ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1210/2013 от 08.10.2013 Кировского городского суда (Ленинградская область)

  Дело № 2-1210/2013 08 октября 2013 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Кировский городской суд Ленинградской области

 в составе председательствующего судьи Невской Н.С.,

 при секретаре судебного заседания Маловой А.В.,

 с участием истца ФИО1, его представителей – ФИО2, ФИО3,

 представителя администрации МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО4,

 представителя администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО5,

 третьих лиц ФИО6, ФИО7, ФИО8, ее представителя ФИО9, Пак А.С., ФИО10,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области и администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании права на изменение вида разрешенного использования земельного участка, признании права использовать земельный участок для ведения дачного хозяйства, признании незаконным бездействия администрации по не проведению публичных слушаний и обязании провести публичные слушания,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением, указав, что является собственником 1114/116015 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 116015 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для организации крестьянского (фермерского) хозяйства смешанного направления. 13 ноября 2012 года обратился в администрацию МО Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства. 11.12.2012 письмом исполняющего обязанности главы администрации МО Кировское городское поселение ФИО11 ему (заявителю) было отказано в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на основании отрицательных результатов публичных слушаний от 15.04.2009, постановления администрации МО Кировское городское поселение от 20.04.2009 № 161 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по указанному адресу», а также в связи с нарушением требований действующего законодательства в части охраны земель сельскохозяйственных угодий. Считает отказ администрации незаконным, поскольку администрация в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ обязана была провести публичные слушания, и только после соблюдения предусмотренной законом процедуры принять решение. Указал на то, что спорный земельный участок возможно использовать под дачное хозяйство и строительство с учетом его категории и качественных характеристик. Просил признать незаконным отказ исполняющего обязанности главы администрации МО Кировское городское поселение ФИО11 в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязать администрацию назначить публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования (т. 1 л.д. 1-11).

 Определением суда от 12.03.2013 заявление ФИО1 было оставлено без движения, поскольку суд усмотрел в его заявлении спор о праве и предложил заявителю устранить недостатки, а именно, указать других участников общей долевой собственности в качестве участников процесса, представить документы, свидетельствующие о разделе спорного участка и создании дачного некоммерческого партнерства «Молодцово» (т. 1 л.д. 160). Во исполнение определения заявитель 03.04.2013 представил то же самое заявление в порядке ст. 25 ГПК РФ, изменив его заголовок на «исковое заявление» (т. 1 л.д. 163-173).

 Определением суда от 12.04.2013 заявление ФИО1 было оставлено без рассмотрения, поскольку суд усмотрел спор о праве собственника части земельного участка использовать этот участок для целей, не предусмотренных его разрешенным использованием, и о возможности перевода спорного земельного участка из одной категории в другую (т. 2 л.д. 83-84). Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20.06.2013 данное определение было отменено, а исковое заявление ФИО1 направлено в Кировский городской суд для рассмотрения по существу (т. 2 л.д. 109-111).

 В ходе судебного разбирательства представитель ФИО1 – ФИО2 дополнил исковые требования и просил признать за ФИО1 право на изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», признать за истцом право использовать данный земельный участок для ведения дачного хозяйства, признать незаконным бездействие администрации МО Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области по не назначению публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка (т. 2 л.л. 117, 118).

 В судебном заседании ФИО1, его представители ФИО2 и ФИО3 исковые требования поддержали, при этом отметили, что нарушение администрацией процедуры по изменению вида разрешенного использования земельного участка (не проведение публичных слушаний), является основанием для удовлетворения иска.

 Представитель администрации МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО4 в судебном заседании иск не признала.

 Определением суда от 12.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кировского муниципального района Ленинградской области (т. 3 л.д. 84). Представитель данного ответчика ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку считает, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка приведет к изменению статуса и категории земли, что недопустимо. Кроме того, считает, что нет необходимости в повторном проведении публичных слушаний по спорному вопросу, так как в 2009 году такие публичные слушания уже проводились и имели отрицательный результат.

 Определением суда от 12.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены другие участники общей долевой собственности на земельный участок по адресу: Ленинградская область, Кировский район, участок мелиорации Синявино IV, 2-я очередь, а именно, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО6, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО7, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО8, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, Пак А.С., ФИО56 И., ФИО56 И., ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО10, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, а также дачное некоммерческое партнерство «Молодцово», созданное с целью ведения коллективного дачного хозяйства на спорном земельном участке (т. 1 л.д. 27-40, т. 3 л.д. 53, 57-70, 72-78, 81, 84, 149-159).

 В судебном заседании третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ее представитель ФИО9, Пак А.С., ФИО10 исковые требования ФИО1 поддержали. Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, при этом интересы ДНП «Молодцово» в судебном заседании представлял ФИО1 как один из учредителей партнерства (т. 3 л.д. 74, 75), а интересы ФИО13, ФИО27, ФИО14, ФИО64, ФИО17, ФИО70, ФИО36, ФИО37, ФИО18, ФИО63, ФИО61, ФИО89, ФИО54, ФИО26, ФИО31, ФИО25, ФИО85, ФИО12, ФИО20, ФИО59, ФИО65, ФИО82, ФИО34, ФИО51, ФИО53, ФИО86, ФИО30, ФИО75, ФИО21 представляли ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на основании нотариально удостоверенных доверенностей на ведение дела в суде (т. 2 л.д. 192-240, т. 3 л.д. 1-43, 131-133).

 Третьи лица ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО17, ФИО20, ФИО22, ФИО25, ФИО27, ФИО30, ФИО31, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО48, ФИО51, ФИО53, ФИО54, ФИО59, ФИО61, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО70, ФИО75, ФИО82, ФИО85, ФИО86, ФИО89, ФИО84, ФИО87, ФИО58, ФИО42, ФИО47 о времени и месте слушания дела извещены, остальным третьим лицам уведомление о слушании дела направлено по последнему известному месту жительства (т. 3 л.д. 85-88, 117-126, 89-116, 127, 128).

 Суд, выслушав истца ФИО1, его представителей ФИО2 и ФИО3, представителя администрации МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО4, представителя администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО5, третьих лиц ФИО6, ФИО7, ФИО8, ее представителя ФИО9, Пак А.С., ФИО10, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании договора дарения от 25.12.2009 ФИО1 является собственником трех 1114/116015 долей и 1179/116015 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 116015 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для организации крестьянского (фермерского) хозяйства смешанного направления (т. 1 л.д. 18-26, т. 3 л.д. 150, 158). Остальная часть данного земельного участка принадлежит в долях вышеуказанным третьим лицам. Спорный земельный участок отмежеван и поставлен на кадастровый учет под номером № (т. 1 л.д. 15-17). С целью ведения коллективного дачного хозяйства на указанном земельном участке было создано ДНП «Молодцово» (т. 3 л.д. 55, 56, 57-70, 72-78).

 13 ноября 2012 года представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 обратился в администрацию МО Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, а именно, для дачного строительства (т. 2 л.д. 72-79).

 Письмом исполняющего обязанности главы администрации МО Кировское городское поселение ФИО11 № от 11.12.2012 ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на основании отрицательных результатов публичных слушаний от 15.04.2009, постановления администрации МО Кировское городское поселение от 20.04.2009 № 161 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по указанному адресу», а также в связи с нарушением требований действующего законодательства в части охраны земель сельскохозяйственных угодий (т. 1 л.д. 13-14).

 Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

 Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

 В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

 В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

 Из материалов дела следует, что в границах территории, на которой расположен спорный земельный участок, правила землепользования и застройки не разработаны (т. 2 л.д. 122).

 В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до 31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

 В силу правил, предусмотренных пунктами 8 и 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании таких рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

 Порядок проведения публичных слушаний в МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области предусмотрен в ст. 28 Устава муниципального образования (т. 2 л.д.18-19).

 Из материалов дела видно, что 04.04.2009 в МО Кировское городское поселение проводились публичные слушания по заявлению ФИО91 по вопросу изменения разрешенного вида использования земельного участка по адресу: Ленинградская область, Кировский район, участок мелиорации Синявино IV, 2-я очередь с разрешенного вида использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства смешанного направления» на разрешенный вид использования «для дачного строительства». По результатам этих публичных слушаний постановлением главы администрации МО Кировское городское поселение № 161 от 20.04.2009 было отказано в изменении вида разрешенного использования (т. 2 л.д. 63, 64-68, 69).

 Исходя из смысла п. 1, 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, публичные слушания должны проводиться на основании обращений граждан за изменением разрешенного вида использования земли.

 В ходе судебного разбирательства представители ответчиков не отрицали, что по заявлению ФИО1 об изменении разрешенного вида использования спорного земельного участка «для дачного строительства» публичные слушания не проводились. Не смотря на то, что в 2009 году органами местного самоуправления в установленном порядке уже было принято решение по данному вопросу, по заявлению ФИО1 процедура, предусмотренная законом, не была соблюдена.

 Однако, указанное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку в рассматриваемом случае у ФИО1 отсутствует объективное право требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка категории земель «сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства смешанного направления» на разрешенное использование, связанное с ведением дачного хозяйства или дачным строительством, либо иным строительством, не относящимся к разряду крестьянского (фермерского) хозяйства.

 В силу ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли по целевому назначению на несколько категорий, исходя из которых эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 Согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Часть 3 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

 Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

 Пунктом 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

 В силу п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

 Пунктом 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

 При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен. В этой связи следует учесть, что, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.

 Между тем, согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В настоящее время указанный классификатор Минэкономразвития России не утвержден.

 Таким образом, до утверждения классификатора виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, являющимся, как и карта градостроительного зонирования, составной частью правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

 В соответствии со ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

 Главная особенность земель сельскохозяйственного назначения состоит в том, что земли здесь выступают в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота. Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

 Развитие принципа использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с их разрешенным использованием получило в ст. 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 При этом ст. 78 ЗК РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

 Таким образом, законодательство допускает использование для ведения дачного хозяйства, в том числе и дачного строительства, земель сельскохозяйственного назначения.

 В абзаце 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Вместе с тем, как указывалось выше, положение данной статьи говорят о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

 Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

 Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

 В отличие от прав этих субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

 Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

 Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ), в том числе путем изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка, допускаемого статьей 78 ЗК РФ.

 Однако, решение вопроса о предоставлении земельного участка гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства имеет свои особенности.

 Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее –Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

 При этом статьей 13 указанного Закона установлено, что орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Следовательно, именно органам местного самоуправления предоставлено право определять потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

 Пунктом 2 ст. 14 Закона предусмотрено, что орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

 Данное положение закона прямо указывает на то, что земельные участки садоводческим, огородническим и некоммерческим объединениям граждан могут предоставляться только при условии разработанных и утвержденных в установленном порядке схем зонирования территорий.

 Следующим этапом в силу ст. 12, 14 Закона является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

 По смыслу п. 1 ст. 16 Закона во взаимосвязи с п. 4 ст. 14 Закона предоставление земельных участков «для размещения дачного некоммерческого объединения граждан» осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

 При этом следует учесть особенности правового режима сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, который регламентирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства (дачного строительства)» на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.

 Вместе с тем, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

 Таким образом, дачное строительство на сельскохозяйственных угодьях недопустимо, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства (дачного строительства)» невозможно без изменения категории земель.

 Кроме того, надлежит принять во внимание следующие обстоятельства.

 Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса РФ» следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.

 Анализ вышеприведенных положений законодательства, устанавливающего особенности использования земель сельскохозяйственного назначения, позволяет сделать следующие выводы:

 1) виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определяются градостроительным регламентом и схемой зонирования территорий в соответствии с принятыми органами местного самоуправления правилами землепользования и застройки;

 2) изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства (дачного строительства)» в любом случае невозможно без изменения категории земель;

 3) земельные участки садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан могут предоставляться при условии разработанных и утвержденных в установленном порядке схем зонирования территорий по решению органа местного самоуправления в случае наличия объективной потребности граждан в предоставлении таких участков. Намерение собственника земельного участка земель сельскохозяйственного назначения организовать на этом участке такое товарищество или партнерство не соответствует указанному принципу, а потому такое намерение невозможно без перевода данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

 Как уже было отмечено выше на территории МО «Кировск» Кировского района Ленинградской области правила землепользования и застройки не разработаны. Кроме того, отсутствуют сведения подтверждающие потребность граждан в предоставлении земельных участков для ведения садоводческого, огороднического или дачного хозяйства.

 В судебном заседании истец подтвердил, что на спорном земельном участке им самим и иными участниками общей долевой собственности ведется строительство дачных домов для сезонного и постоянного проживания. Следовательно, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» ведется дачное строительство, что невозможно без перевода земель в другую категорию путем решения данного вопроса органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ).

 При таких обстоятельствах, у истца и других участников общей долевой собственности на спорный земельный участок отсутствуют основания для требования об изменении вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка, а потому не проведение администрацией процедуры публичных слушаний по заявлению истца по данному вопросу правового значения не имеет.

 Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО1

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области и администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании права на изменение вида разрешенного использования земельного участка, признании права использовать земельный участок для ведения дачного хозяйства, признании незаконным бездействия администрации по не проведению публичных слушаний и обязании провести публичные слушания отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.

 <данные изъяты> Судья Н.С. Невская