ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1210/2013 от 24.01.2013 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 24 января 2013 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Нуждина А.В.,

с участием представителя заявителя – ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,

при секретаре Гавриловской А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об оспаривании решения государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об оспаривании решения государственного органа.

Указала, что запросом от ... они обратились к заинтересованному лицу с запросом о предоставлении письменной информации об объектах недвижимого имущества и о наличии (отсутствии) фактов государственной регистрации ФИО3, ФИО4 права на собственность объектов недвижимого имущества.

Сообщением от ... им было указано на оставление запроса без рассмотрения. Основанием для оставления без рассмотрения послужило, что Оренбургская таможня отсутствует в Перечне лиц и органов власти, которым представляются сведения о содержании правоустанавливающих документов.

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области считает указанный отказ противоречащим действующему законодательству.

Просили суд признать отказ ... от ... в предоставлении письменной информации о правах ФИО3, ФИО4 на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества на территории Оренбургской области незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1, действующая на основании заявления, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица ФИО2, действующий на основании доверенности, просил суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 257 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что ... УМВД РФ по Оренбургской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Оренбургской области с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО3, ФИО4

Письмом от ...... Управление Росреестра по Оренбургской области направило в УМВД РФ по Оренбургской области уведомление об оставлении запроса без рассмотрения на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Частью 1 статьи 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения гражданина с заявлением в суд со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Как следует из представленных материалов, письмо было направлено в адрес заявителя ... и получено им ....

В Ленинский районный суд г. Оренбурга заявитель обратился ..., то есть в установленный законом срок.

По существу жалобы суд приходит к следующему.

На основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции.

До настоящего времени Указ Президента РФ, определяющий перечень федеральных государственных органов, руководителям которых предоставляется право на предоставление сведений, не издан.

В то же время как указано в ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», целью получения сведений является исполнение федеральными государственными органами обязанностей по противодействию коррупции.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Как следует из представленного заявления, целью получения сведений являлась проверка достоверности и полноты сведений, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных заместителем начальника МО МВД России «Бузулукский» ФИО4 и супруга ФИО3

Кроме того, порядок проведения проверок на предмет достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, регламентирован Указом Президента от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Названным выше Указом утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Положение определяет порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2019 № 559 гражданами, в том числе занимающими федеральную государственную службу.

Пункт 2 Положения устанавливает, что проверка, предусмотренная подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего Положения, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственных служащих, замещающих любую должность федеральной государственной службы.

Таким образом, замещение любой должности федеральной государственной службы, является самостоятельным основанием для проведения проверки в порядке, установленном Указом.

В соответствии с пунктом 7 Положения - кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку представленных гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную службу.

Пунктом 13 Положения установлено, что кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995г.№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом, при осуществлении проверки самостоятельно кадровые службы государственных органов власти вправе в числе прочих полномочий направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сроки рассмотрения поступившего заявления установлены пунктом 20 Положения, в соответствии с которым руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предоставить запрашиваемую информацию. При этом, государственные органы и организации, их должностные лица обязаны исполнять запрос в срок, указанный в нем, срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию.

Таким образом, само по себе отсутствие Указа Президента не может служить основанием, освобождающим Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от обязанности исполнять возложенные на него функции по предоставлению федеральным государственным органам необходимых сведений для противодействия коррупции.

Кроме того, Указ Президента является подзаконным актом, а следовательно имеет меньшую юридическую силу, чем Федеральный Закон «О противодействии коррупции» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которых имеется четкое указание на необходимость проверки представителем нанимателя сведений, в том числе по вопросам о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, предоставляемых государственным и муниципальным служащим при поступлении на службу.

Учитывая совокупность вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что уведомление от ...... об оставлении запроса УМВД РФ по Оренбургской области без рассмотрения является незаконным и необоснованным, в связи с чем заявление УМВД РФ по Оренбургской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 254 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об оспаривании решения государственного органа - удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ... от ... об оставлении запроса без рассмотрения.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области устранить нарушения, допущенные при рассмотрении запроса Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области от ... о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО3, ФИО4

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский Областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья:

Полный текст решения изготовлен ....

Судья: