Дело № 2-120/2022 УИД 76RS0015-01-2021-003244-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, Муниципальному казенному учреждению «Центр гражданской защиты г. Ярославля», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидациям последствий стихийных бедствий, об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, Муниципальному казенному учреждению «Центр гражданской защиты г. Ярославля», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором, с учетом уточнения требований, просил, признать отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области от 03 марта 2022 года № в назначении ФИО1 досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости незаконным, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Муниципальное казенное учреждение «Центр гражданской защиты» города Ярославля назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения за пенсией с 26 августа 2021 года.
В обоснование иска указано, что по записям трудовой книжки серия № и вкладыша в трудовую книжку серии № он осуществлял трудовую деятельность, дающую ему право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости, а именно работа спасателем в Муниципальном учреждении «Поисково - спасательный отряд» города Ярославля (правопреемник МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля) в период с 30 августа 2002 года по 05 ноября 2019 года продолжительностью 17 лет 2 месяца 6 дней (п. 16 ч. 1 ст. 30 о Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции от 01 октября 2019 года) «О страховых пенсиях»).
26 августа 2021 года ФИО1 обратился в Пенсионный фонд России в Кировском и Ленинском районах города Ярославля с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области от 08 сентября 2021 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
02 февраля 2022 года ФИО1 вновь обратился в Пенсионный фонд России в Кировском и Ленинском районах города Ярославля с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области от 10 марта 2022 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
Исходя из содержания решений ответчик не оспаривает факт работы истца спасателем в Муниципальном учреждении «Поисково - спасательный отряд» города Ярославля (правопреемник МКУ «Центр гражданской защиты » города Ярославля) в период с 01 сентября 2002 года по 05 ноября 2019 года. Истец полагает, что имеет право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости, так как отработал не менее 15 лет спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуациях. 30 августа 2002 года истец был принят на должность спасателя в Муниципальное учреждение «Поисково - спасательный отряд». На основании решений аттестационных комиссий ему были присвоены квалификации: 25 сентября 2002 года - спасатель, 25 октября 2005 года - спасатель 3 класса, 05 декабря 2008 года - спасатель 2 класса. Согласно книжке спасателя истец владеет, кроме основных обязательных навыков спасателя, дополнительными специальностями: газодымозащитник, рабочий люльки подъемника (вышки), стропальщик, электромеханик судов РФ, радиотелефонист судов РФ, водитель малолитражных судов (мотолодка, катер), на основании которых ему присвоена квалификация - спасатель 2 класса. ФИО1 в период работы спасателем выдан персональный жетон МЧС России, он неоднократно проходил обучение и повышение квалификации спасателя с правом ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. За время работы в Муниципальном учреждении «Поисково-спасательный отряд» города Ярославля ФИО1 за добросовестное и профессиональное отношение был награжден ведомственными медалями, а также неоднократно поощрен благодарственными письмами и грамотами. ссылаясь на ст. 19 Конституции РФ (считает отказ ответчика формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № предусмотрена возможность установления тождества профессий, должностей, организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Истец ФИО1 в судебном заседании доводы иска поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что навыки и ответственность как у федеральных служащих, так и у региональных, одинаковые.
Представитель истца ФИО2 в суде позицию доверителя поддержал, пояснив, что общий стаж работы истца составляет 30 лет 4 месяца 8 дней, стаж спасателем более 15 лет. Истец является ветераном труда, отработал 15 лет спасателем. С учетом награжденных ведомственных медалей истец имеет право на получение досрочной пенсии. Тот факт, что он работал в муниципальном образовании, а не федеральном, не может ущемлять права гражданина.
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области ФИО3 в суде возражал против удовлетворения иска, указав, что для досрочного назначения трудовой пенсии требуется федеральный стаж, который у истца отсутствует.
Из отзыва ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области на исковое заявление следует, что 26 августа 2021 года истец обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18. п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, дающего право для досрочной страховой пенсии по старости. Специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 1 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - отсутствует. Работа спасателем в Муниципальном учреждении «Поисково-спасательный отряд» города Ярославля (правопреемник - МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля) не подлежит в зачет специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Муниципальное учреждение «Поисково-спасательный отряд» города Ярославль и его правопреемник МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославль, не входят в состав профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ранее подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран. Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государстве власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидаций их последствий. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика МКУ «Центр гражданской защиты» г. Ярославля, представитель третьего лица ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание представителя не направил, о рассмотрении дела извещен надлежаще.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы по делу, суд пришел к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что 26 августа 2021 года ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Ярославской области (является правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от 08 сентября 2021 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. Указано, что 21 декабря 2020 года ФИО1 исполнилось 53 года. Специальный стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует. В специальный стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включен период: служба в ПЧ-11 ОППО УГПС УВД ЯО с 08 июля 1991 года по 28 августа 2002 года, так как Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года № 516, включением периодов службы в специальный стаж не предусмотрено.
02 февраля 2022 года ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от 03 марта 2022 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа права на назначение досрочной пенсии. В решении указано, что факт работы спасателем не поврежден, в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета период работы в МКУ «Центр гражданской защиты» г. Ярославля отражен без кода.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 01 сентября 2002 года по 05 ноября 2019 года работал спасателем в МУ «Поисково-спасательный отряд» г. Ярославля (с 01 февраля 2005 года переименовано в МУ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению противопожарной безопасности им вопросам гражданской обороны «Центр гражданской защиты» города Ярославля; с 13 июля 2011 года переименовано в МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля). В период работы ФИО1 присвоены квалификации: 25 сентября 2003 года - спасатель, 25 октября 2005 года - спасатель 3 класса, 05 декабря 2008 года - спасатель 3 класса.
Истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе Пенсионного фонда РФ 25 ноября 2002 года, работодателем за спорный период (01 сентября 2002 года по 05 ноября 2019 года) не проставлен код льготы.
Согласно ст.ст. 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях, в населенных пунктах.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Проанализировав представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, об отсутствии у истца ФИО1 достаточного специального стажа не менее 15 лет в связи с несоответствием работы истца требованиям п. п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку спасатели поисково-спасительных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, и не относятся к службам федерального органа исполнительной власти.
Доводы стороны истца о его работе в должности спасателя в аварийно-спасательной службе, которая предоставляет право на досрочное назначение пенсии, поскольку поисково-спасательный отряд является профессиональной аварийно-спасательной службой, при этом, статус спасателя и профессиональные требования к муниципальным и региональным спасателям МЧС идентичны, суд находит несостоятельными, поскольку досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пп. 16 ч. 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС РФ. При этом, спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, их компетенция ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС РФ, указанные лица не пользуются.
Аналогичной оценки подлежат доводы истца об имеющихся у него ведомственных наградах.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А.Соколова