ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/20 от 30.06.2020 Петуховского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-120/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Петухово 30 июня 2020 года

Петуховский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Александровой О.В.,

при секретаре Трофимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Курганский транспортный прокурор обратился в Петуховский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование требований указал, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в Курганском центре организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства. Отношения по обеспечению состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства урегулированы Федеральным законом «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами. Железнодорожная станция Петухово входит в состав Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Петухово. Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Петухово 31.07.2012 включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории, реестровый номер ЖСТ 304509. Уведомление об установлении категории УТБ-7/3/04509-ис от 02.08.2012 получено ОАО «РЖД» 06.02.2012. Оценка уязвимости ОТИ утверждена 17.02.2015. Дополнительная оценка уязвимости ОТИ утверждена 06.06.2019. Федеральным агентством железнодорожного транспорта 15.07.2015 утвержден, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры станции Петухово. Согласно пп.3 п. 5. Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. В нарушение данного требования ОАО «РЖД» не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Петухово от актов незаконного вмешательства. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. По результатам проверки, прокурором начальнику Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» 28.03.2018 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. В ходе рассмотрения представления начальником Курганского центра организации работы железнодорожных станций проведен разбор, однако конкретных мер к устранению нарушений закона не принято. При проведении повторной проверки 24.06.2019 установлено, что нарушения закона, указанные в представлении от 23.03.2018 № 02-09-2018 Курганским центром организации работы железнодорожных станций не устранены. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания своего имущества. Собственником станции Петухово является ОАО «РЖД». В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просит суд в возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Петухово от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В последствии истец изменил исковые требования. Дополнительно указал, что установлено, что должностные лица станции Петухово, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ «Железнодорожная станция Петухово» и осуществляющие действия по транспортной безопасности, не прошли в порядке, установленном Федеральным законом подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. ФИО2 и ФИО3, прошедшие обучение и имеющие свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, не являются работниками железнодорожной станции Петухово и не включены в ее штат. Просит суд признать бездействие ответчика незаконным; возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция Петухово» Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности, прошедшее аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01.0.2015 №145; возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность обеспечить проведение подготовки и аттестации работника объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция Петухово», а именно работника железнодорожной станции Петухово Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в соответствии со ст.12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

В судебном заседании представитель истца Блинов С.Ю. измененные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что бездействие ОАО «РЖД» состоит в длительном невыполнении Федерального закона №16-ФЗ, в не привлечении подразделения транспортной безопасности, прошедшего аккредитацию. Считает, что исполнить решение суда необходимо в срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, как указано в первоначальном иске.

Представитель ответчика Киселев М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения измененных исковых требований. Считает, что истцом бездействие ответчика не доказано, ОАО «РЖД» приняты все необходимые меры по исполнению требований нормативных актов в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры на текущем этапе их реализации. Согласно требованиям по обеспечению безопасности, утвержденным приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 и действовавшим до 10.10.2017 (отменены приказом Минтранса России от 03.10.2017 №403), ответчиком был проведен комплекс соответствующих мероприятий по оценке, разработке и направлению на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности «Железнодорожная станция Петухово» (реестровый номер ЖСТ 304509). Объекту присвоена вторая категория по транспортной безопасности. Оценка уязвимости ОТИ утверждена 17.02.2015. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – «Железнодорожная станция Петухово» реестровый номер ЖСТ 304509, утвержден 15.07.2015. Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 21.05.2019 проведена и утверждена Федеральным агентством железнодорожного транспорта дополнительная оценка спорного ОТИ. Актуальность ранее предъявляемых требований к обеспечению транспортной безопасности спорного объекта утратила силу ввиду произошедших изменений в законодательстве. Существенными различиями между проведенной оценкой уязвимости и дополнительной оценкой уязвимости станции Петухово ЮУЖД являются: изменение в структуре объектов попадающих под мероприятия по обеспечению транспортной безопасности; изменение количества КПП. В новом плане ОТБ предусмотрены меры безопасности при нахождении работников сил обеспечения транспортной безопасности на ОТИ. ОАО «РЖД» с учетом дополнительной оценки спорного объекта подготовлены соответствующие изменения к Плану транспортной безопасности объекта. Изменения в план ОТИ были направлены 05.08.2019 на утверждение в компетентный орган, но по независящим от ответчика обстоятельствам не были утверждены РОСЖЕЛДОРОМ. В настоящее время идет доработка изменений в план с учетом замечаний РОСЖЕЛДОРА, повторное направление станет возможным после оснащения объекта техническими средствами или при определении сроков оснащения. Указывает, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности. Требования о привлечении подразделения транспортной безопасности не обоснованы и преждевременны. Реализации подлежит лишь план, который, безусловно соответствует действующим требованиям безопасности. При этом выполнение плана не может производиться до его утверждения. Привлечение подразделения транспортной безопасности на необорудованный объект с неутвержденным планом обеспечения транспортной безопасности противоречит нормам Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», поскольку в соответствии со ст.4 Федерального закона № 16-ФЗ порядок обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Федеральным законом от 02.08.2019 №270-ФЗ в статью 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» внесены изменения, в соответствии с которыми оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ в отношении ОАО «РЖД» по установлению этапности оборудования объектов транспортной инфраструктуры с учетом месторасположения, пассажиропотока, иных критериев, не принято. Для привлечения подразделений транспортной безопасности необходимо оснастить спорный объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными ч.8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также выполнить подпункты 5 и 6 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 495. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения объекта транспортной инфраструктуры и без утвержденных изменений в план ОТИ не будет соответствовать целям и задачам исполнения закона «О транспортной безопасности» и нарушит основополагающие принципы этапности реализации требований транспортной безопасности. В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ и перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 891-р Курганский отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ЮУЖД осуществляет охрану парков железнодорожных станций. В их число входит железнодорожная станция Петухово. Охрана объекта осуществляется на основании договора с ОАО «РЖД» на оказание услуг по охране и защите объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от противоправных посягательств от 29.12.2019 №3759987. Более того, спорный объект является постоянным пунктом пропуска через границу РФ, где действует особый пропускной и внутриобъектовый режим. На ст.Петухово расположены специально подготовленные и вооруженные подразделения правоохранительных органов и пограничной службы целями и задачами, которых также являются обеспечение безопасности. Считает, что истец не предоставил доказательств, повреждающих необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер обеспечения транспортной безопасности спорного объекта, в части привлечения подразделения транспортной безопасности. Так же считает, что в ходе проверки лицо (должность) подлежащее подготовке и аттестации по мнению прокурора не установлено. Объяснения, полученные от работника Ткаченко, не имеют юридического значения для дела, поскольку данные объяснения не содержат фактических обстоятельств применительно к спорному ОТИ. Ответчик и должностные лица Ответчика не были привлечены к административной ответственности за нарушения в области обеспечения транспортной безопасности по установленному, по мнению прокурора, факту. В соответствии с положением о Курганском центре организации работы железнодорожных станций №32-пд от 12.08.2019 Курганский центр организации работы железнодорожных станций является структурным подразделением Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Центр имеет в своем составе 38 железнодорожных станций. Железнодорожные станции ЮУЖД не являются структурными подразделениями и самостоятельного штатного расписания не имеют. Приказом начальника Южно-Уральской дирекции управления ответственным за обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Петухово назначен начальник Курганского центра организации работы железнодорожных станций ФИО2 который прошел обучение и аттестацию в 2018 году и это единственный работник, который выполняет работу непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности ОТИ станция Петухово. Обеспечение транспортной безопасности осуществляется в ОАО «РЖД» за счет средств инвестиционной программы. Основополагающий принцип этапности при реализации требований о транспортной безопасности имеет особое значения для владельца ОТИ поскольку реализация требований осуществляется за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный и планомерный характер, и принимается с учетом финансовых возможностей компании, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры обязано привлечь для защиты указанных объектов аккредитованные подразделения транспортной безопасности. Для решения этих задач необходимо задействовать более 720 тыс. человек, а на оплату оказываемых ими услуг по ценам сформированного в 2018 году рынка потребуется около 680 млрд. рублей ежегодно. Такие финансовые затраты, обусловленные необходимостью исполнения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, превышают возможности компании.

Представитель третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. о причинах неявки суд не уведомил.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. B силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).

Пунктом 4 ст. 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Пунктами 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

Согласно п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Установлено, что объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Петухово 31.07.2012 включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением второй категории, реестровый номер ЖСТ 304509.

В отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры проведена оценка уязвимости, утверждены её результаты 17.02.2015.

Федеральным агентством железнодорожного транспорта 15.07.2015 утвержден, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры станции Петухово.

Дополнительная оценка уязвимости ОТИ железнодорожная станция Петухово утверждена 06.06.2019.

Заключением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 26.08.2019 в утверждении изменений в План обеспечения транспортной безопасности ОТИ ЖСТ 304509 отказано, в связи с несоответствием плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами. Одним из оснований для отказа явилось нарушение п. 3 Порядка, пп.3 п.5 Требований в разделе 9 изменений в ПОТБ ОТИ не образовано (сформировано) и (или) не привлечено подразделение транспортной безопасности.

План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Петухово» до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства о транспортной безопасности.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ №495 Требования по обеспечению транспортной безопасности, как и ранее действующие на момент утверждения Плана от 15.07.2015 Требования, утвержденные Приказом Минтранса РФ № 43 (утратившим силу), устанавливают обязанность ответчика по реализации утвержденного плана.

Доказательств того, что внесение в будущем изменений в существующий План исключает обязанность общества по исполнению требований действующего законодательства и реализации Плана в части заявленных прокурором требований, ответчиком не представлено.

Как следует из материалов дела, и следует из проведенной Курганской транспортной прокуратурой проверки в отношении ОАО «РЖД», в нарушение вышеуказанных требований ответчиком не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции «Петухово» от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Указанные фактические обстоятельства, установленные при проведении проверки, ответчиком не опровергнуты.

Из пояснений представителя ответчика следует, что для обеспечения защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Петухово от актов незаконного вмешательства подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в установленном законе порядке, не привлечено. Охрану объекта осуществляет Курганский отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ЮУЖД на основании договора на оказание услуг по охране и защите объектов Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от противоправных посягательств от 29.12.2019 №3759987.

Доказательств того, что данный отряд имеет аккредитацию и правомочен обеспечивать соблюдение Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывая уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, предусмотренные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 43 от 08.02.2011, изданным во исполнение ст.8 Федерального закона «О транспортной безопасности» суду ответчиком не представлено.

Статьей 3 ФЗ «О транспортной безопасности» определены основные принципы обеспечения транспортной безопасности, т.е. основные исходные начала регулирования отношений в сфере транспортной безопасности, одним из которых является принцип непрерывности, предполагающий, что обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться постоянно, независимо от каких либо факторов и условий.

Учитывая изложенное, доводы ответчика о том, что требования истца, в виду отсутствия плана обеспечения транспортной безопасности, который не утвержден, в том числе по причине отсутствия созданного / привлеченного подразделения транспортной безопасности, удовлетворению не подлежат, суд во внимание не принимает, поскольку ответчик, как предприятие транспортной инфраструктуры обязано выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Все указанные действия, направленные на реализацию мер безопасности зависят исключительно от ответчика, в связи с чем ссылка на необходимость соблюдения указанной процедуры не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности, установленной законом.

Доводы ответчика о наличии уважительных причин – отсутствие финансирования, суд отвергает, поскольку по смыслу закона выполнение субъектами транспортной безопасности требований и мер, закрепленных в нем, законом не связано с наличием либо отсутствием ресурсов у субъектов транспортной безопасности, к числу которых отнесен и ответчик, который является коммерческой организацией.

Как следует из материалов дела, ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. При этом непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, поскольку вопросы безопасности не могут быть поставлены в зависимость от их реализации ответчиком, суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность по исполнению требований федерального закона по обеспечению безопасности функционирования «Железнодорожная станция Петухово» с целью защиты интересов неопределенного круга лиц и государства, а именно: привлечь в соответствии подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Согласно подп. 2 п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры к целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности: объекта транспортной инфраструктуры; группы транспортных средств, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиком, за исключением периода нахождения транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, в рейсе (с момента выхода до момента возвращения в депо); группы транспортных средств, сформированных и сцепленных в железнодорожный состав с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющей установленные сигналы, отправляемой на перегон (находящейся на перегоне) (далее - поезд) при перевозке пассажиров или грузов повышенной опасности.

Кроме того, как предусмотрено пп. 13 п. 5 названных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Так, согласно ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ, силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях принятия решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности (ч. 3).

В силу ч. 4 названной статьи перечень отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности устанавливается порядком аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

В свою очередь, требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, которые устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации (п. 1 Правил).

Таким образом, анализ приведенных выше норм действующего законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в их совокупности, позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что надлежащее исполнение субъектом транспортной инфраструктуры его обязанностей по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, заключается и в назначении лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, аттестованного в установленном законом.

В соответствии с положением о Курганском центре организации работы железнодорожных станций №32-пд от 12.08.2019 года Курганский центр организации работы железнодорожных станций (далее-Центр) является структурным подразделением Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Центр имеет в составе 42 железнодорожных станций. Железнодорожные станции ЮУЖД не являются структурными подразделениями и самостоятельного штатного расписания не имеют.

Согласно Приказу «Об организации работы по обеспечению транспортной безопасности в Южно-Уральской дирекции управления движением», ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Петухово назначен начальник Курганского центра организации работы железнодорожных станций.

Согласно Приказу «О назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Петухово», ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Петухово назначен начальник Курганского центра организации работы железнодорожных станций ФИО2, на время его отсутствия – первый заместитель начальника Курганского центра организации работы железнодорожных станций ФИО3

Указанные должностные лица, ФИО2 и ФИО3 аттестованы и подготовлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности со ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», имеют свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности действительные до апреля 2023 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и представителем истца не оспариваются.

При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности обеспечить проведение подготовки и аттестации работника объекта транспортной инфраструктуры – Железнодорожная станция Петухово, а именно работника железнодорожной станции Петухово в соответствии с законодательством Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Курганский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, суд считает установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 ГПК РФ.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, пользующихся услугами предоставляемыми ответчиком.

Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета Муниципального образования «Петуховский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» выразившееся в невыполнении требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в части не привлечения подразделений транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Петухово» незаконным.

Возложить на ОАО «Российские железные дороги» обязанность образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция Петухово» Курганского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности, прошедшее аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от 01.0.2015 №145 в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход муниципального образования «Петуховский район» 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения прокурором представления через Петуховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2020.

Судья О.В. Александрова