Гражданское дело № 2-120/2022
24RS0050-01-2022-000024-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Белобородовой Е.В.,
при секретаре Шейфер В.В.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,
представителя ответчика АО «КрасЭко» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭко» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭко» о защите прав потребителей. Требования мотивированы тем, что истец с 26.04.2004 является собственником жилого дома, расположенного по адресу:на основании договора купли-продажи от 08.12.2003. До 12.03.2021 дом был оснащен выносным прибором учета электроэнергии Нева № на фасаде дома, установленным на основании решения Сухобузимского районного суда Красноярского края от 08.05.2018, согласно акта проверки (замены измерительного комплекса электрической энергии) от 24.01.2019. Указывает, что вечером 19.02.2021 в доме отключился свет, опломбированный автомат в приборе учета искрил. При звонке в диспетчерскую службу АО «КрасЭко» по номеру телефона № диспетчером рекомендовано снять пломбу и поменять автомат, поскольку в нерабочее время и выходные сотрудники не выезжают на вызовы. 03.03.2021 истец обратился с заявлением в АО «КрасЭко» для опломбировки прибора учета на фасаде дома, однако без его предупреждения расчетным признан прибор учета на опоре. Расположенный прибор учета на опоре SM 101 № не демонтирован, чтобы меняли прибор учета на опоре он не видел. Считает, что прибор учета на опоре по процедуре ввода в эксплуатацию от 02.06.2016 является по решению суда от 08.05.2018 незаконным, однако игнорируя решение суда, сотрудниками АО «КрасЭко» введен прибор учета на опоре, как расчетный, при этом обоснование смены прибора истцу не разъяснено. Полагает, что поскольку прибор учета является недействительным и нарушен порядок установки, все требования по оплате начислений по прибору SM 101 № являются незаконными, в связи с чем оплату с апреля 2021 года приостановил, считает завышенными произведенные ему начисления. Считает незаконными действия ответчика по процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета потребления электроэнергии на опоре линии электропередачи. Несмотря на допущенные нарушения при процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, ПАО «Красноярскэнергосбыт» начислял ему плату за потребленную электроэнергию на основании показаний прибора учета, находящегося на опоре линии электропередач в период с марта 2021 года по настоящее время, считает такие начисления недействительными вследствие нарушения процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета. В связи с тем, что образовалась задолженность за электроэнергию, 13.01.2022 сотрудники АО «КрасЭко» без предупреждения ограничили подачу электроэнергии в жилой дом. С учетом изложенного, просит признать действия АО «КрасЭко» по процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета потребленной электроэнергии на опоре линии электропередач, расположенного по адресу:незаконными, признать платежные документы с 12.03.2022 и по настоящее время по оплате за электроэнергию с использованием показаний прибора учета потребленной электроэнергии типа SM 101 № по указанному адресу недействительными, обязать ответчика убрать уличный прибор учета потребленной электроэнергии типа SM 101 №.
Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд представителя по доверенности.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в иске, дополнительно пояснил, что в соответствии с п. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. Указал, что истец ФИО1 проживает не в многоквартирном доме, а в индивидуальном частном доме, принадлежащем ему на праве собственности, соответственно, бремя оснащения прибором учета и контроль за ним лежит на собственнике данного дома (истце), в связи с чем считает необоснованной ссылку ответчиков в данной части. Ссылаясь на абзац 2 п. 81 Правил, согласно которому ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, в данном случае от истца никакой заявки не было направлено на установление ему прибора учета, в связи с чем действия АО «КрасЭко» являются незаконными по процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета потребленной электроэнергии, ответчиком незаконно произведена замена прибора учета, несмотря на ранее вынесенное решение Сухобузимским районным судом Красноярского края от 08.05.2018, вступившим в законную силу, которым действия АО «КрасЭко» от 02.06.2016 по процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета потребленной электроэнергии типа SM 101 № по адресу:признаны незаконным, на ПАО «Красноярскэнергосбыт» возложена обязанность произвести перерасчет за электроэнергию по показаниям прибора учета ранее установленного. Также указал, что ссылка ответчика на небезопасность прибора является надуманной, поскольку ранее на том же самом месте стоял прибор учета, по которому собственником брались показания и оплачивалась потребленная электроэнергия. В связи с возникшей поломкой (что-то заискрило в приборе) сотрудники АО «КрасЭко» в нарушение действующего законодательства установили прибор учета на опоре линии электропередач (столбе), несмотря на отсутствие какой-либо заявки от собственника, в связи с чем истец лишен возможности эксплуатации прибора учета и снятии с него показаний. Считает, что прибор должен быть в соответствии с ранее принятым решением суда на фасаде дома.
Представитель ответчика АО «КрасЭко» ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, поддержав письменные пояснения, из которых следует, что истцом при ссылке на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 не учтено, что последующий допуск прибора учета по акту допуска от 12.03.2021 № 1/115 осуществлен после названного решения суда, и с соблюдением порядка допуска прибора учета в эксплуатацию, что подтверждается телефонограммой от 05.03.2021 № 1/95, в соответствии с которой истец был уведомлен о праве принять участие в проверке системы учета, и письмом от 05.03.2021 № 21/94 в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт». На основании п. 136 Основных положений № 442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе, путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации. Сам по себе факт установки прибора учета на опоре воздушной линии электропередачи не свидетельствует о незаконности действий ответчиков, так как установка прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности, либо в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности не противоречит п. 144 Основных положений. Поскольку прибор учета № технически исправен и таким прибором учета осуществляется надлежащий учет, оснований для удовлетворения иска нет. Согласно п. 25.1 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в технических условиях для заявителей предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. Учитывая, что прибор учета установлен в пределах Правил № 861 расстояния, нарушений, связанных с местом установки прибора учета нет. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", дополнительно пояснил, что от потребителя ФИО1 поступило обращение в АО «КрасЭко» в связи с возникшими неполадками в приборе учета, в связи с чем еще до выезда специалиста по адресу потребителя, было принято решение выделить новый прибор учета, потребителю было телефонограммой сообщено о дате выезда специалиста, по приезду которого был установлен новый прибор учета, составлен соответствующий акт, в котором ФИО1 отказался расписываться. Прибор учета был установлен в пределах установленного Правилами № 861 расстояния, а именно до установленных 15 метров до земельного участка (в данном случае ближайшая опора находится примерно на расстоянии одного метра от земельного участка), на опоре воздушной линии электропередач в соответствии с действующим законодательством, что не нарушает права потребителя. В другом месте прибор учета, а именно на фасаде дома, отсутствует возможность установки, поскольку за целостность, сохранность и безопасность прибора учета несет ответственность непосредственно сама сетевая организация, а не собственник, для исключения вмешательства в работу прибора, он устанавливается на определенную высоту, работает в автоматическом режиме, в конце месяца также в автоматическом режиме передаются показания прибора учета, которые можно посмотреть потребителю в личном кабинете в сети «Интернет», установленный прибор учета является «интеллектуальным». Какого-либо обращения от потребителя относительно некорректной работы установленного прибора учета, либо передачи неверных показаний в автоматическом режиме от потребителя не поступало. Также указал, что ФИО1 имеет задолженность по оплате электроэнергии, поскольку даже по своему прибору учета не оплачивается потребленная электроэнергия. Считает ссылку истца на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 необоснованной, поскольку действия АО «КрасЭко» были признаны незаконными судом в связи с ненадлежащим уведомлением потребителя о вводе в эксплуатацию прибора учета, в рассматриваемом случае потребитель был уведомлен надлежащим образом, какие-либо нарушения его прав отсутствуют. Сетевая организация выполнила в полном объеме свои обязанности по замене прибора учета, который установлен на границе балансовой принадлежности, потребитель о данных действиях был уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что настаивают на ранее направленном отзыве на исковое заявление, из которого следует, что заявленные требования ФИО1 не признают в полном объеме, указывая на то, что начисление платы за потребленные коммунальные услуги и определение объема коммунальных услуг в жилом доме истца осуществлено в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 25.06.2021), в соответствии с п. 34 (и) которых потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, до 10-го числа, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 66). По состоянию на 24.12.2021 за потребленные коммунальные услуги в жилом доме истца образовалась задолженность в размере 30 841 рубля 53 копеек. 24.01.2019 произведен допуск прибора учета Нева 103 1 SO № в эксплуатацию, за период с 01.01.2019 по 23.01.2019 по бесприборному учету начислено 202 кВт*ч на сумму 533 рубля 28 копеек, с 24.01.2019 начисления осуществляются по прибору учета (на момент установки показания 991865,3) по 12.03.2021 (окончательные показания 024609,0) прибор учета Нева 103 1 SO №, расход потребленной электроэнергии составил 22 744 кВт*ч на сумму 58 466 рублей 48 копеек. С учетом задолженности по электроэнергии на 31.12.2018 в размере 701 рубля 39 копеек и произведенных оплат на сумму 43 474 рублей 92 копеек, задолженность по данному прибору учета составила 16 226 рублей 23 копейки (533,28 + 701,39 + 58466,48 – 43474,92), данный факт отражен в акте сверки расчетов по электрической энергии. Истец, ссылаясь на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 08.05.2018, не указывает, что 12.03.2021 произведена замена прибора учета с Нева 103 1 SO № на SM-101 №, т.к. с 01 июля 2020 г., согласно законодательству, обязанность по установке и обслуживанию приборов учета электроэнергии (ПУ) переходит от граждан и организаций к электрокомпаниям (гарантирующим поставщикам и сетевым организациям). С 01 января 2022 г. у гарантирующих поставщиком и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учета, при наличии такой возможности они могут делать это и ранее данного срока. Особенность интеллектуальных приборов учета в том, что они передают показания в энергокомпанию автоматически. Допуск прибора SM-101 № произведен в полном соответствии с действующим законодательством, регламентирующим порядок допуска ПУ в эксплуатацию. ФИО1 уведомлен посредством телефонограммы от 05.03.2021 № 1/95, ПАО «Красноярскэнергосбыт» письмом № 21/94 от 05.03.2021, при этом неучастие истца в допуске прибора учета не является основанием для признания прибора учета неисправным. Прибор учета устанавливается на границе балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя, которая определяется по линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012. Новые счетчики крепятся прямо на отводе основной ЛЭП, ведущей к потребителю, что исключает возможность технических потерь электроэнергии до ЛЭП, а также несанкционированного подключения к электросетям и энерговоровство. Допуск в эксплуатацию прибора учета электроэнергии от 12.03.2021 № 1/115 тип SM-101 № осуществлен со всеми необходимыми мероприятиями по установке приборов учета. За период с 12.03.2021 (на момент установки показания 000000,7) по 24.12.2021 (показания 005693,0) прибор учета SM-101 № расход потребленной электроэнергии составил 5 692 кВт*ч на сумму 14 615 рублей 30 копеек. С учетом задолженности по электроэнергии на 12.03.2021 в размере 16 226 рублей 23 копеек и произведенных оплат на сумму 0 рублей, задолженность составила 30 841 рубль 53 копейки (16226,23 + 14615,30). В связи с тем, что оплата задолженности за потребленные коммунальные услуги не произведена, ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес сетевой организации филиала АО «Красноярская региональная энергетическая компания» направлено уведомление от 07.12.2021 № 158473 о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии 13.01.2022. Ограничение режима потребления электроэнергии сетевой организацией по адресу: введено 13.01.2022, что подтверждается актом ограничения режима потребления электрической энергии от 13.01.2022 № 20. 17.01.2022 в адрес сетевой организации было направлено письмо-уведомление о необходимости возобновления подачи электроэнергии на основании определения Сухобузимского районного суда о введении обеспечительных мер и возбуждении исполнительного производства по обеспечению подачи электроэнергии до вступления в силу судебного акта. С учетом изложенного считают, что начисления за потребленную электроэнергию произведены на основании исправного прибора учета, введенного в эксплуатацию с соблюдением порядка допуска, а также отключение электроэнергии выполнено ПАО «Красноярскэнергосбты» в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1
В силу положений ст.167 ГПК Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о судебном заседании.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункта 136 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения N 422), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Согласно пункта 137 Основных положений N 422, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно пункту 2 Основных положений N 442 точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии.
Требование по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обусловлено достижением баланса интересов субъектов розничных рынков.
Установка приборов учета на границе балансовой принадлежности позволяет сетевым организациям проводить проверки приборов учета без получения соответствующих допусков в помещение потребителя, а также получать точные данные о потреблении электроэнергии без учета потерь, возникающих в сетях потребителей.
Требования к установке приборов учета закреплены в пункте 144 Основных положений N 442, согласно которому приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В отсутствие технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета устанавливается в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Согласно п. 141 Основных положений N 442, п. 80 Постановления Правительства N 554, начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, предусматривает наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу:, а также потребителем электроэнергии по данному адресу. Гарантирующим поставщиком является ПАО «Красноярскэнергосбыт», сетевой организацией – АО «КрасЭко».
Как следует из акта № 1/115 от 12.03.2021, по адресу истца:, произведена замена прибора учета Нева 103 SO № на SM-101 №, указано, что АО «КрасЭко» гарантирует, что прибор учета соответствует техническим требованиям, полностью исправен и обеспечивает учет электроэнергии в соответствии с заявленным классом точности, балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность установлена на контактном присоединении вводного прибора и прибора учета на опоре ВЛ-0,4кВ, ответственность за состояние контактных соединений на границе эксплуатационной ответственности несет АО «КрасЭко», электроснабжение производится от сети АО «КрасЭко» ТП 10(6)/0,4кВ № 53-10-12 Л-1, опора № 3-1 (находится на балансе АО «КрасЭко»), прибор учета также находится на балансе АО «КрасЭко», на балансе потребителя находится: ввод в здание, РУ-0,22(0,4)кВ, внутренняя электропроводка. От подписи в данном акте потребитель ФИО1 отказался, указав о необходимости опломбировать прибор на фасаде дома, установленный прибор учета на опоре не принял.
За период с 12.03.2021 по 24.12.2021 расход потребленной электроэнергии по прибору учета SM-101 № составил 5 692 кВт*ч на сумму 14 615 рублей 30 копеек. С учетом задолженности по электроэнергии на 12.03.2021 в размере 16 226 рублей 23 копеек и произведенных оплат на сумму 0 рублей, задолженность составила 30 841 рубль 53 копейки (16226,23 + 14615,30). В связи с тем, что оплата задолженности за потребленные коммунальные услуги не произведена, ПАО «Красноярскэнергосбыт» в адрес сетевой организации филиала АО «Красноярская региональная энергетическая компания» направлено уведомление от 07.12.2021 № 158473 о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии 13.01.2022. Ограничение режима потребления электроэнергии сетевой организацией по адресу: введено 13.01.2022, что подтверждается актом ограничения режима потребления электрической энергии от 13.01.2022 № 20. На основании определения Сухобузимского районного суда Красноярского края от 14.01.2022 обеспечена подача электроэнергии в вышеназванное жилое помещение в целях обеспечения иска ФИО1 до рассмотрения настоящего гражданского дела.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что способ установки счетчика на опоре воздушной линии электропередачи прямо предусмотрен пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", при этом заключения каких-либо дополнительных соглашений с потребителем услуг энергоснабжения законом не предусмотрено, на условия поставки электроэнергии данные обстоятельства не повлияли. В рамках программы автоматизации работы прибор учета на опорах линии электропередач был установлен с предварительным уведомлением потребителя о процедуре установки прибора учета, что подтверждено телефонограммой от 05.03.2021. Сам по себе факт установки прибора учета на опоре воздушной линии электропередачи не свидетельствует о незаконности действий ответчиков, так как установка прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности, либо в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, не противоречит пункту 144 Основных положений.
Довод представителя истца ФИО1 – ФИО2 об отсутствии заявки потребителя на смену прибора учета и, соответственно нарушение его прав заменой прибора учета на новый, суд считает несостоятельным, поскольку положениями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов на организацию, осуществляющую снабжение электрической энергией и ее передачу, возложена законом, соответственно, ответчик при замене прибора учета действовал в пределах, возложенных на него законом, обязанностей.
Доводы стороны истца об установлении счетчика на улице без защиты от внешних условий, на высоте, вследствие чего счетчик может функционировать неправильно и потребитель не имеет возможности контролировать визуально его данные, судом также отклоняются, поскольку сведений о технической неисправности прибора учета представитель истца не приводит, какие-либо обращения истца в сетевую организацию по факту некорректных показаний прибора учета, либо его неисправности не поступали, что не оспаривалось стороной истца в судебном заседании.
С 01.07.2020 коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), что следует из положений п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».
С 01.01.2022 у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учета. При наличии такой возможности они могут делать это и ранее данного срока.
В силу ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об электроэнергетике" по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктами 152-154 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, соответственно, приобретение и установка данного прибора учета за счет собственных средств на границе балансовой принадлежности является не только правом, но и обязанностью сетевой организации, одобрение осуществления данных процедур со стороны потребителя не требуется и обратное законом не предусмотрено.
Подпунктом "в" пункта 7 (раздел III) Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация обязана принимать от потребителя показания приборов учета.
После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) сбор, обработка и передача показаний приборов учета электрической энергии осуществляются в автоматическом режиме с использованием такой системы.
Пунктом 13 (раздел IV) Правил N 354 предусмотрено, что при определении объема (количества) коммунальной услуги, предоставленной потребителю, показания приборов учета, переданные потребителем не позднее 25-го числа расчетного периода, учитываются в расчетном периоде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) сбор, обработка и передача показаний приборов учета электрической энергии осуществляются в автоматическом режиме с использованием такой системы.
При этом суд учитывает, вопреки доводам стороны истца, что потребитель не лишен возможности ознакомиться с показаниями прибора учета, в том числе, при обращении в сетевую организацию в установленном порядке.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд не усматривает нарушений действующего законодательства и прав истца при вводе прибора учета SM-101 № в эксплуатацию, поскольку ФИО1 был надлежащим образом уведомлен и дате и времени указанной процедуры, присутствовал при ее проведении, по завершении которой составлен акт допуска прибора в эксплуатацию. Отказ потребителя от подписи в названном акте не свидетельствует о его незаконности.
Ссылку представителя истца ФИО1 – ФИО2 на нарушение прав истца действиями ответчиков вопреки решению Сухобузимского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 суд считает несостоятельной и подлежащей отклонению ввиду следующего.
Решением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 08.05.2018, вступившим в законную силу, действия АО «КрасЭко» от 02.06.2016 по процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета потребления электроэнергии типа SM 101 № по адресу:признаны незаконными, поскольку при составлении акта о вводе в эксплуатацию прибора учета потребления электроэнергии были допущены нарушения п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 в части уведомления потребителей о времени и месте осуществления установки прибора учета и приглашения их для осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, соответственно, судом удовлетворены требования о перерасчете оплаты за потребленную электроэнергию, начиная с 02.06.2016.
При таких обстоятельствах, вновь заявленные требования истцом, подлежащие рассмотрению, не имеют правового отношения к ранее вынесенному судебному акту.
В ходе рассмотрения настоящего спора, судом достоверно установлен допуск в эксплуатацию прибора учета электроэнергии SM-101 № в соответствии с нормами действующего законодательства. Доказательств обратного суду не представлено.
При этом суд считает несостоятельным довод представителя истца о неприменении к спорным правоотношениям коммерческого учета электрической энергии со ссылкой на то, что потребитель ФИО1 является физическим лицом.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" коммерческий учет электрической энергии (мощности) - процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги. Таким образом, коммерческий учет электроэнергии осуществляется для обеспечения финансовых расчетов между предприятиями, генерирующими и распределяющими электроэнергию, и потребителями.
Заявленные требования истца о признании платежных документов с 12.03.2022 по настоящее время по оплате электроэнергии с использованием показаний прибора учета типа SM-101 № недействительными суд также считает не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 59 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев…
Учитывая, что судом не установлено нарушений прав потребителя процедурой ввода в эксплуатацию спорного прибора учета потребленной электроэнергии на опоре линии электропередач, предъявляемые истцу платежные документы на оплату услуг за электроснабжение содержат указание о виде оказанных услуг, объеме потребления электроэнергии, размер тарифа, а также единицу измерения объема электроэнергии, объем реального потребления электроэнергии абонентом, что соответствует п. 59 Правил № 354, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части, а также требований о возложении обязанности на ответчика убрать введенный в эксплуатацию прибора учета потребленной элекроэнергии типа SM-101 №.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «КрасЭко» о защите прав потребителей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Сухобузимский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: подпись Е.В. Белобородова
Мотивированный текст решения составлен 17 июня 2022 г.
Копия верна.
Судья Е.В. Белобородова