Дело № 2-120/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.***. 2016 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.
при секретаре Трушиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о признании нуждающимся в жилых помещениях и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о признании нуждающимся в жилых помещениях и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указано, что истец с 26 апреля 1986 г. по 02 июля 1990 г. проживал в населенном пункте - <...>, который был включен в перечень зон проживания с правом на отселение.
Поэтому истец отнесен к категории лиц, имеющих право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством указанное право реализуется путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище".
Так как меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются при условии признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию города Пскова о постановке его на учет нуждающихся жилых помещениях, в удовлетворении которого было отказано.
Основанием к такому решению, согласно Постановлению Администрации города Пскова от **.***.2015 № **, послужило то обстоятельство, что с конца 2014 г. истец сменил место регистрации.
Вместе с тем, по адресу: <...> д. № ** ФИО1 проживает с 2006 года, следовательно, действия истца по смене места регистрации, которые были обусловлены необходимостью получения соответствующих видов помощи по фактическому месту проживания, нельзя расценивать как намеренные действия, приведшие к ухудшению жилищных условий истца, совершенные с целью постановки на учет.
Поэтому ФИО1 просит признать его нуждающимся в жилых помещениях в судебном порядке и возложить на ответчика обязанность поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании требования с учетом их уточнений поддержали.
Представитель ответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова и третьего лица Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и несогласии с иском в связи с недоказанностью факта постоянного проживания в г. Пскове с 2006 года.
Выслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО2, пояснения свидетелей К.М., П.М., Н.С., А.А., исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № ** мирового судьи судебного участка № **П. района Псковской области, суд находит требования неподлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела судом установлено, что истец ФИО1, *** года рождения, в период с 26 апреля 1986 года по 02 июля 1990 года проживал в <...>. Указанная территория с 26.04.1986 по 31.01.1998 относилась к зоне проживания с правом на отселение. Данное обстоятельство подтверждается копией удостоверения, выданного 15 февраля 1995 года Управлением социальной защиты населения Администрации Псковской области (л.д. 6).
В связи с изданием Правительством РФ постановления N 1582 от 18.12.1997 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", населенный пункт - деревня Любовшо Красногорского района Брянской области, с 01.02.1998 отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Следовательно, ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте проживал в зоне с правом на отселение в <...> и до изменения статуса зоны добровольно совместно с родителями выехал на новое место жительства в д. В.Ч. волости П. района Псковской области, то есть в населенный пункт, не подвергшийся воздействию радиации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы отнесены к категории к граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В настоящее время указанное Постановление действует в редакции Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
На основании с п.п. е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела и положений указанных норм, истец относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Из материалов дела следует, что ФИО1, желая реализовать право на обеспечение жилым помещением, **.***. 2015 г. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 26).
Вместе с тем, решением Комиссии по жилищным вопросам Администрации города Пскова от **.***.2015 ФИО1 в постановке на учет нуждающихся было отказано по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, а именно в связи с тем, что он ранее проживал по адресу: Псковская область, П. район, <...> д. № **, кв. № **, общей площадью 47,0 кв.м., которая принадлежит на праве собственности матери и сестре. В 2014 г. ФИО1 снялся с регистрационного учета по данному адресу и был зарегистрирован по месту жительства в доме № ** общей площадью 26,9 кв.м. по ул. Л. в г. Пскове в качестве постороннего. Тем самым истец совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ). Решение Комиссии утверждено постановлением Администрации города Пскова от **.***. 2015 № **.
Не оспаривая данные решения, истец полагает, что намеренных действий по ухудшению жилищных условий не совершал, в связи с чем, просит суд признать его нуждающимся в жилых помещениях в судебном порядке.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Одновременно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, определено что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При разрешении спора суд учитывает, что ФИО1 совместно с родителями П.В., П.М. и сестрой П.А. с 1990 г. проживал в жилом помещении, расположенном в д. В.Ч. волости П. района, которое было предоставлено отцу истца на условиях социального найма (л.д. 30 настоящего гражданского дела, л.д. 13, 18 гражданского дела № ** судебного участка № **П. района).
Данное жилое помещение – двухкомнатная квартира № ** в доме № ** по ул. С. в д. В.Ч. волости П. района общей площадью 47,0 кв.м. на основании решения мирового судьи судебного участка № **П. района Псковской области от **.***. 2005 г. было передано в собственность П.В., П.М. и П.А. по 1/3 доле в праве собственности каждому в порядке приватизации (л.д. 22 гражданского дела № ** судебного участка № **П. района). Их право собственности было зарегистрировано в установленном порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области (л.д. 31).
ФИО1, будучи зарегистрированным в этом жилом помещении по месту жительства от личного участия в приватизации отказался, что подтверждается его заявлением (л.д. 19 № ** судебного участка № **П. района). При этом истец сохранял регистрацию по указанному адресу до 31.10.2014 г., а с 07.11.2014 зарегистрирован по адресу: <...> д. № **, который принадлежит на праве собственности К.М., в качестве постороннего (л.д. 29, 32).
По утверждению ФИО1, снятие в 2014 году с регистрационного учета по квартире № ** в доме № ** по ул. С. в д. В.Ч. волости П. района являлось лишь юридическим оформлением фактически свершившихся обстоятельств, которые к сознательному ухудшению жилищных условий отнесены быть не могут, так как с 2006 г. он фактически проживает и работает в г. Пскове.
Оценивая доводы истца, суд руководствует ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за членами семьи собственника приватизированного жилого помещения в случае отказа от приватизации сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было их согласие, без которого она была бы невозможна.
Из положений указанных норм следует, что ФИО1 являлся членом семьи собственников квартиры по прежнему месту жительства до момента снятия с регистрационного учета из этой квартиры и имел право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками. При этом на каждого проживающего в данном помещении человека приходилась площадь, превышающая учетную норму площади жилого помещения, утвержденную решением Собрания депутатов П. района от 13.05.2011 N 186 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения".
Суд также учитывает, что собственники жилого помещения П.М. и П.А., а также П.В. при жизни, требований к ФИО1 о выселении или о признании утратившим право пользования жилым помещений не предъявляли.
Кроме того, исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к ситуации, связанной с выездом из жилого помещения членов семьи собственника, подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
По мнению суда, в нарушение ст. 56 ГПК РФ убедительных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о перемене истцом места жительства с 2006 г. и добровольном отказе от намерения пользоваться данной квартирой с указанного времени истцом суду не представлено.
Суд принимает во внимание, что доводы истца о проживании в г. Пскове с 2006 г. какими-либо письменными доказательствами не подтверждены, основаны лишь на пояснениях свидетелей Н.С., П.М., К.М., которые находятся в дружеских и родственных отношениях с ФИО1, в связи с чем, являются заинтересованными в исходе дела лицами.
Относительно осуществления трудовой деятельности в г. Пскове стороной истца представлен лишь договор об оказании услуг от 01 декабря 2010 года, письменные доказательства за предшествующий период в материалах дела отсутствуют. Свидетель А.А. также подтвердил, что ФИО1 работает у него лишь с конца 2009 г.
Доводы стороны истца об отсутствии у ФИО1 до 2014 г. возможности зарегистрироваться в г. Пскове и формальном сохранении регистрации по прежнему месту жительства, судом признаются неубедительными.
Так, из пояснений самого истца следует, что сестра К.М. не возражала против регистрации ФИО1 по адресу: <...> д. № ** (л.д. 76). Кроме того, К.М. стал собственником указанного недвижимого имущества с июня 2013 года, однако регистрация истца последовала лишь в ноябре 2014 года (л.д. 29, 32). Следовательно, возможность регистрации в г. Пскове существовала и ранее, тем более, что отсутствие таковой создавало для истца определенные неудобства, связанные с необходимостью получения медицинской помощи.
Кроме того, из пояснений свидетелей Н.С. и П.М., которые в этой части последовательны и не противоречат друг другу, следует, что истец на протяжении всего периода времени приезжает в д. В.Ч. волости П. района, где проживает в квартире № ** в доме № ** по ул. С., поддерживает отношения с матерью и сестрой, которые препятствий в пользовании жилым помещением ему не создают.
Данные обстоятельства в своей совокупности, по мнению суда, свидетельствуют о возникновении у ФИО1 намерения отказаться от пользования жилым помещением в д. В.Ч. волости П. района лишь в конце октября 2014 г.
Ввиду снятия с регистрационного учета по данному адресу ФИО1 перестал быть членом семьи собственника жилого помещения и добровольно утратил право пользования им наравне с собственником, что позволило ему после регистрации в г. Пскове поставить вопрос об улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд находит установленным, что ФИО1 с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях совершил намеренные действия, в результате которых возникли основания для признания его нуждающимся.
Поскольку пятилетний срок со дня совершения истцом указанных действий не истек, то суд полагает, что правовые и фактические основания для признания ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях и возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют, в связи с чем, отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова о признании нуждающимся в жилых помещениях и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.***. 2016 года.
Судья С.М. Тесёлкина