ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-120/2018 от 20.03.2018 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2018 года Дело № 2-120/2018

с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе:

председательствующего судьи Т.Э. Булавиной,

при секретаре Е.В. Новиковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о возложении обязанности провести ремонт котельных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, в котором просил обязать ответчика в срок до <дата>:

- провести ремонт кровли на котельной по адресу: <адрес>;

- установить на котельной по адресу: <адрес> и на котельной по адресу: <адрес> тепловодосчетчики;

- произвести на котельной по адресу: <адрес> А замену дымовой трубы, капитальный ремонт здания котельной;

- произвести на котельной по адресу: <адрес> ремонт баков аккумуляторов;

- произвести на котельной по адресу: <адрес>, на котельной по адресу: <адрес>, на котельной по адресу: <адрес>, на котельной по адресу: <адрес> ревизию предохранительных клапанов.

Истец мотивировал требования тем, что в ходе проверки готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства с. Аскиз к отопительному сезону 2017 - 2018 гг. прокуратурой района установлено, что теплоснабжение населения с. Аскиз осуществляется через централизованную систему посредством котельных, находящихся в муниципальной собственности Аскизского сельсовета, переданных на праве хозяйственного ведения МУП «Аскизтеплоснаб». Согласно представленной информации Енисейского Управления Ростехнадзора в рамках проверки хода подготовки объектов теплоснабжения и субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг. выявлено, что не выполнен в полном объеме план мероприятий по подготовке объектов МУП «Аскизтеплоснаб» и объектов коммунального хозяйства с. Аскиз к отопительному сезону 2017-2018 гг., в том числе, выявлены указанные выше нарушения. Котельные с. Аскиз являются единственными источниками тепла системы теплоснабжения, которые обеспечивает отоплением и горячим водоснабжением населения и учреждения соцкультбыта с. Аскиз Аскизского района, остановки и (или) сбой в их работе могут повлечь за собой срыв отопительного сезона, опасность для жизни населения, нарушение функционирования коммунального хозяйства и значительный материальный ущерб. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил исковые требования, просил обязать администрацию Аскизского сельсовета провести ремонт дымовой трубы котельной по адресу: <адрес>.

Определением суда от <дата> производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности на администрацию Аскизского района провести на котельной по адресу: <адрес> замену дымовой трубы, установить на котельной по адресу: <адрес> и на котельной по адресу: <адрес>Б тепловодосчетчики, произвести на котельной по адресу: <адрес>, на котельной по адресу: <адрес>, на котельной по адресу: <адрес>, на котельной по адресу: <адрес> ревизию предохранительных клапанов, прекращено.

В судебном заседании представитель истца Кайдаракова К.В., действующая на основании распоряжения, по доводам изложенным в иске окончательно уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Аскизского сельсовета:

провести в срок до <дата> на котельной по адресу: <адрес> ремонт кровли;

произвести в срок до <дата> на котельной по адресу: <адрес> А капитальный ремонт здания котельной;

произвести в срок до <дата> на котельной по адресу: <адрес> ремонт баков аккумуляторов;

произвести в срок до <дата> на котельной по адресу: <адрес> реконструкцию дымовой трубы.

Представитель ответчика Мамышев Э.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, не оспаривая факта нарушения администрацией требований федерального законодательства, выявленных в рамках проверки хода подготовки объектов теплоснабжения с. Аскиз к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг. о возложении обязанности по устранению которых прокурором заявлено в уточнении иска, также указав на разумность предложенных прокурором сроков их устранения. Между тем, полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться муниципальное образование Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия в лице Муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельных отношений», а не администрация.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского управления Ростехнадзора Дашкина А.П., в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, в письменном заявлении не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Аскизтеплоснаб» Трояков В.В., в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя предприятия.

Суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса, в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, опросив специалиста, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу подп. «г», «ж» п. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч. 3 ст. 14).

Статья 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 01 ноября 2014 года № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, одним из которых является: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок.

Распоряжением главы администрации Аскизского сельсовета от <дата> с <дата> за МУП «Аскизтеплоснаб» администрации Аскизского сельсовета на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, согласно приложению, состоящее на балансе администрации Аскизского сельсовета.

Из акта приема-передачи объектов и оборудования теплоснабжения (Приложение к распоряжению от <дата>) следует, что администрация Аскизского сельсовета передала, а МУП «Аскизтеплоснаб» приняло в том числе следующее имущество:

- Здание котельной (со всеми сооружениями к ним и всем оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;

- Здание котельной (со всеми сооружениями к ним и всем оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;

- Здание котельной (со всеми сооружениями к ним и всем оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;

- Здание котельной (со всеми сооружениями к ним и всем оборудованием), расположенное по адресу: <адрес>;

В соответствии с договором от <дата> «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Аскизтеплоснаб», заключенным между администрацией Аскизского сельсовета и МУП «Аскизтеплоснаб», целью настоящего договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности Аскизского сельсовета (п. 1.1). Имущество, закрепленное за Предприятием настоящим Договором, является муниципальной собственностью администрации Аскизского сельсовета (п. 1.3).

В силу п.1 ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.1ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в том числе осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от <дата>, проведенной Енисейским управлением Ростехнадзора в отношении МУП «Аскизтеплоснаб», комиссионному акту осмотра дымовой трубы от <дата>, составленному специалистами МУП «Аскизтеплоснаб», не выполнен в полном объеме план мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства с. Аскиз к отопительному сезону 2017-2018 гг., в том числе на котельной не выполнен капитальный ремонт здания; на котельной не произведен ремонт бака аккумулятора; на котельной не произведена реконструкция дымовой трубы, на котельной не выполнен ремонт кровли котельной.

В соответствии с предписанием Енисейского управления Ростехнадзора от <дата> МУП «Аскизтеплоснаб» установлен срок для устранения выявленных нарушений - до <дата>.

В период с <дата> по <дата> на основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора от <дата>-р/кр при проведении внеплановой выездной проверки по фактическому выполнения требований, указанных в предписании от <дата> установлено, что юридическим лицом МУП «Аскизтеплоснаб» не в полном объеме выполнены предписания органа государственного контроля (надзора), в том числе не устранены вышеуказанные нарушения, что подтверждается актом проверки от <дата>.

В соответствии с Распоряжением руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от <дата>, в период с <дата> по <дата> в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду МО Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия. В ходе проведения проверки комиссия установила факт невыполнения администрацией Аскизского сельсовета требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от <дата>.

Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком, и подтвердила опрошенная, в порядке ст. 188 ГПК РФ, государственный инспектор отдела энергонадзора по Республике Хакасия Енисейского управления Ростехнадзора Ходанович Л.А., проводившая проверку МУП «Аскизтеплоснаб».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что перед началом отопительного сезона 2017-2018 гг. и до настоящего времени ответчиком не был проведен в полном объеме комплекс мер, предусмотренных законом по подготовке котельных и оборудования к отопительному сезону, в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении», Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 года № 103.

Оценивая довод представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу будет являться муниципальное образование Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия в лице Муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельных отношений» суд приходит к следующему.

Согласно аб. 36, 39 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с Положением о Муниципальном казенном учреждении «Управление ЖКХ и земельных отношений» данное Управление является отраслевым органом управления Администрации Аскизского сельсовета Республики Хакасия, созданным в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере ЖКХ, земельных и имущественных отношении (п. 1.1 Положения).

Управление находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств администрации Аскизского сельсовета (абз. 4 п. 1.3 Положения).

Исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования Аскизский район является местная администрация поселения – администрация Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (ст.ст. 8, 46 Устава МО Аскизский сельсовет).

Таким образом, администрация Аскизского сельсовета является надлежащим ответчиком по настоящему спору.

На основании вышеизложенного, разрешая заявленные истцом требования, проанализировав фактические обстоятельства дела, учитывая факт выявленных в рамках проверки хода подготовки объектов теплоснабжения с. Аскиз к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг. нарушений действующего законодательства администрацией Аскизского сельсовета, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд полагает требования прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, и что для исполнения решения суда необходимо выделение бюджетных денежных средств, считает разумными установить сроки для исполнения решения суда заявленные истцом.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые заявления прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия провести:

ремонт кровли на котельной по адресу: <адрес>, в срок до <дата>;

капитальный ремонт здания котельной по адресу: <адрес>, в срок до <дата>;

ремонт баков аккумуляторов на котельной по адресу: <адрес>, в срок до <дата>;

реконструкцию дымовой трубы на котельной по адресу: <адрес>, в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.

Председательствующий Т.Э. Булавина

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья Т.Э. Булавина

Копия верна

Судья Т.Э. Булавина