября 2020 года.

Судья : подпись

Копия верна.

Судья Северо-Енисейского районного суда

Красноярского края Л.В.Иванова