ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/2016 от 27.01.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2016 г. Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой

при секретаре А.К.Зайцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Город Астрахань» к ФИО1 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.Астрахани обратилась в суд с иском, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение - <адрес> общей площадью 24,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.

По результатам городской межведомственной комиссии заключением от 11.11.2011 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации города Астрахани «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» жилого помещения (<адрес>) дома литера «А» по <адрес>», согласно которому принадлежащее ФИО1 жилое помещение подлежит изъятию для муниципальных нужд. Постановлением администрации МО «Город Астрахань» № 3362 от 28.05.2015 внесены изменения в постановление администрации города Астрахани № 5678 от 09.09.2014 года в части адреса жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, с «<адрес> 5» на «<адрес>».

Администрацией МО «Город Астрахань» 30.09.2015 в адрес ФИО1 были направлены: проект соглашения о выкупе жилого помещения и копия отчета определения рыночной стоимости.

12.10.2015 от ФИО1 в адрес администрации МО «Город Астрахань» поступил протокол разногласий к проекту соглашения о выкупе жилого помещения <адрес>, в котором ответчик выразил несогласие с выкупной стоимостью.

Согласно подготовленному ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» отчету об оценке № 05 от 01.04.2015 по определению рыночной стоимости <адрес>, общей площадью 24,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, рыночная стоимость объекта оценки с учетом материальных затрат составляет 866 000 рублей.

Истец просит изъять для муниципальных нужд МО «<адрес>» <адрес>, общей площадью 24,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>; установить размер компенсации из средств бюджета МО «Город Астрахань» в сумме 866 000 рублей; прекратить право собственности за ответчиком и признать право собственности МО «<адрес>» на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал.

Ответчик ФИО3 - ФИО4, ее представитель ФИО5 против иска не возражали, не согласившись с оценкой истца, просив принять во внимание представленный ими отчет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как установлено судом, <адрес> по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3 –ФИО4.

По результатам городской межведомственной комиссии заключением от 11.11.2011 № 6 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания.

09.09.2014 принято постановление администрации города Астрахани № 5678 «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» жилого помещения (<адрес>) дома литера «А» по <адрес>», согласно которому принадлежащее ФИО1 жилое помещение подлежит изъятию для муниципальных нужд. Постановлением администрации МО «Город Астрахань» № 3362 от 28.05.2015 внесены изменения в постановление администрации города Астрахани № 5678 от 09.09.2014 года в части адреса жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, с «<адрес> 5» на «<адрес>».

Администрацией МО «Город Астрахань» 30.09.2015 в адрес ФИО1 были направлены: проект соглашения о выкупе жилого помещения и копия отчета определения рыночной стоимости.

12.10.2015 от ФИО1 в адрес администрации МО «Город Астрахань» поступил протокол разногласий к проекту соглашения о выкупе жилого помещения <адрес>, в котором ответчик выразил несогласие с выкупной стоимостью.

Согласно подготовленному ООО «Агентство независимой оценки и судебных экспертиз» отчету об оценке № 05 от 01.04.2015 по определению рыночной стоимости <адрес>, общей площадью 24,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, рыночная стоимость объекта оценки с учетом материальных затрат составляет 866 000 рублей.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.

В ходе разбирательства дела судом поставлен вопрос о назначении судебной оценочной экспертизы, поскольку согласно представленному ответчиком очету ООО «Нижневолжское агентство оценки» рыночная стоимость объекта оценки с учетом материальных затрат составляет 1 036 000 рублей.

Согласно заключению ООО ЭА «ДЕЛО+» рыночная стоимость спорной квартиры составляет с учетом материальных затрат 925 000 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Таким образом, заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст.67, ч.3 ст. 86 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.

Таким образом, при проведении оценки установленная сумма является рекомендуемой.

В то же время, судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Исходя их указанных требований закона, совокупности доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности и полноте экспертного заключения и принятия его за основу для определения размера выплаты.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований администрации г.Астрахани и установлении размера компенсации ответчику согласно заключению экспертизы.

При этом, указанные основания для изъятия жилого помещения и установления выкупной цены являются основаниями для прекращении за ответчиком права собственности на спорный объект недвижимости и признания права собственности за МО «Город Астрахань».

Что касается доводов возражения в части прекращении права собственности на жилое помещение, то при вступлении решения суда в законную силу, оно должно быть исполнено лицами, участвующими в деле. В частности, истцом ответчику из средств бюджета МО «Город Астрахань» должна быть выплачена указанная в решении суда компенсация. Соответственно, решение суда исполняется одновременно, то есть без выплаты компенсации невозможно прекратить право собственности ответчика на указанный объект недвижимости.

Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Изъять у ФИО3 - ФИО4 для муниципальных нужд МО «<адрес>» <адрес> общей площадью 24,6 кв.м жилого <адрес>..

Установить ФИО3 - ФИО4 размер компенсации из средств бюджета МО «<адрес>» в сумме 925 000 рублей в связи с изъятием имущества для муниципальных нужд.

Прекратить право собственности ФИО3 - ФИО4 на <адрес> жилого <адрес>.

Признать право собственности за МО «<адрес>» на <адрес> жилого <адрес>.

Взыскать с ФИО3 - ФИО4 в пользу ООО ЭА «ДЕЛО+» за производство экспертизы 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья: