ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1210/18 от 05.02.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

гр.дело №2- 1210/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

05 февраля 2018 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Алееве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пунеговой Л.К. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья;

у с т а н о в и л :

Пунегова Л.К. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар», оспаривая законность действий ответчика по отказу в принятии ее на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в порядке, предусмотренном Законом Республики Коми N 30-РЗ от 05.04.2005 "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", настаивала на обязании АМОГО « Сыктывкар» включить ее в список граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В обоснование требований указала, что в постановке на учет ей необоснованно отказано по мотиву повторного получения мер социальной поддержки.

Пунегова Л.К., а также привлеченный судом к участию в деле Пунегов А.Н., ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ранее в ходе судебного разбирательства истица, ее представитель, на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель истца ходатайствовала об отложении дела рассмотрением в связи с нахождением ее на листке нетрудоспособности.

Представитель Администрации МОГО «Сыктывкар» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что препятствием в постановке истца на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является то, что ранее для тех же целей из бюджета того же уровня истцу была предоставлена социальная выплата в виде компенсации ... процентной ставки по ипотечному кредиту.

Рассматривая ходатайство представителя об отложении дела рассмотрением, суд считает его не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии со ст.169 ГПК РФ, отложение дела рассмотрением возможно в любой части судебного разбирательства, если имеются к этому основания. В силу ч.3 указанной статьи суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если признает причины их неявки неуважительными. При этом, по мнению суда, любые обстоятельства, связанные с личностью представителя, не могут служить основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку граждане не ограничены в возможности выбора своих представителей.

Заслушав объяснения явившейся стороны, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено, Пунегова Л.К. с составом семьи ... человек ( включая супруга, ... детей), проживает и зарегистрирована по месту жительства с ** ** **. в ..., общей площадью ... кв.м. Таким образом, на каждого из проживающих в данной квартире приходится по ... кв.м. ( ... что на ... кв.м. менее установленной нормы постановки на учет ( ... кв.м.).

Указанное жилое помещение находится в долевой собственности истицы и членов ее семьи ( запись о ГРП № ... от ** ** **.)

Как следует из материалов дела, ** ** **. Пунегова Л.К. обратилась в АМОГО « Сыктывкар» с запросами о принятии ее с составом семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в порядке, предусмотренном Законом Республики Коми N30-РЗ, по категориям « ...» и « ...».

Письмом от 27.10.2016г. Администрацией МОГО « Сыктывкар» ей было разъяснено, что постановка на учет не может быть произведена, т.к. по сведениям Минэкономразвития РК, ранее ей уже предоставлялась иная социальная выплата (вид господдержки).

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Статьей 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005г. N30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми: состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющие право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, в том числе работники учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; семьи, имеющие трех и более детей.

В соответствии с ч.3 п.13 ст.2 Закона РК от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданину и лицам, указанным в качестве членов его семьи, ранее были оказаны различные виды государственной поддержки (субсидии, социальные выплаты, ссуды и другие) в улучшении жилищных условий или на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; (в ред. Законов РК от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 23.12.2008 N 150-РЗ).Таким образом, из буквального толкования приведенных положений следует, что правом состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по нормам Закона N 30-РЗ обладают граждане отдельных социальных категорий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ранее не использовавшие любые иные виды государственной поддержки, имеющие целью решение их жилищной проблемы.

Как следует из списков получателей социальных выплат на погашение процентов по ипотечным жилищных кредитам Минэкономразвития РК, а также не оспаривалось самой истицей, в ** ** **. за счет средств республиканского бюджета ей была произведена выплата, направленная на компенсацию процентной ставки по ипотечному кредиту, предоставленному для приобретения ранее занимаемого ее семьей жилого помещения в ..., общей площадью ... кв.м.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О и др.), требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия такой выплаты определяются самим законодателем.

Закрепив в Законе Республики Коми от 5 апреля 2005г. N30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" право многодетных семей и иных категорий граждан на получение за счет средств республиканского бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РК было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности субъекта и иные факторы, предусмотреть условия предоставления указанной социальной выплаты.

Конституционный Суд РК в Постановлении от 31.05.2013г., прямо указал, что предусмотренная Постановлением Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденным им Порядком, социальная выплата в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми, является ничем иным, как дополнительной мерой социальной поддержки лиц, имеющих невысокий доход и нуждающихся в улучшении жилищных условий и принявших решение о самостоятельном строительстве или приобретении жилого помещения за счет заемных денежных средств (кредитов).

Исходя из того, что ранее истцу предоставлялись данные меры дополнительной социальной поддержки, а положения ч.3 п.13 ст.2 Закона РК от 05.04.2005 N 30-РЗ прямо указывают о том, что получение различных ( т.е. как основных, так и дополнительных) видов государственной поддержки в решении жилищной проблемы лишает гражданина права на получение в последующем социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми N 30-РЗ от 05.04.2005 "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", правовые основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных исковых требований Пунеговой Л.К. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми N 30-РЗ от 05.04.2005 "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Судья - Ю.А.Дульцева