ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121 от 10.02.2012 Бийского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Бийский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Бийский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело №2-121/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Бийск 10 февраля 2012 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Уманца А.С.,

при секретаре Ермаковой Н.С.,

с участием помощника прокурора Бийского района Алтайского края Араповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4 от 01.02.2012 №64 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты.

В обоснование требований ФИО1 указал на то, что решением №64 от 01.02.2012, принятым окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, назначенным на 04.03.2012 (далее по тексту решения - избирательная комиссия) ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Помимо этого в ведомостях проверки подписного листа и в итоговом протоколе проверки подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата от 31.01.2012 указано, что по всем собранным и представленным в подписном листе подписям избирательной комиссией установлено нарушение подпункта «И» пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2011 №263-ФЗ, далее по тексту решения - Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ) в виде несоответствия формы подписного листа законодательству. В результате чего именно по данному основанию были признаны недостоверными (недействительными) все 23 подписи в подписном листе. Однако в вышеназванном Федеральном законе пункт 6.4 в статье 37 отсутствует. Кроме того, данная форма подписного листа была выдана заявителю в избирательной комиссии, и именно по ней и был заполнен подписной лист.

Заявитель считает, что при проверке подписного листа 31.01.2012 избирательной комиссией допущены нарушения действующего законодательства о выборах, в связи чем, оспариваемое им решение является незаконным.

ФИО1 просил признать незаконным оспариваемое им решение и возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2, заявленные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, действующий на основании доверенности - ФИО3, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что основанием для принятия решения об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты явилось то, что заявителем при сборе подписей избирателей в свою поддержку, был использован бланк подписного листа, форма которого не соответствует требованиям, установленным в Приложении №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ. Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом «И» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными. Факт несоответствия формы бланка подписного листа, использованного ФИО1 при сборе подписей избирателей в свою поддержку, форме, установленной Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ, был выявлен избирательной комиссией 31.01.2012 при проверке подписного листа. Представленный ФИО1 в избирательную комиссию подписной лист содержал подписи 23 избирателей. Членом избирательной комиссии Г.Е.В. были подготовлены ведомости проверки подписного листа, предоставленного ФИО1, в которых было указано на суть выявленного нарушения - несоответствие законодательству формы подписного листа, которое в соответствии с подпунктом «И» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, влечет признание недействительными всех подписей избирателей, содержащихся в подписном листе. Однако при написании порядкового номера статьи Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ была допущена техническая ошибка и вместо статьи «38», указана статья «37». Аналогичная техническая ошибка была допущена и при составлении итогового протокола проверки подписного листа, предоставленного ФИО1. 09.02.2012 избирательной комиссией было принято решение №69 об исправлении технической ошибки, в соответствии с которым внесены исправления в ведомости проверки подписного листа и итоговый протокол проверки подписного листа, составленные 31.01.2012, а именно вместо статьи «37», указана статья «38». В результате исправления технической ошибки, изменения правового основания для признания недействительными всех подписей избирателей, содержащихся в подписном листе, представленном в избирательную комиссию ФИО1 не произошло. Бланки подписных листов избирательной комиссией претендентам в кандидаты в депутаты не выдаются, а изготавливаются ими самостоятельно. Использование ФИО1 бланка подписного листа формы, которая была установлена Приложением №6 к Кодексу Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2005 №102-ЗС), является неправомерным, так как требования к форме бланка подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены исключительно Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Выслушав объяснения заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4 ФИО3, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и пунктом 1 статьи 3 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС), гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 4 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован и проживает по адресу: , то есть достиг возраста, с которого гражданин имеет право быть избранным в представительный орган местного самоуправления, имеет гражданство , является жителем , соответственно, имеет право быть избранным депутатом в Бийский районный совет народных депутатов Бийского района Алтайского края, в порядке, установленном законодательством о выборах.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов, в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона).

Аналогичные положения содержатся в статье 157 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС).

В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума, как следует из пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Решением Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края от 14 декабря 2011 года за №33 были назначены выборы депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края шестого созыва на 04 марта 2012 года. Этим решением отмечено, что число избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования и обладающих активным избирательным правом, составляет 28619 человек. Число избирателей по округам определено в соответствии с решением от 29.07.2011 №17 «Об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края в марте 2010 года». Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края возложены на избирательную комиссию муниципального образования «Бийский район».

Согласно решению Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края от 29 июля 2011 года за №17 утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края в марте 2012 года, в соответствии с которой с.Сростки входит в многомандатный избирательный округ №4, с численностью избирателей 5680.

Статьей 48 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС) предусмотрено, что для регистрации кандидат должен представить в соответствующую комиссию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

ФИО1 было необходимо представить не менее 19 подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4.

В судебном заседании установлено, что 22 января 2012 года ФИО1 представил в избирательную комиссию один подписной лист, содержащий 23 подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

В соответствии с требованиями статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС), избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы, членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса, и представляется комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

31 января 2012 года рабочей группой избирательной комиссии была проведена проверка подписного листа, представленного ФИО1, по результатам которой составлен итоговый протокол в соответствии с пунктом 7 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Из содержания ведомостей проверки подписного листа и итогового протокола проверки подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 от 31 января 2012 года следует, что по результатам проверки все 100% подписей избирателей (23 подписи) были признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «И» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ - все подписи избирателей собраны в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям законодательства.

01 февраля 2012 года окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4 принято решение №64 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Суд находит оспариваемое решение избирательной комиссии законным по следующим основаниям.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, изготавливаются и оформляются согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле то обстоятельство, что ФИО1 при проведении сбора подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения в кандидаты в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу №4, был использован бланк подписного листа формы, установленной Приложением №6 к Кодексу Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2005 №102-ЗС.

Форма бланка подписного листа, установленная Приложением №6 к Кодексу Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2005 №102-ЗС), включая ее содержательную часть, не соответствует форме бланка подписного листа, установленной в Приложении №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Закона Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» от 25.08.2011 №98-ЗС, статья 47 указанного Кодекса изложена в новой редакции.

Согласно части 5 статьи 47 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС) подписные листы оформляются по формам, установленным в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Статья 3 Закона Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» от 25.08.2011 №98-ЗС определяет, что настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдума, отзыва, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона.

Таким образом, форма бланка подписного листа в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, установленная Приложением №6 к Кодексу Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2005 №102-ЗС), утратила силу с 27 августа 2011 года, то есть со дня официального опубликования Закона Алтайского края «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов» от 25.08.2011 №98-ЗС.

С учетом изложенного суд полагает, что ФИО1 при сборе подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения в кандидаты в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу №4, на выборы, назначенные на 04.03.2012, надлежало использовать бланк подписного лица формы, установленной в Приложении №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Суд считает установленным, доказанным и не опровергнутым то обстоятельство, что форма подписного листа, использованного ФИО1 для сбора подписей избирателей, включая ее содержательную часть, не соответствует форме бланка подписного листа, установленной в Приложении №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Согласно подпункту «И» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-9 к настоящему Федеральному закону.

Из содержания статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, усматривается, что правильности оформления подписных листов законодатель придает особое значение, поскольку в отношении иных документов закон закрепляет право кандидата в депутаты на замену представляемых ими в соответствующую избирательную комиссию документов, в случае их оформления с нарушением требований закона, но не распространяет данное право на подписные листы в поддержку выдвижения кандидата.

Данный вывод суд основывает также на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 06.07.2010 №1087-О-О, согласно которой такое регулирование обусловливается особым назначением подписных листов как избирательных документов, позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями, необходимый для их регистрации. Оно направлено на обеспечение права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2 Конституции Российской Федерации) при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя. Отсутствие права на замену подписных листов в поддержку выдвижения кандидата после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки. Указанное регулирование в равной мере распространяется на всех кандидатов, которым требуется осуществлять сбор подписей избирателей на соответствующих выборах.

Таким образом, любое несоответствие подписных листов требованиям закона должно расцениваться как основание для признания недействительными имеющихся в них подписей.

На основании изложенного суд соглашается с выводами избирательной комиссии о том, что все 23 подписи избирателей в поддержку самовыдвижения ФИО1 в кандидаты в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу №4, на выборы, назначенные на 04.03.2012, содержащиеся в подписном листе представленном заявителем в избирательную комиссию 22.01.2012, являются недействительными, так как собраны в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ.

В заявлении ФИО1 указывает на то, что в ведомостях проверки подписного листа и в итоговом протоколе проверки подписного листа от 31.01.2012 указано, что по всем собранным и представленным в подписном листе подписям избирательной комиссией установлено нарушение подпункта «И» пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в виде несоответствия формы подписного листа законодательству. В результате чего именно по данному основанию были признаны недостоверными все 23 подписи избирателей в подписном листе. Однако в статье 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ пункт 6.4 отсутствует. В этой связи избирательная комиссия в качестве основания для признания недействительными представленных для проверки подписей избирателей сослалась на несуществующую норму закона, а, следовательно, оспариваемое решение является незаконным.

Суд не соглашается с вышеуказанными доводами заявителя по следующим основаниям.

Из содержания ведомостей проверки подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 от 31 января 2012 года следует, что по результатам проверки все 100% подписей избирателей были признаны недействительными, так как они собраны в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям законодательства.

В графе ведомостей проверки подписного листа «Нарушение (основание), (№ пункта, № статьи)» указана норма права - подпункт «И» пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.

В итоговом протоколе проверки подписного листа с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата ФИО1 от 31.01.2012 указано, что количество недостоверных подписей составляет 100% на основании подпункта «И» пункта 6.4 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.

Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4 ФИО3 о том, что при написании порядкового номера статьи Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в текстах ведомостей проверки подписного листа и итогового протокола проверки подписного листа, была допущена техническая ошибка и вместо статьи «38», указана статья «37».

Данный вывод суд основывает на доказательствах, представленных в материалах дела и исследованных в судебном заседании.

Так, из содержания ведомостей проверки подписного листа следует, что по результатам проверки все 23 подписи избирателей были признаны недействительными в связи с несоответствием формы бланка подписного листа законодательству.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей К.А.В. и С.Т.Д., являющиеся соответственно председателем и руководителем рабочей группы окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, пояснили суду, что при проверке подписного листа с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата ФИО1 было установлено, что форма подписного листа, использованного заявителем для сбора подписей избирателей, включая ее содержательную часть, не соответствует форме бланка подписного листа, установленной в Приложении №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ. Данное обстоятельство в соответствии с подпунктом «И» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ являлось основанием для признания недействительными всех подписей избирателей, имевшихся в указанном подписном листе. Однако при написании порядкового номера статьи Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ в текстах ведомостей проверки подписного листа и итогового протокола проверки подписного листа, была допущена техническая ошибка и вместо статьи «38», указана статья «37». Вместе с тем, правовым основанием для отказа в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты, явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «Д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ). Избирательной комиссией было принято решение №69 об исправлении технической ошибки, в соответствии с которым внесены исправления в ведомости проверки подписного листа и итоговый протокол проверки подписного листа, составленные 31.01.2012, а именно вместо статьи «37», указана статья «38».

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, так как они согласуются друг с другом и не противоречат другим доказательствам, представленным в деле.

Судом установлено, что 09.02.2012 избирательной комиссией было принято решение №69 об исправлении технической ошибки, в соответствии с которым внесены исправления в ведомости проверки подписного листа и итоговый протокол проверки подписного листа, составленные 31.01.2012, а именно вместо статьи «37», указана статья «38».

Суд считает, что техническая ошибка, допущенная при указании в ведомостях проверки подписного листа и итоговом протоколе проверки подписного листа, составленных 31.01.2012, статьи Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (вместо «подпункт «И» пункта 6.4 статьи 38» - «подпункт «И» пункта 6.4 статьи 37») не влечет за собой правовых последствий, дающих основания для признания оспариваемого решения незаконным. По мнению суда, избирательной комиссией верно определено правовое основание для признания недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписном листе, представленном ФИО1, о чем внесена соответствующая запись в ведомости проверки подписного листа.

Кроме того, на момент рассмотрения судом дела, допущенные технические ошибки, послужившие одним из оснований для оспаривания заявителем принятого избирательной комиссией решения, устранены на основании решения №69 от 09.02.2012.

В результате исправления технической ошибки, изменения правового основания для признания недействительными всех подписей избирателей, содержащихся в подписном листе, представленном в избирательную комиссию ФИО1 не произошло. А значит, не изменилось и основание, по которому избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «Д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).

В заявлении ФИО1 указывает на то, что бланк подписного листа формы, установленной Приложением №6 к Кодексу Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2005 №102-ЗС), был вручен ему лично председателем окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4 К.А.В. и именно поэтому, он использовал этот бланк для сбора подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 пояснил, что бланк подписного листа К.А.В. ему передал в помещении избирательной комиссии, при этом никто не присутствовал. О том, какие требования установлены законодательством к форме подписного листа, ему на момент сбора подписей избирателей известно не было.

Суд находит бездоказательными вышеуказанные доводы заявителя по следующим основаниям.

Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов определен статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и статьей 161 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС).

Действующее законодательство о выборах не возлагает на избирательные комиссии обязанность предоставлять гражданам, заявившим о самовыдвижении в кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования, бланки подписных листов.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля К.А.В., являющийся председателем окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, пояснил суду, что он не выдавал бланки подписных листов ФИО1, так как это не входит в обязанности избирательной комиссии. Заявитель не обращался к нему за разъяснением о том, какая форма подписного листа должна использоваться при сборе подписей избирателей.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.Т.Д., являющаяся руководителем рабочей группы окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, пояснила суду, что бланки подписных листов претендентам в кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования избирательной комиссией не выдаются.

Допрошенный в судебном заседании Н.М.М., являющийся доверенным лицом заявителя и осуществлявший непосредственно сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения ФИО1 в кандидаты в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу №4 на выборы 04.03.2012, пояснил суду, что бланк подписного листа ФИО1 передал ему в помещении избирательной комиссии. О том, где и у кого ФИО1 взял бланки подписного листа, ему неизвестно.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, так как они согласуются друг с другом и не противоречат другим доказательствам, представленным в деле.

Суд считает, что, проводя работу, по самовыдвижению в кандидаты в депутаты, ФИО4 надлежало руководствоваться действующим законодательством о выборах, в том числе, при организации и непосредственном сборе подписей избирателей в свою поддержку (включая использование бланка подписного листа установленной формы). Вместе с тем, судом установлено, что требования по использованию при сборе подписей избирателей подписного листа формы, установленной Приложением №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ, ФИО1 не исполнены. Допущенное нарушение явилось основанием для признания собранных подписей избирателей недействительными.

В заявлении, а также в судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 указали, что, по их мнению, использование заявителем подписного листа формы, не предусмотренной Приложением №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ, не влечет неправильного восприятия текста и как следствие неправильное формулирование волеизъявления избирателей, подписавшихся в поддержку его самовыдвижения в кандидаты в депутаты, а также не препятствует избирательной комиссии в проверке сведений об избирателях, подписавшихся за конкретного кандидата. Содержательная часть подписного листа, использованного ФИО1 для сбора подписей избирателей, имеет незначительные отличия от содержательной части подписного листа формы, предусмотренной Приложением №8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ, а, следовательно, использование подписного листа неустановленной формы является несущественным нарушением и не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Суд находит вышеуказанные доводы заявителя и его представителя несостоятельными и считает, что они основаны на неверном толковании закона.

Суд считает, что избирательной комиссией, правовые основания для признания недействительными всех 23 подписей избирателей в подписном листе, представленном ФИО1 - подпункт «И» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, определены верно.

С учетом того, что ФИО1 в избирательную комиссию был представлен только лишь один подписной лист, содержащий 23 подписи избирателей, которые в установленном законом порядке были признаны недействительными, основания для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу №4 на выборы 04.03.2012 отсутствовали, а имелось основание для отказа ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты, на основании пункта «Д» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1.1 статьи 112 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (в редакции Закона Алтайского края от 25.08.2011 №98-ЗС) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом, суд может отменить решение соответствующей комиссии об отказе в регистрации кандидата.

В ходе рассмотрения дела судом не выявлено нарушений, допущенных окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4, которые могли бы повлечь отмену принятого решения от 01.02.2012 за №64 и в этой связи не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь статьями 55, 56, 194-199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Бийского районного совета народных депутатов Бийского района Алтайского края по многомандатному избирательному округу №4 от 01.02.2012 №64, об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 12 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении пяти дней со дня принятия судом решения в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы или представления прокурора через Бийский районный суд.

Судья А.С.Уманец